Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Применение интерактивных технологий в обучении способствует развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого участника образовательного процесса и формирование навыков самостоятельного умственного труда.
Класс: 5.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Вид урока: Урок-путешествие.
Цели: изучить Солнечную систему, познакомиться с планетами и космическими телами, составляющих Солнечную систему.
Задачи:
Образовательные:
изучить состав Солнечной системы..
сформировать понятия о планетах и космических телах.
Развивающие:
продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (глобус, иллюстрированный материал).
способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
Воспитательные:
содействовать воспитанию коммуникативности, эмпатии (любознательности).
развитие эстетической и природоохранной культуры.
Форма обучения: работа в парах, коллективная, индивидуальная.
Опорные знания и умения:
знания о Солнечной системе, планетах, космических телах.
применение горных пород и минералов в деятельности человека.
Ведущие понятия: Солнце, планеты, спутники, метеориты, астероиды, звезды, кометы.
Результаты работы: создание творческого мини-проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
учебник В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой. «Природоведение. Неживая и живая природа» 5 класс,
иллюстрированный материал,
раздаточный материал,
видеофрагмент “ Путешествие по Солнечной системе”,
маршрутная карта.
Планируемый результат: Учащиеся знают состав Солнечной системы, умеют классифицировать планеты по размерам, отдаленности от Солнца, внешним признакам, применяют полученные знания в разных учебных ситуациях.
Планируемые образовательные результаты
Познавательные:
смогут находить в учебнике достоверную информацию;
анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные:
выдвигать версии;
выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Коммуникативные:
излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
Ход урока
Девиз урока: Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!
I фаза. Начало образовательного мероприятия
1. Инициация
Учитель: Здравствуйте ребята, я приветствую вас на сегодняшнем нашем уроке.
Давайте поздороваемся глазами с присутствующими гостями. Спасибо.
У каждого из вас на столах есть желтые кружочки. Нарисуйте на них смайлик своего настроения. (улыбающийся, серьезный, огорченный) – это ваши индикаторы эмоционального состояния.
Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.
Учитель: Я тоже подниму смайлик своего настроения. Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Вы любите путешествовать?
2. Погружение в тему
Учитель: Сегодня мы отправляемся в увлекательное виртуальное путешествие. Поможет нам совершить путешествие карта-маршрут. Она есть у каждого. Поставьте имя путешественника.
Но тема зашифрована в иллюстрации .
Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация? Как вы думаете что это?
Какие еще тела имеют такое же строение? И наш смайлик напоминает Солнце.
Учитель: Итак, тема нашего путешествия « Соседи Солнца».
Запишите в карту-маршрут.
Представим на минутку, что мы летим во Вселенной.
Что мы там увидим?
Учитель: Верно. Все это космические тела, некоторые из них изученные человеком, а некоторые ещё нет. Космические тела хранят в своем виде уникальное свойство красоты и могущества. Еще с древности планеты и звезды привлекали ученых, путешественников.
3. Формирование ожиданий/опасений
Учитель: Что мы должны узнать о соседях Солнца?
Учитель: Цель урока: изучить планеты Солнечной системы, познакомиться с космическими телами.
Учитель: Путешествие в космос это уже не фантастика, а реальность. Космонавты разных стран отправляются в космические путешествия и ведут наблюдения за нашей планетой. Кроме этого человек побывал на Луне и на Марсе. И мы сейчас отправимся в путь. Во время нашего полета во вселенной вы будете заполнять маршрут движения. В схему вписывать названия планет, на которых мы побываем.
Внимание на экран.
II фаза. Работа над темой
4. Интерактивная лекция.
Учитель: Давайте посмотрим видеофрагмент «Планеты Солнечной системы».
Будьте внимательны, после просмотра вы должны будете выполнить задания карты – маршрута.
5. Проработка содержания темы
Ребята работают с картой – маршрутом самостоятельно.
Завершение работы – поднятый смайлик.
Учитель: Просматривает заполненные карты –маршруты.
Остановка «Космическая »
Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем.
Учитель: Рассказ о планетах.
Остановка «Солнечная »
Взаимопроверка. Успешность выполнения задания – смайлик индикатор.
Учитель: Рассказ о Солнце
Остановка «Земная».
Самопроверка.
Рассказ учителя о Земле. Земля третья планета от Солнца.
6. Эмоциональная разминка (физкультминутка).
Учитель: Ребята вы не устали?
Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку.
Учитель: У меня есть модели планет, каждый должен выбрать планету. Назвать её и стать на таком расстоянии от Солнца на каком находится планета. Я Солнце. Изображаем Солнечную систему.
7. Остановка «Межпланетная » описание планет по представленному плану
Планеты
Удаленность от Солнца
Диаметр и масса
Особенности поверхности и температура планет
Атмосфера
Спутники
Мир живой и неживой природы
Результаты заносим в карту-маршрут.
7. Работа в группах.
Учитель: После заполнения карт. Вы должны образовать две группы. По какому признаку? Какие планеты будут в первой группе, а какие во второй? Почему вы так разделились?
Учитель: Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!
Учитель: Можно ли отличить планеты? (По цвету, блеску, прочности, твердости).
Об этом на следующем уроке.
Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия во Вселенной . Смайлики-индикаторы.
III фаза. Завершение образовательного мероприятия
8. Домашнее задание:
§ 24, подготовить загадки о планетах
9. Подведение итогов
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие
Учитель: Путешествие во Вселенной у нас удалось?
Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
10. Рефлексия
АМО «Волшебный микрофон».
Продолжи предложение…
Сегодня я понял……
Теперь я могу…….
Я приобрёл……
Меня удивило……
Я попробую……
Мне захотелось……
11. Оценка работ.
Учитель: Спасибо за работу!
Урок окончен, до новых встреч.