Страдательные причастия прошедшего времени
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Содержательная: формирование знаний о страдательных причастиях прошедшего времени.
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные: обучающийся научится определять страдательные причастия прошедшего времени; обучающийся получит возможность научиться образовывать эти причастия с помощью суффиксов.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
( П.Чесноков).
- О чем идет речь в данных строчках?
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Сегодня мы продолжаем изучение темы « Причастие» (работа в группах)
- Повторим, что мы знаем о причастии?
1 ряд готовит ответы на вопросы:
- Что такое причастие?
- Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий?
- Что такое причастный оборот?
2 ряд готовит ответы на вопросы:
- Каким членом предложения является причастный оборот?
- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
3 ряд готовит ответы на вопросы:
- Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени.
3. Выявление места и причины затруднения
А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы, и выполним индивидуальную работу. Пред вами карточка №1, ваша задача следующая: списать, вставляя пропущенные буквы (работа по карточке №1).
Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.
Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте по шаблону на экране:
Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, стеклянная посуда, пустынная местность, осиная талия.
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Итак, ребята, про какие причастия мы вспомнили? (действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени, страдательные причастия настоящего времени)
- Как они образуются? (действительные причастия настоящего времени – от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –ущ-, -ющ- (1 спр.) и –ащ-, -ящ- (2 спр.); действительные причастия прошедшего времени – от глаголов совершенного и несовершенного видов, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –вш- и –ш-; страдательные причастия настоящего времени – от переходных глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –ем-, -ом- (1 спр.) и –им- (2 спр.)).
- Скажите, о какой группе причастий мы ещё не говорили? ( о страдательных причастиях прошедшего времени)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке сегодня? Сформулируйте тему урока? (Страдательные причастия прошедшего времени) (число, тема, классная работа записываются в тетрадь).
Сформулируем цели урока:
Расширить знания о причастиях, страдательных причастиях;
Научиться образовывать при помощи суффиксов страдательные причастия прошедшего времени.
5 этап. Реализация построения проекта.
Сейчас мы обратимся к учебнику, страница 133 §16. Рассмотрите таблицу. Подумайте, от каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? К каким основам присоединяется суффикс -НН-, а к каким - -ЕНН-(-ЁНН-)?
Предполагаемый ответ: Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн-(-ённ-) и –т-.
При помощи суффикса –нн- причастия образуются от основ глаголов на -ать (-ять). При помощи суффикса –енн- образуются причастия от глаголов на –ить и от глаголов с основой на согласный.
6. Этап первичного закрепление с проговариванием во внешней речи.
Обратите внимание на доску. Из глаголов нужно образовать страдательные причастия (работа у доски):
(комментирует учитель): увенчать – увенчанный
сшить – сшитый
поразить – пораженный
Чтобы из оставшихся глаголов образовать страдательные причастия прошедшего времени, к доске выйдут 3 учащихся.
(на доске)
Убрать - напечатать - разработать-
Застеклить - окружить - проложить-
Обмануть - сжать- размолоть-
Для того чтобы упорядочить знания о суффиксах причастий, предлагаю вам заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. Работаем в паре. Ваша задача заполнить эту таблицу. Посмотрите внимательно, что именно требуется внести в нее и запишите. Можете воспользоваться таблицами на страницах 133, 130
Причастия | Настоящего времени | Прошедшего времени |
Действительные | От глаголов I спряжения | От глаголов II спряжения | |
| | |
Страдательные | | | |
В результате у вас должна получиться вот такая таблица: (на экране). Если есть недочеты, то исправьте.
Причастия | Настоящего времени | Прошедшего времени |
Действительные | От глаголов I спряжения | От глаголов II спряжения | -вш-, -ш- |
| -ущ-, -ющ- | -ащ-, -ящ- |
Страдательные | -ем- (-ом-) | -им- | -нн- (-н-), -енн- (-ен), -т- |
- А сейчас выполним упражнение 179 самостоятельно в тетрадях. Уточню задание: в тетрадь записываем только образованные причастия, глаголы, от которых невозможно образовать, записываем. Предложения составлять не будем.
- Проверим, как вы справились с заданием (устно, по цепочке называют причастия, при необходимости исправляют):
Обещать – обещанный, увешать – увешанный, засеять – засеянный, овеять – овеянный, замешать – замешенный, приехать (непереходный глагол), заместить – замещенный, заклеить – заклеенный, наградить – награжденный, победить (непереходный глагол), возвратить – возвращенный, расколоть – расколотый, бросить – брошенный, вырастить – выращенный, взвесить – взвешенный, углубить – углубленный, исправить – исправленный, привлечь – привлеченный, преобразить – преображенный, спрессовать – спрессованный, привести – приведенный, увидеть – увиденный, обидеть – обиженный, разбить – разбитый, перевести – переведенный.
- Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Но вы, наверное, устали, поэтому предлагаю выполнить небольшую физкультминутку.
Встали дружно на зарядку
Все в шеренгу по порядку.
Для начала головой
Повернули раз, другой.
Три-четыре повернулись
И соседу улыбнулись
Упражнение для рук:
Правой, левой сделай круг.
Повторим мы все два раза –
Ведь зарядка не проказа.
Приседаем раз, два, три.
Эй, в окошко не смотри.
Руки поднимаем в небо,
На носочки привстаем –
Шаг вперед – назад идем.
Повторим четыре раза
И начнем учиться сразу.
- Сейчас предлагаю вам рассмотреть упражнение 126: проанализировать таблицу и вспомнить написание Н и НН в прилагательных.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Выполните задания по карточке №2. Не забываем после проверки ставить оценки за вашу работу в лист самооценки.
Карточка №2 Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми. Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой. |
Шаблон для проверки Карточка №2 Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми. Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Для того, чтобы отработать практику применения новых знаний, выполните тест.
( раздаточный мтериал)
9. Этап рефлексии:
- Об образовании каких причастий мы говорили сегодня?
-Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
-Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
-Вам было комфортно?
- Вы испытывали затруднения во время урока? Если да, то на каком этапе?
Домашнее задание: