Конспект урока
Тема урока: «Степень с отрицательным целым показателем»
8 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие степени с отрицательным целым показателем, умение читать и записывать выражения, содержащие степени с отрицательным целым показателем; формировать умение находить значение числового выражения, содержащего степени с отрицательным целым показателем
Общеобразовательный аспект.
1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:
умение планировать свою деятельность при решении задач;
умение контролировать свою деятельность при решении задач;
умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока;
умение работать по образцу и в сходной ситуации при первичном закреплении.
2. Продолжить формирование специальных умений и навыков:
умение работать с учебником при объяснении нового материала;
умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями.
Развивающий аспект.
1. Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты, выбирать рациональный способ решения.
Продолжить развитие логического мышления.
Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Воспитательный аспект.
Реализовать комплексный подход к воспитанию.
1. Воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.
Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание.
Расширять представление об окружающем мире.
Методы обучения:
по источнику приобретённых знаний – словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый.
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пусть хорошее настроение сохраниться у вас в течение урока, но при этом будьте внимательны. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.
2. Актуализация знаний
- Перед вами числа. На какие группы мы можем разбить эти числа?
(-2)3 0,4; ; 33 5; -2,15; (1/7)2; ; -6; (-6)2
(ответ: на числа и числа, записанные в виде степени)
- Для каждого числа, записанного в виде степени, назовите показатель и основание степени
- Дайте определение степени с натуральным показателем.
(Ответ. Произведение n одинаковых множителей, равных a. (Степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называют произведение п множителей, каждый из которых равен а.)
- Что можно сказать о виде числа n?
Ответ. n – натуральное число.
- Найдите значение выражений записанных в виде степени
(-8, 27, 1/49, 36)
Запишите в виде степени и вычислите: а) 23·22; б)57:54; в)(23)2; г) 100 д) 42:45
- Что нужно вспомнить для выполнения этого задания
(ответ: свойство степеней с натуральным показателем)
- Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями
(Ответ: При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываем, а основания оставляют прежними. )
- Сформулируйте правило деления степеней с одинаковыми основаниями
(Ответ: При делении степеней с одинаковыми основаниями из показателя степени делимого вычисляют показатель степени делителя, а основание оставляют прежним. )
- Сформулируйте правило возведение степени в степень
(Ответ: При возведении степени в степень показатели перемножают, а основание оставляют прежним )
- Чему равна степень числа а с показателем 0
Ответ: Для любого числа а, не равного нулю, а0=1
(ответы: 25=32, 53=125, 26=64, 1, 4-3)
Постановка проблемы.
- Почему не смогли выполнить последнее задание? Сформулируйте свое затруднение.
(Ответ: Мы не знаем, что означает отрицательная степень и какое число получится. Мы не можем вычислить значение выражения, так как не знаем, как возводить число в отрицательную степень).
- Сформулируйте тему урока
(Ответ: Степени с целым отрицательным показателем.)
-Откройте тетради запишите число, классная работа, тему урока.
- Какая цель стоит перед нами?
(Ответ: научится находить значение степени с отрицательным показателем)
- Какие задачи вы поставите? Что для этого нужно сделать?
(Ответ: 1.Определить – что называется степенью с отрицательным показателем?
2. Узнать, как возводить число в отрицательную степень.
3.Научиться применять новые знания при решении заданий.)
Открытие учениками нового знания.
- Чтобы решить 1 задачу, где мы можем найти информацию
(Ответ: В учебнике.)
- Открываем учебник страница 59-60
- Сформулируйте правило вычисления степени с отрицательным показателем
Запишите в тетради формулу:
a-n = l/an, a≠O, n-натуральное число
Историческая справка.
Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке. Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаак Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА и т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3и т.д."
- Имеет ли смысл выражение 0-5?
(Ответ. Нет, т.к. основание степени с отрицательным показателем должно быть отлично от нуля.
- 0n имеет смысл только при положительных значениях n.
- Мы определили, что называют степенью с отрицательным показателем?
