СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Соседи солнца"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«карта маршрут»

Урок географии

5 класс

ИМЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА_______________________

Карта - маршрут



Девиз: «ПУСТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДЫЙ ЧАС НАМ НОВОЕ ДОБУДЕТ! »





Индикаторы эмоционального состояния и успеха в достижении цели:





Все понимаю, все получится.

Понимаю, но нужно еще поработать.

Плохо понимаю новый материал.





Т ема урока:«___________________________________________»

Определи маршрут:

  1. Остановка «Космическая »

Планеты Солнечной системы


Планеты земной группы планеты – гиганты карликовые планеты

1 1 1

2 2

3 3

  1. 4



2 Остановка «Солнечная »

Продолжи предложения:
1.Солнце это _________________________
2. Температура на поверхности………………….


3 Остановка « Земная »

Выберите правильное предложение:

  1. Пятая планета от Солнца

  2. Третья планета от Солнца

  3. Земля не имеет спутников.


  1. Остановка «Межпланетная»

Планета_______________________________________________

Удаленность от Солнца___________________________________

Диаметр и масса________________________________________

Особенности поверхности и температура планет_______________

Атмосфера_____________________________________________

Спутники_______________________________________________

Мир живой и неживой природы ____________________________

Подведем итоги:

Сегодня я понял……

Теперь я могу…….

Я приобрёл……

Меня удивило……

Я попробую……

Мне захотелось……

Домашнее задание:

§ составить загадки


Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Соседи Солнца»





Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий.


Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Применение интерактивных технологий в обучении способствует развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого участника образовательного процесса и формирование навыков самостоятельного умственного труда.

Класс: 5.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Вид урока: Урок-путешествие.

Цели: изучить Солнечную систему, познакомиться с планетами и космическими телами, составляющих Солнечную систему.

Задачи:

Образовательные:

изучить состав Солнечной системы..

сформировать понятия о планетах и космических телах.

Развивающие:

продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (глобус, иллюстрированный материал).

способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.

Воспитательные:

содействовать воспитанию коммуникативности, эмпатии (любознательности).

развитие эстетической и природоохранной культуры.

Форма обучения: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Опорные знания и умения:

знания о Солнечной системе, планетах, космических телах.

применение горных пород и минералов в деятельности человека.

Ведущие понятия: Солнце, планеты, спутники, метеориты, астероиды, звезды, кометы.

Результаты работы: создание творческого мини-проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование:

компьютер,

проектор,

учебник В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой. «Природоведение. Неживая и живая природа» 5 класс,

иллюстрированный материал,

раздаточный материал,

видеофрагмент “ Путешествие по Солнечной системе”,

маршрутная карта.

Планируемый результат: Учащиеся знают состав Солнечной системы, умеют классифицировать планеты по размерам, отдаленности от Солнца, внешним признакам, применяют полученные знания в разных учебных ситуациях.

Планируемые образовательные результаты

Познавательные:

смогут находить в учебнике достоверную информацию;

анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;

делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

выдвигать версии;

выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.







































Ход урока

Девиз урока: Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!


I фаза. Начало образовательного мероприятия


1. Инициация

Учитель: Здравствуйте ребята, я приветствую вас на сегодняшнем нашем уроке.

Давайте поздороваемся глазами с присутствующими гостями. Спасибо.

У каждого из вас на столах есть желтые кружочки. Нарисуйте на них смайлик своего настроения. (улыбающийся, серьезный, огорченный) – это ваши индикаторы эмоционального состояния.

Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Учитель: Я тоже подниму смайлик своего настроения. Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Вы любите путешествовать?


2. Погружение в тему

Учитель: Сегодня мы отправляемся в увлекательное виртуальное путешествие. Поможет нам совершить путешествие карта-маршрут. Она есть у каждого. Поставьте имя путешественника.

Но тема зашифрована в иллюстрации .

Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация? Как вы думаете что это?

Какие еще тела имеют такое же строение? И наш смайлик напоминает Солнце.

Учитель: Итак, тема нашего путешествия « Соседи Солнца».

Запишите в карту-маршрут.

Представим на минутку, что мы летим во Вселенной.

Что мы там увидим?

Учитель: Верно. Все это космические тела, некоторые из них изученные человеком, а некоторые ещё нет. Космические тела хранят в своем виде уникальное свойство красоты и могущества. Еще с древности планеты и звезды привлекали ученых, путешественников.


