СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Страдательные причастия прошедшего времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспет урока в 7 классе по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Страдательные причастия прошедшего времени"»




Страдательные причастия прошедшего времени


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Содержательная: формирование знаний о страдательных причастиях прошедшего времени.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные: обучающийся научится определять страдательные причастия прошедшего времени; обучающийся получит возможность научиться образовывать эти причастия с помощью суффиксов.


Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

( П.Чесноков).

- О чем идет речь в данных строчках?

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Сегодня мы продолжаем изучение темы « Причастие» (работа в группах)

- Повторим, что мы знаем о причастии?

1 ряд готовит ответы на вопросы:

- Что такое причастие?

- Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий?

- Что такое причастный оборот?


2 ряд готовит ответы на вопросы:

- Каким членом предложения является причастный оборот?

- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?

- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?


3 ряд готовит ответы на вопросы:

- Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

- Как образуются страдательные причастия настоящего времени.


3. Выявление места и причины затруднения

А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы, и выполним индивидуальную работу. Пред вами карточка №1, ваша задача следующая: списать, вставляя пропущенные буквы (работа по карточке №1).

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.


Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте по шаблону на экране:

Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, стеклянная посуда, пустынная местность, осиная талия.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, ребята, про какие причастия мы вспомнили? (действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени, страдательные причастия настоящего времени)

- Как они образуются? (действительные причастия настоящего времени – от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –ущ-, -ющ- (1 спр.) и –ащ-, -ящ- (2 спр.); действительные причастия прошедшего времени – от глаголов совершенного и несовершенного видов, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –вш- и –ш-; страдательные причастия настоящего времени – от переходных глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –ем-, -ом- (1 спр.) и –им- (2 спр.)).

- Скажите, о какой группе причастий мы ещё не говорили? ( о страдательных причастиях прошедшего времени)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке сегодня? Сформулируйте тему урока? (Страдательные причастия прошедшего времени) (число, тема, классная работа записываются в тетрадь).

Сформулируем цели урока:

Расширить знания о причастиях, страдательных причастиях;

Научиться образовывать при помощи суффиксов страдательные причастия прошедшего времени.


5 этап. Реализация построения проекта.

Сейчас мы обратимся к учебнику, страница 133 §16. Рассмотрите таблицу. Подумайте, от каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? К каким основам присоединяется суффикс -НН-, а к каким - -ЕНН-(-ЁНН-)?

Предполагаемый ответ: Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн-(-ённ-) и –т-.

При помощи суффикса –нн- причастия образуются от основ глаголов на -ать (-ять). При помощи суффикса –енн- образуются причастия от глаголов на –ить и от глаголов с основой на согласный.

6. Этап первичного закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обратите внимание на доску. Из глаголов нужно образовать страдательные причастия (работа у доски):

(комментирует учитель): увенчать – увенчанный

сшить – сшитый

поразить – пораженный

Чтобы из оставшихся глаголов образовать страдательные причастия прошедшего времени, к доске выйдут 3 учащихся.

(на доске)

Убрать - напечатать - разработать-

Застеклить - окружить - проложить-

Обмануть - сжать- размолоть-


Для того чтобы упорядочить знания о суффиксах причастий, предлагаю вам заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. Работаем в паре. Ваша задача заполнить эту таблицу. Посмотрите внимательно, что именно требуется внести в нее и запишите. Можете воспользоваться таблицами на страницах 133, 130

Причастия

Настоящего времени

Прошедшего времени

Действительные

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения






Страдательные






В результате у вас должна получиться вот такая таблица: (на экране). Если есть недочеты, то исправьте.


Причастия

Настоящего времени

Прошедшего времени

Действительные

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения


-вш-, -ш-



-ущ-, -ющ-

-ащ-, -ящ-

Страдательные

-ем- (-ом-)

-им-

-нн- (-н-), -енн- (-ен), -т-



- А сейчас выполним упражнение 179 самостоятельно в тетрадях. Уточню задание: в тетрадь записываем только образованные причастия, глаголы, от которых невозможно образовать, записываем. Предложения составлять не будем.



- Проверим, как вы справились с заданием (устно, по цепочке называют причастия, при необходимости исправляют):


Обещать – обещанный, увешать – увешанный, засеять – засеянный, овеять – овеянный, замешать – замешенный, приехать (непереходный глагол), заместить – замещенный, заклеить – заклеенный, наградить – награжденный, победить (непереходный глагол), возвратить – возвращенный, расколоть – расколотый, бросить – брошенный, вырастить – выращенный, взвесить – взвешенный, углубить – углубленный, исправить – исправленный, привлечь – привлеченный, преобразить – преображенный, спрессовать – спрессованный, привести – приведенный, увидеть – увиденный, обидеть – обиженный, разбить – разбитый, перевести – переведенный.

- Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Но вы, наверное, устали, поэтому предлагаю выполнить небольшую физкультминутку.

Встали дружно на зарядку

Все в шеренгу по порядку.

Для начала головой

Повернули раз, другой.

Три-четыре повернулись

И соседу улыбнулись

Упражнение для рук:

Правой, левой сделай круг.

Повторим мы все два раза –

Ведь зарядка не проказа.

Приседаем раз, два, три.

Эй, в окошко не смотри.

Руки поднимаем в небо,

На носочки привстаем –

Шаг вперед – назад идем.

Повторим четыре раза

И начнем учиться сразу.


- Сейчас предлагаю вам рассмотреть упражнение 126: проанализировать таблицу и вспомнить написание Н и НН в прилагательных.


7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Выполните задания по карточке №2. Не забываем после проверки ставить оценки за вашу работу в лист самооценки.


Карточка №2

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.


Шаблон для проверки

Карточка №2

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой.


8.Этап включения в систему знаний и повторения.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Для того, чтобы отработать практику применения новых знаний, выполните тест.

( раздаточный мтериал)


9. Этап рефлексии:

- Об образовании каких причастий мы говорили сегодня?

-Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

-Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

-Вам было комфортно?

- Вы испытывали затруднения во время урока? Если да, то на каком этапе?


Домашнее задание:


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!