Конспект урока по геометрии в 7а классе
«Смежные и вертикальные углы»
Дата 15.09.2022 класс 7а
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Учебник: Геометрия. 7-9 классы/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
Планируемые результаты:
Личностные: ответственное отношение к учебе, умение ясно излагать мнение, умение определять правильность, дружелюбное отношение к другим
Метапредметные: умение ставить цель, планировать, выполнять работу по образцу и алгоритму, строить логические заключения, определять удобные (рациональные) способы решения, анализировать, сравнивать, определять важное; умение работать в паре
Предметные: уметь распознавать смежные и вертикальные углы на чертежах;
строить смежные и вертикальные углы; применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач; оценивать правильность выполнения заданий по предложенным критериям.
Формы обучения: парная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Структура урока
-
Организационный этап
-
Актуализация знаний.
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Первичное усвоение новых знаний.
-
Первичная проверка понимания.
-
Первичное закрепление.
-
Рефлексия (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Этапы занятия | Используемые методы, приемы, техники | Методические рекомендации и дидактические материалы |
1) Организационный этап. 1-2 мин. | Словесный метод. | Приветствие. Готовность к уроку. |
2) Актуализация знаний. 5 мин. | Словесный метод. Викторина с последующей взаимопроверкой. Учащиеся формулируют основной свойство друг другу поочередно. | Учащимся предлагается ответить на вопросы викторины в тетрадях, а потом проверить работу соседа по ответам на слайде: 1) единица измерения углов (градус); 2) градусная мера развернутого угла (1800); 3) градусная мера неразвернутого угла (менее 1800); 4) угол, градусная мера которого меньше 900 (острый); 5) угол, градусная мера которого меньше 1800, но больше 900 (тупой); 6) сколько минут составляют 1 градус (60,); 7) Дано: АОВ = 470, СОВ = 290. Найти: АОС. (770) Назовите основное свойство измерения углов. |
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3 мин. | Индивидуально. «Карточки». Ученики показывают карточки с вариантами ответов АБВГ Фронтальный метод. | Сегодня узнаете другие виды углов. Учащиеся выполняют задание индивидуально. Разделить углы, изображенные на рис. 1 на две группы: а) , б ) , в) , г) . По какому принципу поделили? |
4) Первичное усвоение новых знаний. 10 мин. | Работа в парах с последующей проверкой, используя «Речевые образцы» и «Образцы» в тексте учебника. Объяснение на основе «Речевого образца». Взаимоконтроль в парах. | I. Ответьте на вопросы 1-3 и выполните задание 4. 1. Сколько углов изображено на рисунке? Какие это углы? 2. Какая взаимосвязь существует между этими углами? 3. Какую градусную меру имеет развернутый угол? 4. Сформулируйте свойство смежных углов. II. Выполните задания на вопросы и ответьте на вопросы. 1. Начертите неразвернутый угол МОТ. 2. Проведите лучи ОС и ОД, которые являются продолжением сторон угла МОТ. 3. Сколько неразвернутых углов получилось? 4. Выпишите углы, которые не являются смежными. 5. Запишите в тетради: МОТ и СОД – вертикальные углы; МОД и ТОС – вертикальные углы. 6. Сформулируйте понятие вертикальных углов. 7. Сформулируйте свойство вертикальных углов. |
1. Выпишите смежные углы, ответ объясните соседу по парте. 2. Выпишите вертикальные углы, ответ объясните соседу по парте. |
5) Первичная проверка понимания. 5 мин. | Работа в парах, используя «Перевод информации» и «По алгоритму». «Карточки». Ученики показывают карточки с вариантами ответов АБВГ | Решите задачи: 1а) Проведите луч ОС так, чтобы углы АОВ и СОВ были смежными, и луч ОМ так, чтобы углы АОВ и МОА были смежными. 1б) Вычислите градусные меры углов СОВ и МОА, если АОВ = 1000. 2а) Постройте угол, вертикальный данному. 2б) Найдите его градусную меру, если АОВ = 1150. 3. На каком из рисунков изображены смежные углы? 4. На каком из рисунков изображены вертикальные углы? |