3. Формирование ожиданий/опасений

Учитель: Что мы должны узнать о соседях Солнца?

Учитель: Цель урока: изучить планеты Солнечной системы, познакомиться с космическими телами.

Учитель: Путешествие в космос это уже не фантастика, а реальность. Космонавты разных стран отправляются в космические путешествия и ведут наблюдения за нашей планетой. Кроме этого человек побывал на Луне и на Марсе. И мы сейчас отправимся в путь. Во время нашего полета во вселенной вы будете заполнять маршрут движения. В схему вписывать названия планет, на которых мы побываем.

Внимание на экран.

II фаза. Работа над темой

4. Интерактивная лекция.

Учитель: Давайте посмотрим видеофрагмент «Планеты Солнечной системы».

Будьте внимательны, после просмотра вы должны будете выполнить задания карты – маршрута.


5. Проработка содержания темы

Ребята работают с картой – маршрутом самостоятельно.

Завершение работы – поднятый смайлик.

Учитель: Просматривает заполненные карты –маршруты.

Остановка «Космическая »

Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем.

Учитель: Рассказ о планетах.

Остановка «Солнечная »

Взаимопроверка. Успешность выполнения задания – смайлик индикатор.

Учитель: Рассказ о Солнце

Остановка «Земная».

Самопроверка.

Рассказ учителя о Земле. Земля третья планета от Солнца.

6. Эмоциональная разминка (физкультминутка).


Учитель: Ребята вы не устали?

Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку.

Учитель: У меня есть модели планет, каждый должен выбрать планету. Назвать её и стать на таком расстоянии от Солнца на каком находится планета. Я Солнце. Изображаем Солнечную систему.



7. Остановка «Межпланетная » описание планет по представленному плану

Планеты

Удаленность от Солнца

Диаметр и масса

Особенности поверхности и температура планет

Атмосфера

Спутники

Мир живой и неживой природы

Результаты заносим в карту-маршрут.


7. Работа в группах.

Учитель: После заполнения карт. Вы должны образовать две группы. По какому признаку? Какие планеты будут в первой группе, а какие во второй? Почему вы так разделились?

Учитель: Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!

Учитель: Можно ли отличить планеты? (По цвету, блеску, прочности, твердости).

Об этом на следующем уроке.

Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия во Вселенной . Смайлики-индикаторы.

III фаза. Завершение образовательного мероприятия


8. Домашнее задание:

§ 24, подготовить загадки о планетах


9. Подведение итогов

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие

Учитель: Путешествие во Вселенной у нас удалось?

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

10. Рефлексия

АМО «Волшебный микрофон».

Продолжи предложение…

Сегодня я понял……

Теперь я могу…….

Я приобрёл……

Меня удивило……

Я попробую……

Мне захотелось……

11. Оценка работ.

Учитель: Спасибо за работу!


Урок окончен, до новых встреч.

Просмотр содержимого документа
«описание планет»



Меркурий

Macca:

3,3*1023кг. (0,055 массы Земли)

Диаметр:

4870 км. (0,38 диаметра Земли)

Плотность:

5,43 г/см3

Температура поверхности:

максимум 430oC, минимум -180oC

Длина суток:

58,65 земных суток

Расстояние от Cолнца(среднее):

0,387 а.е.,то есть 58 млн.км.

Период обращения по орбите(год):

88 земных суток

Скорость вращения по орбите:

47,9 км/c

Ускорение свободного падения:

3,7 м/c2

Меркурий располагается к Солнцу ближе всего. В связи с этим он освещается и нагревается в семь раз больше Земли. Дневная половина Меркурия очень жаркая, там постоянное пекло. Расчёты говорят, что температура может достигать более 400 градусов Цельсия. А вот на ночной стороне осень сильные морозы, которые предположительно могут опускать менее 200 градусов Цельсия.

Меркурий представляет собой пустынное царство. Одна сторона планеты - это раскаленная каменная пустыня, а другая ледяная, возможно, покрытая замерзшими газами. В составе сильно разреженой атмосферы этой планеты находятся He, Ne, Ar. Меркурий своей поверхностью напоминает луну. В моменты, когда он находится максимально далеко от солнца его можно даже разглядеть низко над горизонтом, но на темном небе его разглядеть не получиться. Лучше всего для наблюдения за планетой подойдёт вечер или рассвет осенью.

