СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Совесть"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Совесть"»

Конспект учебного занятия по ОРКСЭ 4 класс, модуль «Основы светской этики», программа «Школа 2100»

Тема. Совесть – наш внутренний судья

Тип урока: урок открытия новых знаний.   

Цель: формирование представления обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор; помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Задачи:

личностные:

-формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

-воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью;

-усвоить нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;

- воспитывать стремление совершать поступки по совести;

- формировать умение поступать согласно чувству долга и совести;

- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

метапредметные:

- познавательные: извлекать информацию из разных источников, ориентироваться в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях;

- регулятивные: развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы; учиться отвечать за свой выбор, свои решения;

- коммуникативные: формировать у учащихся культуру общения (слушать и понимать других; доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение работать в команде).

предметные:

- анализировать понятия долг и совесть, взаимосвязь этих понятий в жизни;

- учить объяснять, что такое совесть и зачем она необходима людям.


Основные виды учебной деятельности обучающихся: осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы – «совесть»; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения.        

Виды деятельности: проблемное задание, работа в группе, индивидуальная работа, мозговой штурм, составление плана,  самостоятельная работа с источниками, творческая работа – рисование плаката.

Основные термины и понятия: совесть, долг, стыд, размышления, чувства, воля.


Оборудование:  мультимедиа, карточки с заданиями для групп, толковый словарь В.Даля, плакат для рисования, фломастеры , клей, ножницы,


Ход урока

1. Организационно- мотивационный момент.


- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок Основы светской этики.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества для этого необходимо проявить? - Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступень в познании окружающего мира и духовного развития.

- Работать будем в группах. Займите свои места согласно номеру. Номер группы написан на листочке, который вы взяли на входе в класс. Поднимите вверх руки первая, вторая, третья, четвертая, пятая группы. Давайте озвучим девиз работы в группе.

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»


2. Актуализация знаний

- Начнем урок с повторения. Вспомните, с какими ценными нравственными качествами человека мы познакомились на уроках в 4 классе.

Ответы учеников.

Добро

Ответственность

Справедливость

Дружба

Честь

Достоинство

Свобода

Уважение

-Правильно!

- А почему эти качества для человека очень важны?

2. Постановка темы и формулирование цели и задач урока


- А сегодня мы познакомимся с ещё одним важным качеством человека. Посмотрите видеофрагмент и назовите это качество.

-Что заставило мальчиков всё, таки уступить место в автобусе?

Какое внутреннее качество? (ответ - совесть)

- А теперь назовите тему нашего урока.

-Правильно, тема нашего урока. Совесть.

- Определите цель урока.

-Правильно, выяснить, почему совесть самое важное качество человека

Сформулируйте задачи урока…

Восстановите предложения….

1. Узнать, что такое совесть?

2. Понять, зачем нужна совесть?

3. Что означает «Совесть – наш внутренний судья»?


- Чтобы выполнить задачи урока нам надо составить план.

Возьмите листы с заголовками плана и пронумеруйте их.

- Давайте составим план. Работаем в группе( расставьте порядок плана)

1 . Как я понимаю, что такое совесть?

2. Что такое совесть, по мнению других людей?

3.Зачем нужна совесть человеку?

4. Что означает фраза «Совесть – наш внутренний судья»?

5.Оформить плакат на тему «Совесть».

- Расставит порядок плана на доске представитель от первой группы. Есть ли замечания по порядку у групп?































3.Открытие новых знаний


-Итак, работаем над первым пунктом плана.

1 . Как я понимаю, что такое совесть?

Работа будет индивидуальная.

Задание 1

- Каждый возьмет полоску бумаги под номером 1 и напишет, что такое, по-вашему, мнению совесть.

- Теперь сложите лист пополам, в конце урока вы прочтете его снова и подумаете, правильно ли вы ответили.

- Приступаем ко второму пункту плана.

2. Что такое совесть, по мнению других людей?

Задание 2

- Вы высказали своё мнение о том, что такое совесть. А теперь вам надо узнать, что говорили о совести другие люди. Работаем в группе. У каждой группы есть лист с заданием 2.

Задания для групп


Задание 2, 1 группа

В учебнике по основам светской этике найти, что означает совесть.

Ответ написать внизу.

Совесть – это…


Задание 2, 2 группа

В сети Интернет найти, что означает совесть.

Ответ написать внизу.

Совесть – это…



Задание 2, 3 группа


В толковом словаре Владимира Даля найти, что означает совесть.

Ответ написать внизу.

Совесть – это…



Задание 2, 4 группа

В высказываниях великих людей найти, что означает совесть.


1.Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Автор: Пифагор

2.Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Автор: Антон Павлович Чехов

3.Без совести и при большом уме не проживешь.

автор: Максим Горький

4. Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

 Автор:А.С.Пушкин

Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.

 Автор:Пётр I Великий

Ответ написать внизу.

Совесть – это…



Задание 2, 5 группа

Обратитесь к нашим гостям с вопросом: Как вы думаете, что такое совесть?

