Обучение грамоте (Азбука) 23.11.2011 год.
Тема: Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]
Тип: урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.
Технология: на ситуативной (игровой ) основе
Цель: Сформировать способность учащихся к новому способу действия.
Задачи:
1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные. Обучающийся получит возможность научится:
давать характеристику согласным звукам;
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
читать слова с изученными буквами;
группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
классифицировать предметы по общему признаку;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
Оценка
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Личностные.
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
Межпредметные связи: окружающий мир
План урока
Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема)
Реализация построенного проекта.
Физминутка для глаз.
Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.
Физминутка (пересадки)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Рефлексия. Оценивание.
Информация в семью.
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.
- Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)
Итак, мы начинаем наш урок.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!
Постарайтесь всё понять_
И внимательно читать!
А начнём мы наш урок с разминки.
Чистоговорка
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон
Дыхательная гимнастика.
Упр. «Свеча», «Озябшие руки».
Артикуляционная разминка.
Упр. «Лошадка».
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель читает стихотворение
Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит
АБВГДЕЖ
Дальше знаете уже
Звуки с вами говорим
Произносим и кричим
Шепчем, воем, слышим.
Буквы с вами пишем
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем.
- О чём стихотворение? (о звуках и буквах)
- Чем буква отличается от звука?
М, Н, О, Л, К. Слайд №1
А, У, Е, Б, И.
- Посмотрите на эти 2 группы букв и выберите лишнюю в каждом ряду. Почему лишняя? Убрать лишнюю
- По какому принципу разделены буквы на группы? (гласные, согласные)
-Какую гласную “ с секретом” мы изучили? – е,
-Почему мы её так называем? ( может обозначать два звука)
3. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема)
Просмотр мультфильма (интерактивное пособие)
-Какой звук повторяется в словах? Чем будем заниматься на уроке?
Вывод темы урока (проблемы урока).
4. Реализация построенного проекта.
Работа с картинками (гусь и гири) слайд №2.
Дети, самостоятельно работая в парах, составляют схемы к словам. (1 пара у доски)
Взаимооценка выполненных работ.
Проверка по слайду №3.
Анализ выполненных работ.
-Какие звуки слышим в начале слов? Дадим характеристику звукам. Какой звук? Какой буквой обозначается этот звук? Определим место в ленте букв. В какой ряд поставим? Почему? Что вы заметили? Повторить: звук согласный, звонкий, парный.
-Сегодня к вам на урок пришёл гость догадайтесь кто он?
Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы - нет под шапкой головы. (Гриб) Слайд №4.
- Он приглашает вас в сказочную страну грибов Слайд №5.
Я – белый гриб, я – царь грибов, бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и в бору. Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь, Узнаешь сам, как я хорош!
Белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком. Белый гриб предлагает вам ребята сделать физминутку.
5.Физминутка для глаз
6. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.
(ответ: мухомор) слайд №7
В красном мухоморе содержатся токсичные вещества. Существует несколько разновидностей мухомора, и самый ядовитый среди них — Мухомор пантерный. Мухомор использовали раньше люди в борьбе с мухами от этого и название. Мазь на основе мухоморов — эффективное средство при лучевых поражениях кожи и слизистых оболочек, рентгеновских и аллергических дерматитах.
Работа с учебником.
- Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.
- Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?
- Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).
- Какие грибочки вы видите на картинке? (мухомор, белый, …..)
А вот как называется гриб, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые ...
Лисички слайд №8
Широко распространенный гриб с ярко-жёлтой, реже с бледно-желтой окраской. Шляпка размером 3-10 см, в виде вывернутого зонтика или воронки; ножка почти срастается со шляпкой. Главная ценность лисички в том, что этот гриб почти никогда не бывает червивым. Лисички остаются нетронутыми червями и всяческими насекомыми благодаря тому, что в теле гриба содержится особое вещество –оно разрушает капсулы яиц различных червей не давая им развиваться.
7. Физминутка (пересадки)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.