Меркурий не имеет спутников, а 80% его массы находится в железном ядре. Давление на его поверхности почти в 500 миллиардов раз меньше, чем на Земле. Также считается, что Меркурий наделён слабым магнитным полем, сила которого составляется примерно 0,7% земного. Меркурий относится к той же группе планет, что и земля. В Древнем Риме Меркурием называли божество торговли.









Венера

Macca:

4,87*1024кг. 0,815 массы Земли)

Диаметр:

12100 км. (0,949 диаметра Земли)

Плотность:

5,25 г/см3

Температура поверхности:

максимум +480oC

Длина суток:

243 земных суток

Расстояние от Cолнца(среднее):

0,723 а.е.,то есть 108 млн.км.

Период обращения по орбите(год):

224,7 земных суток

Скорость вращения по орбите:

35 км/c

Ускорение свободного падения:

8,9 м/c2

Венера - это вторая планета по счету от Солнца, имеющая круговую орбиту. Из-за парникового эффекта на планете постоянно сильная жара. Атмосфера, как будто одеяло из углекислых газов, задерживает тепло, пришедшее с Солнца. В итоге накапливается большое количество энергии тепла, что температура атмосферы становится больше чем в духовке. Фотографии, сделанные при помощи радара, показывают большое количество кратеров, гор и вулканов.

Поверхность планеты состоит из сотни тысяч вулканов. Есть такие, которые достигают в высоту 3 километра, а в ширину до 500 километров. Но большая часть не превышает 100 метров в высоту и 3 километра в поперечнике. Процесс извержения на Венере занимает на много больше времени, чем на нашей планете. Давление на поверхности Венеры примерно 107 Па.

А вещества, из которых состоит поверхность планеты, похожи на земные осадочные породы. Венера сближается с Землёй ближе всех. Расстояние между нашей планетой и Венерой порой составляет не более 45 миллионов километров. Но очень сильная облачность планеты, не разрешает хорошо разглядеть её поверхность с помощью телескопов. На небе найти Венеру проще, чем другие планеты.

Венеру хорошо наблюдать за 1 час до восхода и 1 час после захода солнца. Данная планета не имеет спутников.









Земля

Масса:

5,976*1024кг.

Диаметр:

12756 км.

Температура поверхности:

максимум +58oC, минимальная -90oC

Полный оборот вокруг своей оси:

23часа 56минут 4,1секунды

Расстояние от Солнца (среднее):

1 а.е.,то есть 150 млн.км.

Период обращения по орбите(год):

365,24219 суток

Площадь поверхности:

510,2 млн.км2

Объем:

1,083*1012 км3

Скорость вращения по орбите:

29,8 км/c

Земля является третьей планетой по счету от солнца. Скорость вращения по эллиптической орбите вокруг солнца составляет 29,765 километров в секунду. Земля имеет один спутник — Луна.

Планета обладает магнитным полем и электрическим полем. Предположительно, Земля была образована около 4,7 миллиардов лет назад из газо-пылевых веществ, рассеянных в протосолнечной системе.

Суша образована шестью материками, а также островами и занимает 149,1 миллион квадратных километров. Она возвышается над уровнем моря примерно на 875 метров.

Самой большой возвышенность на суше является гора Джомолунгма, которая имеет высоту 8848 метров. Средней глубиной мирового океана является 3800 метров, максимальная глубина — 11022 метра в Марианской впадине (Тихий Океан).

В океанах и морях Земли содержится 1370 млн. км3 воды. Чтобы представить себе, как велико это количество, достаточно сказать, что оно в 10 раз больше объема суши, возвышающейся над уровнем моря. Высокогорные ледники и полярные льды Арктики и Антарктики связали более 30 млн. км3 воды. Если бы этот лед растопить, уровень океана поднялся и вода затопила бы около одной восьмой части суши, многие приморские города оказались бы под водой. В озерах и реках находится 4 млн., а в атмосфере в виде водяных паров до 12 тыс. км3 воды. В толще земной коры заключено около 100 млн. км3 воды.







Марс

Macca:

6,4*1023кг. (0,107 массы Земли)

Диаметр:

6670 км. (0,53 диаметра Земли)

Плотность:

3,95 г/см3

Температура поверхности:

-23oC на большей части поверхности, -150oC на полюсах,0oC на экваторе

Длина суток:

24,6229 часа

Расстояние от Cолнца(среднее):

1,5237 а.е.,то есть 228 млн.км.