6) Первичное закрепление. 14 мин. | «Сигналы рукой» Индивидуальная работа с последующим обсуждением и проверкой. Самооценка. | Решить задачи № 59, 60, 63 (учебник), № 62 Дано: ВОД = СОД, СОВ = 1480. Найти: АОД. № 65(а) Дано: АВ СД = О. Сумма 2-х углов равна 1140. Найти: 1, 2, 3, 4. |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 3 мин. | Самоопределение. | Постановка разноуровневого домашнего задания. Дома подготовить вопросы для викторины по данной теме и решить задачи. 1 уровень сложности: № 42, 45, 46; 2 уровень сложности: № 61, 64, 65. |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия). 3мин. | «Индекс карточка». | Учащиеся на одной стороне листа записывают определения и свойства смежных и вертикальных углов, выполняют чертежи; «открытия» сегодняшнего занятия. На другой стороне определяют материал, оставшийся непонятным по данной теме и записывают вопрос. |
Самоанализ урока по геометрии
«Смежные и вертикальные углы»
Общие сведения:
В классе 26 человек, из них 5 человек слабоуспевающие учащиеся, 4 ученика обладают высоким уровнем учебной мотивации. Класс организован, дисциплинирован. На уроке присутствовало 23 человека.
По программе на изучение темы: «Смежные и вертикальные углы» запланирован 1 час в главе «Начальные геометрические сведения».
Цели урока:
-
формулировать определения смежных и вертикальных углов, выполняя ряд упражнений в парах;
-
называть свойство смежных углов и свойство вертикальных углов;
-
распознавать смежные и вертикальные углы на чертежах;
-
строить смежные и вертикальные углы;
-
применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;
-
оценивать правильность выполнения заданий по предложенным критериям.
Оборудование урока:
-учебник «Геометрия. 7-9 классы»/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.;
-карточки для самостоятельной работы и работы в парах.
Содержание урока
Соответствует учебной программе, способствует формированию умения применять теоретические сведения на практике (при решении задач). Содержание урока способствовало развитию аналитического мышления.
Тип и структура урока:
Урок усвоения новых знаний.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия).
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;
На втором этапе были актуализированы знания по ранее изученным темам. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
На третьем этапе предложено задание на классификацию, выполнение которого вывело учащихся на тему и цели урока. Задание не вызвало затруднения в нахождении результата.
На четвертом этапе происходило первичное усвоение знаний. Учащиеся, отвечая на предложенные вопросы, получали формулировки новых понятий и свойств, проговаривали в парах и проверяли себя по текстам учебника.
На пятом этапе в процессе закрепления была организована работа в парах, в ходе чего учащиеся учились действовать по алгоритму – строить углы и вычислять градусную меру углов, осваивая новые свойства.
Шестой этап показал, что каждый ученик смог осознать: понял ли свойства, смог ли применить его при решении задач, имел возможность получить консультацию учителя, ответ на вопрос. Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи, проверки ответов.
На этапе рефлексии и итога урока обсудили успехи и неудачи работы, эмоциональное состояние и соотнесли результат работы поставленной цели урока.
Реализация принципов обучения:
– принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения закрепляло свойства смежных и вертикальных углов;
– принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала (в блоке актуализации знаний) предлагались несложные задания;
– принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои способности;
– принцип системности – связь материала с ранее усвоенным (понятие угла, градусная мера угла, измерение углов, виды углов) обеспечивает прочность знаний;
– принцип наглядности.
На уроке происходило формирование универсальных учебных действий:
личностные: выбор целевой и смысловой установки в своих действиях по отношению к учебной деятельности (доведение работы до конца при фиксировании определенного плана решения, стремление к завершению учебных действий); умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве;
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
План урока выполнен, цели реализованы.