ТЕМА: Сравнение многозначных чисел.
ЦЕЛИ: ознакомление со способами сравнения многозначных чисел, совершенствование умения читать и записывать многозначные числа, решать задачи с пропорциональными величинами: производительность труда, время работы, выработка; развитие произвольного внимания, мышления и речи; воспитание познавательной активности учащихся, уважен7ия к людям труда.
1- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой;
3- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
3- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
2- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
3- использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
4- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Знать пропорциональные величины: производительность, время работы, выработка и уметь решать задачи с этими величинами.
Основные: Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительные: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для индивидуальной работы, величины для краткой записи к задаче
Этап урока Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие. Проверка готовности. | Прозвенел и смолк звонок. Пришла пора начать урок. - Поприветствуйте гостей! Тихо и красиво садитесь. Проверьте, готово ли ваше место к работе. На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, дневник. Если всё готово, покажите правильной осанкой. | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. | |
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Начать урок мне хочется со стихотворения. Прочтите его со слайда: СЛАЙД 2 Трактор водит тракторист, Электричку – машинист. Хлеборобу слава в поле, А твоя работа в школе. Ты работать не ленись, Добросовестно учись. К кому обращены эти строки? К чему призывает школьников поэт? Помните, любой труд почётен и требует старания. Запишите дату и место работы. | Слушают. К ученикам. Работать добросовестно. Пишут. | |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Устный счёт Игра «Открой форточку» (фронтально) Индивидуальная работа по карточкам (3 чел) Микроитог ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ | СЛАЙД 3 А) Рассмотрите необычные равенства. Догадайтесь, какие числа прячутся под каждой фигурой. Помните, одна и та же фигура обозначает одно и то же число. (См. с.26) Тр+Кв=120 Кв+ Кр=230 Тр+230=300 СЛАЙД 4 СЛАЙД 4 Б) Какие знаки арифметических действий пропущены? 200000*1=200000 30000*0=30000 49999*1=50000 60001*1=60000 СЛАЙД 5 В) Какие знаки сравнения пропущены? 5*6 1000*999 С.26 №112. Собрать карточки, оценить работу. Какое ключевое слово получилось? Кто догадался, чему будем учиться на уроке? | Рассматривают модели равенств. Рассуждают. Начать следует с равенства, в котором только одно неизвестное слагаемое, это последняя строчка. Чтобы найти слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое: 300-230=70 - Тр 120-70=50 – Кв 230-50=180 – Кр Умножить или разделить, т.к. а .1=а. Плюс или минус Плюс Минус Меньше Больше Сравнение Сравнивать многозначные числа | |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Наблюдения над материалом и вывод правил | Ещё раз посмотрите на неравенства, которые у нас получились. Какое правило сравнения можем вывести? СЛАЙД 5 (анимация) Прочтите его, заполнив пропуски: Из двух чисел меньше то, которое при счёте называют……., И больше то, которое называют …. СЛАЙД 6. Сравните следующие пары чисел: 368*127 и 763*791 Какие цифры достаточно сравнить, чтобы сразу ответить на вопрос? Восстановите вторую часть правила: СЛАЙД 6(ан.) Числа можно сравнивать поразрядно, начиная с.. низшего/высшего разряда. Проверим точность наших рассуждений по учебнику. Прочтём советы Знайки-математика на с.27 справа от красной черты. СЛАЙД 7 | Раньше Позже 3 и 1, 3 сотни больше, чем 1 сотня 6 и 9, т.к.число сотен одинаковое, сравним десятки Высшего Находят и читают теоретический материал | |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ | Сравнение чисел. С.27, №117. Укажите номер задания в тетради. Кто желает рассуждать вслух? №120 Прочитайте задание. О чём идет речь? Какое непонятное слово встретилось? Что такое конвейер? Рассмотрите изображение конвейера на тракторном заводе. На каждое готовое изделие завода выдаётся технический паспорт с номером. Какие номера были у тракторов? Что просят определить в задании? Как предлагаете определять, какой трактор сошёл раньше других? Какой следующий? Какой третьим? | Читают, записывают и сравнивают числа, рассуждая вслух. Устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому или для транспортировки грузов. 250000, 249999, 250001 Какой трактор сошёл первым? Вторым? 249999, 250000, 250001 | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Зарядка | СЛАЙД 8. Люди, которые трудятся на заводах встают по утрам рано и работают долго. Чтобы на всё хватало здоровья, они, конечно, делают зарядку. Солнце глянуло в кроватку Раз-два-три-четыре-пять! Все мы делаем зарядку: Нужно нам присесть и встать На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка. На четыре – руки шире! Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. Можем продолжать движение. | Встают из-за парт. Выполняют движения, названные в тексте | |
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Работа над задачами: А)Знакомство с содержанием Б)Составление краткой записи В)Поиск решения Г)Запись решения и ответа | СЛАЙД 9. Продолжим знакомиться с трудом рабочих. Найдите задачу 122. Прочитайте её. О чём задача? Кто делал детали? Кто делал больше деталей? Почему? В таких случаях говорят, что у рабочего и ученика была разная производительность труда, т.е. количество деталей, которые каждый из них делает за час. Укажите первую величину, производительность так: Выраб. Время Общая за 1 час работы выраб. Кто догадался, какая вторая величина будет в таблице? Запишите её. Что запишем в 3 столбик? Укажем, что работали учитель и ученик. Давайте заполним таблицу. Что известно? Что нужно найти? Как предлагаете записать этот вопрос кратко? Запишите. Обведите. Р. ? 8 ч 80 д. На? б. Уч. ? 6 ч 42 д. Как узнать, на сколько один вытачивает больше, чем другой? Можем мы сразу выполнить это действие? Почему? Как предлагаете это узнать? Во сколько действий будем решать задачу? Проговорите план решения. Запишите решение по действиям с пояснениями. Какое дополнительное задание предлагают? Про-читайте выражение. Какое действие изменилось? Что им узнаете? Сформулируйте вопрос. | Открывают учебник, находят и читают задачу. Отвечают на вопросы: Эта задача об изготовлении деталей. Рабочий и ученик. Рабочий, у него больше опыта. Делают краткую запись к задаче. Записывают решение и ответ задачи в тетрадь. Время работы Общая выработка Находят в тексте задачи числовые данные и вносят в таблицу. Из большего вычесть меньшее. Нет. т.к. не знаем, сколько каждый делал за час. Делением. В 3:1) (:)-рабочий за 1 час 2) (:) –ученик за 1 час 3) (-) Изменить вопрос, чтобы последнее действие было(+)Сколько деталей делают за час вместе рабочий и его ученик? | |
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Отработка вычислительных навыков | СЛАЙД 10. Прочитайте задание №121. Что требуется сделать? Подумайте, где стоит поставить скобки, чтобы порядок действий изменился? Выполните задание самостоятельно. | Читают задание и выполняют его самостоятельно. | |
ИНФОРМАЦИЯ О ЗАДАНИИ НА ДОМ | СЛАЙД 11. С.27, № 123, с.24, № 97. | Записывают задание в дневник. | |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СЛАЙД 12. Завершите предложения: На уроке я узнал… У меня получилось…. Мне было трудно…. Отметки сегодня заработали …. | Завершают предложения. Выставляют отметки в дневник. | |