Период обращения по орбите(год):

687 земных суток

Скорость вращения по орбите:

24,1 км/c

Ускорение свободного падения:

3,7 м/c2

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Имеет сходство с Землёй, но имеет меньшую величину и температуру на поверхности. На Марсе располагаются большие вулканы, пустыни и каньоны. Эта красная планета сопровождается двумя спутниками — Деймос, Фобос. Марс — единственный космический объект ( не считая Луны) до которого может дотянуться человек с помощью современных ракет и зондов.

Для космонавтов этот путь может занять примерно 4 года и будет новым шагом в освоении космоса. Рядом с экватором Марса, располагается район именуемый Тарсис. В этой зоне находятся вулканы огромных размеров. Тарсис имеет ширину 400 километров и высоту 10 километров. Самым большим вулканом Тарсис является, Гора Олимп, имеющей высоту 27 километров.

















Юпитер

Масса:

1,9*1027кг. (в 318 раз больше массы Земли)

Диаметр:

143760 км. (в 11,2 раза больше диаметра Земли)

Плотность:

1,31 г/см3

Температура верхних облаков:

-160oC

Длина суток:

9,93 часа

Расстояние от Cолнца(среднее):

5,203 а.е.,то есть 778 млн.км.

Период обращения по орбите(год):

11,86 лет

Скорость вращения по орбите:

13,1 км/c

Ускорение свободного падения:

25,8 м/c2

Юпитер — пятая планета от Солнца. Эта планета является самой большой в Солнечной системе. Юпитер планета не твердая. Это большой газовый шар. По газовому составу Юпитер напоминает Солнце. Эта планета, как большой излучатель теплового радиоизлучения. Юпитера наделен шестнадцатью спутниками — Гималия, Леда, Кллисто, Ганимед, Европа, Синопе, Пасифе, Карме, Ананке, Элара, Лиситея, Ио, Фива, Амальтея, Метида, Адрастея. По мимо спутников Юпитер имеет кольцо шириной в 20 000 километров, которое практически вплотную подходит к планете. Юпитер имеет большую скорость вращения, из-за чего выпячивается вдоль экватора.

Также это вращение способствует образованию мощных ветров в верхних слоях атмосферы. Юпитер имеет в облаках вихревые пятна. Самым большим из них является Большое Красное пятно.

Оно по размерам больше Земли и является бурей в атмосфере Юпитера, которая длится уже свыше 300 лет. Внутри Юпитера благодаря сильному давлению водород из газообразного состояния переходит в жидкое, а затем в твердое. На глубине около 100 километров располагается безграничный океан жидкого водорода. Ниже 17 000 километров водород становится так сильно сжат, что атомы деформируются. И в этом случае он ведёт себя подобно металлу и с легкостью проводит электричество. Благодаря этому Юпитер обладает сильнейшим магнитным поле







Сатурн

Macca:

5,68*1026кг. (95 раз больше массы Земли)

Диаметр:

120420 км. (9,46 раза больше диаметра Земли)

Плотность:

0,71 г/см3

Температура верхних облаков:

-150oC

Длина суток:

10,54 часа

Расстояние от Cолнца(среднее):

9,54 а.е.,то есть 1427 млн.км.

Период обращения по орбите(год):

29,46 года

Скорость вращения по орбите:

9,6 км/c

Ускорение свободного падения:

11,3 м/c2

Сатурн это шестая планета Солнечной системы, имеющая систему колец. Из-за сильного вращения вокруг оси, Сатурн сплющен по полюсам и раздут на экваторе.

Скорость ветров в районе экватора развивается до 1800 километров в час, что в 4 раза превосходит самый быстрый ветер на Юпитере. Кольца планеты имеют ширину 400 000 километров, но при этом они всего пару десятков метров в толщину. Внутренние части колец Сатурна имеют большую скорость вращения, чем внешние.

Кольца по большей части состоят из миллиардов маленьких частиц. Эти частицы содержат водяной лёд либо камни покрытые таким льдом. В среднем их размер приблизительно равен одному метру, но вообще они бывают от пары сантиметров до нескольких десятков метров.

Также в кольцах встречаются и объекты покрупнее — глыбы из камня либо различные обломки, достигающие в ширину до 100 метров. Щели между колец появляются под воздействием сил притяжения семнадцать лун (Энцелад, Титан, Тефия, Мимас, Гиперион и другие). Они подвергают кольца расщеплению.















