-Итак, работаем над первым пунктом плана. 1 . Как я понимаю, что такое совесть? Работа будет индивидуальная. Задание 1 - Каждый возьмет полоску бумаги под номером 1 и напишет, что такое, по-вашему, мнению совесть. - Теперь сложите лист пополам, в конце урока вы прочтете его снова и подумаете, правильно ли вы ответили. - Приступаем ко второму пункту плана. 2. Что такое совесть, по мнению других людей? Задание 2 - Вы высказали своё мнение о том, что такое совесть. А теперь вам надо узнать, что говорили о совести другие люди. Работаем в группе. У каждой группы есть лист с заданием 2. Задания для групп Задание 2, 1 группа В учебнике по основам светской этике найти, что означает совесть. Ответ написать внизу. | Совесть – это… | Задание 2, 2 группа В сети Интернет найти, что означает совесть. Ответ написать внизу. | Совесть – это… | Задание 2, 3 группа В толковом словаре Владимира Даля найти, что означает совесть. Ответ написать внизу. | Совесть – это… | Задание 2, 4 группа В высказываниях великих людей найти, что означает совесть. 1.Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому. Автор: Пифагор 2.Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. Автор: Антон Павлович Чехов 3.Без совести и при большом уме не проживешь. автор: Максим Горький 4. Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. Автор:А.С.Пушкин Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество. Автор:Пётр I Великий Ответ написать внизу. | Совесть – это… | Задание 2, 5 группа Обратитесь к нашим гостям с вопросом: Как вы думаете, что такое совесть? Ответ попросите написать внизу. | Совесть – это… | - Отвечает первая группа и т.д. Итак, второй пункт плана урока мы выполнили. Приступаем ко третьему пункту плана. 2. Зачем нужна совесть? - У вас на столах лежат листочки с описанием жизненной ситуацией. Ваша задача – объяснить, как необходимо поступить по совести в данной ситуации. Ситуация 1(1 группа) «В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?» Ситуация 2 (2 группа) «В автобусе двенадцатилетний мальчик не уступил место старенькой бабушке. Как поступил мальчик?» Ситуация 3 (3 группа) «Накануне урока окружающий мир Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, так как он хотел отвлекаться от игры на компьютере. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». Оцените действие Володи.» Ситуация 4(4группа) «Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?» Ситуация 5(5 группа) « На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Как бы вы поступили в данной ситуации?» -Отвечает первая группа и т.д. -Итак, мы выполнили три пункта плана. Приступаем к четвертому. 4. Что означает фраза «Совесть – наш внутренний судья»? - Вам сейчас надо объяснить, что означает фраза «Совесть - наш внутренний судья». - Послушайте рассказ «Совесть» А.Гайдара. Вопросы для групп по рассказу 1 группа - Как вы думаете, почему Нина услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика? 2 группа - Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»? 3 группа - Надо ли Нине слушать голос своей совести? Почему? 4 группа Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться? 5 группа - Как вы думаете, есть ли у Нины – внутренний судья? Кто это? Слушаем ответы представителей от каждой группы. - Итак, кто считает, что «Совесть – это наш внутренний судья»? Почему? - Поднимите руку, кто считает себя совестливым человеком. Думаю, в вашей жизни уже были ситуации, когда вас мучила совесть. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы совесть перестала вас грызть? (Осознать свой поступок, раскаяться, признаться, исправиться) -Давайте, чтобы нас совесть не грызла, напишем о своем поступке, и сложим в «Мешочек совести» и больше так поступать не будем. - Итак, мы выполнили все пункты плана. Давайте еще раз их вспомним(слушаем ответы учеников). - Вернемся к первому пункту плана. Возьмите листочки, на которых вы в начале урока написали своё мнение, что же такое совесть. Прочтите запись. Вспомните, что мы говорили о совести. Совпало ли ваше мнение с выводами класса? Поднимите руки, те кто правильно понимает, что такое совесть. Можете дополнить вашу запись. |