Ответ попросите написать внизу.

Совесть – это…





- Отвечает первая группа и т.д. Итак, второй пункт плана урока мы выполнили.


Приступаем ко третьему пункту плана.


2. Зачем нужна совесть?


- У вас на столах лежат листочки с описанием жизненной ситуацией. Ваша задача – объяснить, как необходимо поступить по совести в данной ситуации.

Ситуация 1(1 группа)

  «В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?»

Ситуация 2 (2 группа)

«В автобусе двенадцатилетний мальчик не уступил место старенькой бабушке. Как поступил мальчик?»

Ситуация 3 (3 группа)

 «Накануне урока окружающий мир Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, так как он хотел отвлекаться от игры на компьютере. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». Оцените действие Володи.»

Ситуация 4(4группа)  

«Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?»

Ситуация 5(5 группа)

 « На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Как бы вы поступили в данной ситуации?»


-Отвечает первая группа и т.д.

-Итак, мы выполнили три пункта плана. Приступаем к четвертому.

4. Что означает фраза «Совесть – наш внутренний судья»?

- Вам сейчас надо объяснить, что означает фраза «Совесть - наш внутренний судья».

- Послушайте рассказ «Совесть» А.Гайдара.


Вопросы для групп по рассказу

1 группа

Как вы думаете, почему Нина услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

2 группа

- Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

3 группа

- Надо ли Нине слушать голос своей совести? Почему?

 4 группа

Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?

5 группа

- Как вы думаете, есть ли у Нины – внутренний судья? Кто это?

Слушаем ответы представителей от каждой группы.


- Итак, кто считает, что «Совесть – это наш внутренний судья»? Почему?

- Поднимите руку, кто считает себя совестливым человеком.

Думаю, в вашей жизни уже были ситуации, когда вас мучила совесть. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы совесть перестала вас грызть? (Осознать свой поступок, раскаяться, признаться, исправиться)

-Давайте, чтобы нас совесть не грызла, напишем о своем поступке, и сложим в «Мешочек совести» и больше так поступать не будем.

- Итак, мы выполнили все пункты плана. Давайте еще раз их вспомним(слушаем ответы учеников).

- Вернемся к первому пункту плана. Возьмите листочки, на которых вы в начале урока написали своё мнение, что же такое совесть. Прочтите запись. Вспомните, что мы говорили о совести. Совпало ли ваше мнение с выводами класса? Поднимите руки, те кто правильно понимает, что такое совесть. Можете дополнить вашу запись.



4.Закрепление материала

- Сейчас каждая группа нарисует плакат на тему «Совесть», используя те задания, которые выполняла группа (по окончании работы плакаты размешаются на доске).


5.Итог урока

-Давайте вспомним наш урок.

- Какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы поставили? Достигли ли мы её?

- Какие задачи мы ставили, чтобы достичь цели урока?

Вопросы на понимание понятия «совесть»

Что такое совесть? (Переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Совесть – внутренний контролёр человека, его главный судья.)

– Как вы считаете, легко ли «жить по совести»? Почему вы так считаете? («Жить по совести» сложно, потому что приходится постоянно контролировать себя, свои мысли и поступки.)

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести? В каких ситуациях это бывает?

- Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести?

- В качестве последнего «аккорда» в нашем уроке я прочитаю вам такое стихотворение.

Мы делаем для памятки зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелески соловьи –

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.


Будьте честными и совестливыми людьми!!!

6.Рефлексия и оценка

- А вы, ребята, с какой совестью уйдёте с урока? Как вы это можете определить? (Расширили свой кругозор, духовно выросли, работали активно и дружно, внимательно выслушивали одноклассников, с уважением относились к высказанной товарищем точке зрения и т.д.).

- У вас на партах лежат два сердца: одно белое, другое – наполовину чёрное.

-Что символизирует белый цвет? (Чистоту, добродетель, радость.)

-Почему половина второго сердца чёрная? (Человек совершил что-то, не соответствующее нормам морали.)

-Почему только половина сердца окрашена в тёмный цвет? (Потому что у любого человека есть шанс исправиться и стать лучше.)

-Поднимите белые сердца те, кто работал сегодня на уроке «на совесть», т.е. добросовестно.

- Есть ли среди вас те, у кого «совесть неспокойна», т.е. кого в течение урока мучали сомнения, и он не всегда был уверен в своей правоте, поднимите сердца с тёмной половиной.


7.Домашнее задание

1. Написать синквейн на тему «Совесть».

2. Посмотреть мультфильм « Лунтик. Совесть.»

Список используемой литературы

1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение- 2012

2.«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение -2012

3. Пособие для учителя. М.: Просвещение-2011 (Стандарты второго поколения)

Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов

4.Совесть как предмет психологического исследования. С.А. Барсукова (Пенза)

5. Психология человека в современном мире Том 6 .Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Издательство «Институт психологии РАН» .Москва – 2009




3