Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Итак, начнём наш урок.
Самоопределение к учебной деятельности.
- Ребята, у вас на столах лежат маршрутные листы. Сегодня на уроке мы будем работать в них.
- Выполним задание №1. Слайд 2.
Перед вами слова, в которых буквы поменялись местами, перепутались. Восстановите слова и впишите в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.
кслас, льтопа, вёсо, датсол, рёзабе, ковьмор.
- Проверим. Слайд 3.
- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
- Почему? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы)
- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда)
- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)
- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас на уроке русского языка? (Состав слова)
- Сформулируйте тему урока: Состав слова. Слайд 4.
3. Целеполагание.
- Но мы же с вами уже изучили все части слова? Какую цель поставим на сегодняшний урок? (обобщить и закрепить знания о составе слова) Щелчок.
- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемика. Слайд 5
Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.
- Вы готовы к этому?
- Давайте запишем дату нашего путешествия. Маршрутный лист — это наш бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.
4. Работа по теме урока
1.Минутка чистописания.
- Пропишите строчку соединения букв: мор, ма, фе, а также слово: морфема в маршрутном листе под №2.
2. В стране Морфемике живут части слова.
Догадайтесь, какой первый островок?
С чего начнем, друзья, урок?
Нас приглашает окончание.
И у него для нас задание. Слайд 6
А что такое окончание?
(Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов)
- А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?
(Рассказ детей о нулевом окончании.)
- Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него ещё много тайн.
- Какую роль окончание выполняет в нашей речи?
- Жители острова «Окончание» задали вам задачу. Щелчёк
В, гости, хорошо, а, дом, лучше.
- Прочитайте. Получилась ли у вас пословица?
- Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении?
( Изменить форму слова)
Щелчек 2
В гостях хорошо, а дома лучше.
Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.
- Запишите в маршрутный лист под №3 эту пословицу.
- Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.
А как вы понимаете эту пословицу?
( Ответы детей)
Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие.
3.Второй остров «Основа» Слайд 7
- Что мы знаем об основе слова?
Спиши текст в маршрутный лист под №4, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выдели окончание и основу.
… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !
- Проверим.
Третий остров «Корень». Слайд 8
- Ребята, что такое корень слова?
- Как называются слова с одним и тем же корнем?
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит корень власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
- У каждого из вас на столах лежат листочки. Давайте поселим свои листочки на деревья, написав на них однокоренные слова, к словам ход, лес, бег.
- Продемонстрируйте свои работы.
- Прикрепите их на доске.
5. А теперь глаза закрыли!
С вами дальше мы поплыли.
Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?
«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»
- Как вы думаете, на каком острове мы оказались?
Слайд 9
- Почему так решили?
- Что такое приставка?
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
А вот и следующее задание от островитян. Слайд 10
Образуйте новые слова с приставками.
- Какие слова получились?
- Запишите в маршрутный лист под №5 любые 5 слов и выделите приставку.
- Молодцы, и с этим заданием вы справились!
Физминутка
Нарисуйте правой ногой корень.
Нарисуйте левой ногой корень.
А теперь правой рукой нарисуйте приставку.
И также левой рукой нарисуйте приставку.
Попробуйте нарисовать приставку сразу двумя руками.
Носом в воздухе выделите суффикс.
Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.
6. Продолжается наше путешествие.
- Закрыли глаза.
- Мы приближаемся к следующему острову.
Водичка тепленькая
Погодка чудесненькая.
А не сбились мы в пути?
Что за остров впереди?
Слайд 11
- Почему вы так решили?
- А что такое суффикс?
- Давайте поиграем!
- Назовите детенышей: козы, утки, льва, гуся, слона, кошки.
( Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)
- При помощи какой части слова образовались эти слова?
- Какой оттенок дал слову суффикс?
- Запишите в маршрутный лист под №6 слова, записанные на доске, и выделите суффикс.
( работа в маршрутном листе)
- Ребята, порядок расположения островов в нашем путешествии не случаен. Именно по этому алгоритму нужно работать, разбирая слово по составу, или делая морфемный разбор. Слайд 12
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Под №7 в маршрутных листах записан порядок морфемного разбора слова, который вы должны запомнить. Давайте его повторим.
4. Закрепление.
1. Работа в парах «Шарады» Слайд 13
- Теперь поработаем в парах. Перед вами листочки с таблицей. От каждого слова нужно взять определённую часть слова (приставку, корень, суффикс или окончание), и составить новое слово.
Слайд 14
Ключ к заданию:
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
полёт | краски | доска | лапа | покраска |
побег | ходить | травка | река | походка |
пошёл | слово | лисица | берёза | пословица |
подсыпать | сказочка | речка | руки | подсказки |
задумка | морозный | холодок | сад | заморозок |
пролежал | бежать | трубка | зима | пробежка |
- А теперь попробуем устно сделать то же самое.
А) Корень тот же, что и в слове сказка.
Суффикс тот же, что и в слове извозчик.
Приставка та же, что и в слове расход.
РАССКАЗЧИК
Б) Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же в дневнике я в журнале.
ОЦЕНКА
2.Работа в группах (создать страничку ВК по шаблону) Слайд 15
(корень, приставка, суффикс, окончание, основа)
- Я думаю, многие из вас пользуются соц. сетями. И сегодня мы с вами зарегистрируем в группе ВК наши части слова. Создадим их личные странички. Для этого нужно внести их данные.
Личное фото | Имя | |
Фамилия | |
Друзья | |
Место жительства | |
Определение (характеристика) | |
Интересы | |
Примеры из жизни | |
КАРТОЧКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Слайд 16-18
Рефлексия Тест «Состав слова» Слайд 18-24
- Следующее задание поможет нам определить на сколько хорошо вы усвоили пройденный материал.
- Выбирайте и записывайте в маршрутный лист под №8 нужную букву. В итоге, у вас должно получиться слово.
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У– основа
2) Чтобы найти корень надо
Л– изменить форму слова
М– подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н– изменяемая часть слова
П– неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И– для образования новых слов
Ы– для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
- У кого получилось слово? Какое?
- Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.
-Разберите слово умники по составу.
6. Оценивание работы.
Проверка по образцу. Слайд 25
- Ребята. Если вы всё сделали верно, поставьте себе оценку за урок.
7. Домашнее задание.
1. Выучить алгоритм разбора слова по составу.
2. Придумать и записать 10 слов, в которых есть все части слова (морфемы).
Слайд 26