СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Состав слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепление пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Состав слова"»

  1. Организационный момент.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Итак, начнём наш урок.


  1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Ребята, у вас на столах лежат маршрутные листы. Сегодня на уроке мы будем работать в них.

- Выполним задание №1. Слайд 2.

Перед вами слова, в которых буквы поменялись местами, перепутались. Восстановите слова и впишите в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

кслас, льтопа, вёсо, датсол, рёзабе, ковьмор.

- Проверим. Слайд 3.

- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)

- Почему? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы)

- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)

- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда)

- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас на уроке русского языка? (Состав слова)

- Сформулируйте тему урока: Состав слова. Слайд 4.

3. Целеполагание.

- Но мы же с вами уже изучили все части слова? Какую цель поставим на сегодняшний урок? (обобщить и закрепить знания о составе слова) Щелчок.

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемика. Слайд 5

Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.

- Вы готовы к этому?

- Давайте запишем дату нашего путешествия. Маршрутный лист — это наш бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.



4. Работа по теме урока

1.Минутка чистописания.

- Пропишите строчку соединения букв: мор, ма, фе, а также слово: морфема в маршрутном листе под №2.


2. В стране Морфемике живут части слова.

Догадайтесь, какой первый островок?


С чего начнем, друзья, урок?

Нас приглашает окончание.

И у него для нас задание. Слайд 6

А что такое окончание?

(Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов)


- А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

(Рассказ детей о нулевом окончании.)


- Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него ещё много тайн.

- Какую роль окончание выполняет в нашей речи?

- Жители острова «Окончание» задали вам задачу. Щелчёк


В, гости, хорошо, а, дом, лучше.


- Прочитайте. Получилась ли у вас пословица?

- Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении?

( Изменить форму слова)

Щелчек 2

В гостях хорошо, а дома лучше.


Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.

- Запишите в маршрутный лист под №3 эту пословицу.

- Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.


А как вы понимаете эту пословицу?

( Ответы детей)

Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие.


3.Второй остров «Основа»  Слайд 7


- Что мы знаем об основе слова?


Спиши текст в маршрутный лист под №4, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выдели окончание и основу.


… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !

- Проверим.

  1. Третий остров «Корень». Слайд 8

- Ребята, что такое корень слова?

- Как называются слова с одним и тем же корнем?

Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит корень власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

- У каждого из вас на столах лежат листочки. Давайте поселим свои листочки на деревья, написав на них однокоренные слова, к словам ход, лес, бег.

- Продемонстрируйте свои работы.

- Прикрепите их на доске.

5. А теперь глаза закрыли!

С вами дальше мы поплыли.

Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?


«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»

- Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

Слайд 9

- Почему так решили?

- Что такое приставка?

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

А вот и следующее задание от островитян. Слайд 10

Образуйте новые слова с приставками.

- Какие слова получились?

- Запишите в маршрутный лист под №5 любые 5 слов и выделите приставку.

- Молодцы, и с этим заданием вы справились!

Физминутка

Нарисуйте правой ногой корень.

Нарисуйте левой ногой корень.

А теперь правой рукой нарисуйте приставку.

И также левой рукой нарисуйте приставку.

Попробуйте нарисовать приставку сразу двумя руками.

Носом в воздухе выделите суффикс.

Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.



6. Продолжается наше путешествие.

- Закрыли глаза.

- Мы приближаемся к следующему острову.


Водичка тепленькая

Погодка чудесненькая.

А не сбились мы в пути?

Что за остров впереди?

Слайд 11

- Почему вы так решили?

- А что такое суффикс?

- Давайте поиграем!

- Назовите детенышей: козы, утки, льва, гуся, слона, кошки.


( Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)


- При помощи какой части слова образовались эти слова?

- Какой оттенок дал слову суффикс?

- Запишите в маршрутный лист под №6 слова, записанные на доске, и выделите суффикс.

( работа в маршрутном листе)

- Ребята, порядок расположения островов в нашем путешествии не случаен. Именно по этому алгоритму нужно работать, разбирая слово по составу, или делая морфемный разбор. Слайд 12

Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Под №7 в маршрутных листах записан порядок морфемного разбора слова, который вы должны запомнить. Давайте его повторим.

4. Закрепление.

1. Работа в парах «Шарады» Слайд 13

- Теперь поработаем в парах. Перед вами листочки с таблицей. От каждого слова нужно взять определённую часть слова (приставку, корень, суффикс или окончание), и составить новое слово.

Слайд 14

Ключ к заданию:

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

полёт

краски

доска

лапа

покраска

побег

ходить

травка

река

походка

пошёл

слово

лисица

берёза

пословица

подсыпать

сказочка

речка

руки

подсказки

задумка

морозный

холодок

сад

заморозок

пролежал

бежать

трубка

зима

пробежка



- А теперь попробуем устно сделать то же самое.

А) Корень тот же, что и в слове сказка.

Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

Приставка та же, что и в слове расход.

РАССКАЗЧИК


Б) Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же в дневнике я в журнале.

ОЦЕНКА


2.Работа в группах (создать страничку ВК по шаблону) Слайд 15

(корень, приставка, суффикс, окончание, основа)

- Я думаю, многие из вас пользуются соц. сетями. И сегодня мы с вами зарегистрируем в группе ВК наши части слова. Создадим их личные странички. Для этого нужно внести их данные.

Личное фото

Имя


Фамилия


Друзья


Место жительства


Определение (характеристика)


Интересы


Примеры из жизни


  1. КАРТОЧКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Слайд 16-18


  1. Рефлексия Тест «Состав слова» Слайд 18-24

- Следующее задание поможет нам определить на сколько хорошо вы усвоили пройденный материал.

- Выбирайте и записывайте в маршрутный лист под №8 нужную букву. В итоге, у вас должно получиться слово.

1) Часть слова без окончания называется

Е - корень

У– основа

2) Чтобы найти корень надо

Л– изменить форму слова

М– подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это

Н– изменяемая часть слова

П– неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И– для образования новых слов

Ы– для образования формы слова

5) Приставка стоит

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

- У кого получилось слово? Какое?

- Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.

-Разберите слово умники по составу.

6. Оценивание работы.

Проверка по образцу. Слайд 25

- Ребята. Если вы всё сделали верно, поставьте себе оценку за урок.

7. Домашнее задание.

1. Выучить алгоритм разбора слова по составу.

2. Придумать и записать 10 слов, в которых есть все части слова (морфемы).

Слайд 26