Уран

Macca:

8,7*1025кг. (14,5 раз больше массы Земли)

Диаметр:

51300 км. (4 раза больше диаметра Земли)

Температура:

-220oC

Длина суток:

17,23 часа

Расстояние от Cолнца(среднее):

19,2 а.е.,то есть 2,86 млрд.км.

Период обращения по орбите(год):

84 года

Скорость вращения по орбите:

6,8 км/c

Ускорение свободного падения:

9 м/c2

Земля не единственная голубая планета солнечной системы, таким же цветом может похвастаться и Уран. Эту планету открыл Уильям Гершель в 1781 году, до этого момента, увидев Уран на небе, его принимали за обычную звезду. Имя для этого космического тела подобрали в честь древнегреческого божества небес.

Вновь открытая планета оказалась большим источником сюрпризов. Уран имеет 27 спутников и 30 колец. Седьмая планета солнечной системы располагается неподалеку от границы дальнего космоса. Уран также как и Нептун, Юпитер, Сатурн относится к газовым гигантам. Все эти планеты имеют серьёзные расхождения с планетами земной группы — Марса, Венеры, Меркурия.

В отличие от других газовых планет — Юпитера и Сатурна, которые, по большей части состоят из гелия и водорода, в центре Урана и похожего на него Нептуна нет металлического водорода, но зато там очень большое количество льда и его различные температурные модификации. Из-за этой причины ученые отделили Уран и Нептун в отдельный вид «Ледяных гигантов».

Облака состоят из твердого аммиака, водорода и льда. Уран имеет самую холодную атмосферу в Солнечной системе с минимальным температурным значением — 224 градуса Цельсия.

Предполагается, что Уран обладает трудной слоистой структурой облаков, где вода занимает нижний слой, а сверху метан. Также отличием Урана от Нептуна является состояние недр из горных пород и льда. Как и у прочих газовых гигантов нашей системы, Уран обладает кольцами и магнитосферой. Расположение Урана в пространстве серьёзно отличается от других планет Солнечной системы — его ось вращения находится «на боку» относительно плоскости вращения данной планеты вокруг Солнца. Из-за этого Уран обращается к Солнцу, чередуя северный и южный полюса, а также поперечными широтами.



Нептун

Macca:

1*1026кг. (17,2 раз больше массы Земли)

Диаметр:

49500 км. (3,9 раза больше диаметра Земли)

Плотность:

1,77 г/см3

Температура:

-213oC

Длина суток:

17,87 часа

Расстояние от Cолнца(среднее):

30 а.е.,то есть 4,5 млрд.км.

Период обращения по орбите(год):

165 лет

Скорость вращения по орбите:

5,4 км/c

Ускорение свободного падения:

11,6 м/c2

Планета №8 — Нептун. Орбита этого космического объекта пересекается с орбитой Плутона в нескольких местах. Экваториальный диаметр планеты такой же, как и у Урана, но находится на 1627 миллионов километров дальше от Урана (Уран располагается в 2869 миллионов километров от Солнца). Из этих данных, можно предположить, что её не заметили в 17 веке.

Одним из показательных научных достижений, одним из доказательств безграничной познаваемости природы стало открытие этой планеты с помощью вычислений. Сатурн много времени считали последней планетой солнечной системы.

Затем в конце 18 века был открыт Уран, которые с большим трудом можно было заметить невооруженным глазом. К концу 40-х годов 19-го века наблюдения смогли показать, что Уран немножко уходит с пути, по которым он должен идти с учетом воздействия всех прочих известных планет. В связи с этим теория движения космических тел была подвергнута испытанию.

Адамс из Англии и Леверье из Франции предположили, что раз воздействие со стороны известных космических объектов не может объяснить отклонения в движении Урана, значит, существует некое не известное притяжение. Они практически одновременно смогли рассчитать, где за Ураном находиться неизвестный объект, благодаря которому происходят подобные отклонения. Они рассчитали орбиту предполагаемой планеты и её массу, а также указали место на небе, где в то время теоретически она должна была располагаться. Эту планету и обнаружили в телескоп на предполагаемом месте в 1846 году. Планета получила название Нептун. Нептун нельзя увидеть невооруженным глазом. Обладает шестью спутниками. В Древнем Риме Нептун — Бог морей и воды.































Просмотр содержимого документа
«схема для заполнения.»











Характеристика планет Солнечной системы



Планеты

Удаленность от Солнца

Диаметр и масса

Особенности поверхности и температура планет

Атмосфера

Спутники

Мир живой и неживой природы


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!