(ответ: да, a-n = l/an, a≠O, n-натуральное число)
- Итак, как возвести 4-3?
Ответ: 4-3=1/43= 1/64
Первичное усвоение новых знаний
- Мы выполнили 2 задачу, поставленную перед нами?
(ответ: да, мы узнали, как вычислить степень с отрицательным показателем)
- Какая 3 задача перед нами стоит
( ответ: Научиться применять новые знания к решению заданий)
- Для этого я предлагаю вам следующие задания
Первичное закрепление.
Представьте степени в виде дробей с положительными показателями. (Один ученик у доски выполняет задание 1 и 2, делает самооценку)
а) 8-3= 1/83, (а + b)-2, (ab)-3.
замените дробь степенью
б) 1/67 = б-7;
1/у7 = у-7;
1/7 = 7-1.
- А теперь карточки с заданием для работы . Выполните задание.
- Представьте степени в виде дробей с положительными показателями
- Ответы впишите в таблицу.-
- А теперь проверим получившиеся ответы
- Оцените свою работу с этим упражнением
- А сейчас займемся вычислениями (Один ученик у доски, самооценка)
4-2= 1/42= 1/16;
(2/3)-3 = 1/(2/3)3 = 27/8 = 3 3/8;
0,01-2 = (1/100)-2= 10000.
- Подведем промежуточный итог, Как возвести число в отрицательную степень?
Самостоятельная работа
- а теперь предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам
Вариант 1
Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:
а) ; б) ; в) ; г) ; д)
Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:
а) 5-7; б) 7-1; в) а-11; г) х-1; д) (2у)-5
Вычислите:
а) 2-3; б) (-5)-1; в) ; г) (0,2)-3; д) ; е) 6-1+2-2; ж) 2780 – 0,1-2.
4. Представьте в виде дроби и сократите: (а3 +3а4 – а6) : (3 – а2 + а—1)
5. Известно, что 3у=а. Найдите: 32у; 33у+1; 3-у; 92у
Вариант 2
Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:
а) ; б) ; в) ; г) ; д)
Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:
а) 7-3; б) 2-1; в) у-10; г) с-1; д) (3а)-4
Вычислите:
а) 3-2; б) (-5)-2; в) ; г) (0,1)-4; д) ; е) 8-1+6-2; ж) 4560 – 0,1-3.
4. Представьте в виде дроби и сократите: (х4 +2х6 + х7) : (2 + х + х—2)
5. Известно, что 5п=в. Найдите: 53п; 52п-1; 5-п; 253п
Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности)
- Все ли задачи поставленные в начале урока мы смогли решить?
– Что нового вы сегодня узнали?
- По какому правилу следует возводить числа в отрицательную степень?
- А я бы хотела подвести итог нашего урока словами известного математика Вейерштрасса:
«Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе».
Если минус нам не нравится,
С этим горем можно справиться:
Знак меняем в показателе,
Степень пишем в знаменателе,
Сверху ставим единичку.
Получается? Отлично!
Коль числитель единица,
Степень в знаменателе,
Пишем мы ее как степень
С целым показателем:
Дробную черту стираем,
Единицу убираем
И еще, конечно, минус
В показатель добавляем
Домашнее задание
§ 8 . № 235, 244
История возникновения степени числа.
Сложение, вычитание, умножение и деление идут первыми в списке арифметических действий. У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.
В своей знаменитой «Арифметике» греческий учёный Диофант описывает первые натуральные степени чисел так: «Все числа… состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. …среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато-квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо-кубы — от умножения кубов самих на себя».
Немецкие математики Средневековья стремились ввести единое обозначение и сократить число символов. Книга Михеля Штифеля «Полная арифметика» сыграла в этом значительную роль.
Но математики продолжали искать более простую систему обозначений степени, так как её обозначения были не удобны.
Француз, бакалавр медицины Никола Шюке смело ввёл в свою символику не только нулевой, но и отрицательный показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.
Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателями берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса и Исаака Ньютона.
6