Конспект урока с аспектным анализом
учителя биологии МКОУ СОШ №4 Сергеевой Виктории Васильевны
Тема: "Строение и функции головного мозга"
Цель: изучить особенности строения и функций основных отделов головного мозга.
Задачи:
образовательная:
– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,
- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение;
развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать;
воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.
Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборная модель головного мозга, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос по терминам.
Что называют нейроном? Каково его строение?
Что такое нейроглия?
Где находится миелиновая оболочка и каково её значение? Что такое миелин?
Что такое аксон? Дендрит?
Что такое нервный узел?
Что такое нервный импульс?
Что такое синапс?
Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?
Что такое торможение?
2. Беседа по строению и функциям спинного мозга
Каково строение спинного мозга?
Как распределяется серое и белое вещество в спинном мозге?
Как осуществляется взаимосвязь спинного и головного мозга?
Сколько корешков спинномозговых нервов отходит от спинного мозга?
Какие функции в нашем организме выполняет спинной мозг?
Центры каких рефлексов находятся в спинном мозге?
Какие органы в теле человека контролируют работу спинного мозга?
3. Одновременно у доски 1 ученик работает по карточке.
Начерти рефлекторную дугу коленного рефлекса. Укажи части рефлекторной дуги.
III. Изучение нового материала.
На доске эпиграф к уроку:
Валентин Домиль «Чем чаще пользуешься мозгом — тем больше у него срок годности».
1. Актуализации знаний о головном мозге.
- Что вам известно о головном мозге?
- Что хотели бы узнать?
Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока, которую учитель записывает на доске:
особенности строения головного мозга, функции основных отделов.
2. Работа с учебником: определить местоположение, размеры головного мозга: (головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.)
Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?
Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?
Масса головного мозга гориллы составляет 400 г, шимпанзе 375 г, быка 500 г, лошади 650 г, дельфина афалины 1700 г, слона 6000 г, кашалота 9200 г. Но по отношению к массе тела мозг человека весит больше (слайды).
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Масса головного мозга одарённых людей превышала среднюю массу: у Тургенева – 2012 г, Бехтерева – 1720 г, Павлова – 1653 г, Менделеева – 1571 г. Однако у других одарённых людей масса была значительно меньше средней, например у А.Франса – 1017 г., а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Самый тяжёлый мозг оказался у идиота – 2850 г. (слайды).
Как вы думаете, существует ли непосредственная связь умственного развития с массой головного мозга?
3. Рассказ учителя:
- расположение белого и серого вещества;
- наличие извилин;
- кора больших полушарий.
5. Составление схемы отделов головного мозг (учитель чертит на доске)
6. Выполнение задания в рабочей тетради № 56 (на немом рисунке подписать названия всех отделов):
7. Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга. Рассказ учителя.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.
Продолговатый мозг не только “большая дорога”, но и “главный коммутатор телефонных связей” между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые — к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток — ядер.
Еще в XIX в. в продолговатом мозге был открыт так называемый узел жизни. Укол в области этого узла у кролика вызывал остановку дыхания и смерть.
Подобные опыты провели и на лягушке. У нее после подобного укола прекращались движения, но через некоторое время она начинала дышать, отвечать на раздражения лапок, а потом переворачивалась со спины на живот. Как же объяснить различную реакцию животных на укол в продолговатый мозг? Новые опыты помогли ответить на этот вопрос. После укола в продолговатый мозг кролику сделали искусственное дыхание, и он ожил.
В продолговатом мозге нет никакого особого узла жизни. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.
Найти в учебнике информацию о нервных центрах. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.
Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.
Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики). Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.
8. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.
Заполните таблицу «Строение и функции головного мозга»:
Отдел мозга | Местоположение и особенности строения | Функции |
Продолговатый мозг | | |
Мост | | |
Мозжечок | | |
Средний мозг | | |
Промежуточный мозг | | |
9. Проведение простых опытов под руководством учителя.
Опыт № 2. Пронаблюдать рефлексы среднего мозга.
Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.
Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется.
Опыт 3. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды “Замри”.
Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду “Замри”. Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.
Команда “Замри” вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.
Опыт 4. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.
По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов.
Поражение мозжечка при опьянении:
- опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
- нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести?
Обобщение знаний проводится в виде фронтальной беседы по заполненной таблице (таблица проецируется на экран)
IV. Закрепление знаний.
Тест
1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:
А) меньше 950 г; Б) 950-1100 г; В) 1100 – 2000 г
2. Головной мозг человека состоит из:
А) ствола и полушарий большого мозга;
Б) мозжечка и полушарий большого мозга;
В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.
3. Продолговатый мозг является продолжением:
А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга.
4. В головном мозге полушария и кору имеют:
А) средний мозг и полушария большого мозга
Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.
5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:
А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) мозжечок; Г) промежуточный мозг; Д) мост
6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:
А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) промежуточный мозг
7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:
А) мост; Б) средний мозг; В) промежуточный мозг.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: изучить материал учебника, подготовить сообщение о жизни и деятельности И. М.Сеченова (задание двум учащимся).