Конспект урока по теме: «Строение шляпочных грибов»
учитель биологии: Куранова Н.И.
Место урока в изучаемой теме: 2 час в теме «Грибы»
Оборудование: материалы для создания проекта: инструкции, карточки- задания, фотографии грибов, корзина с муляжами грибов; толковый словарь, проектор, экран, компьютер, презентация: «Строение и многообразие шляпочных грибов».
Цели урока:
Образовательные:
-
Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию и размножению шляпочных грибов, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением.
-
Развивать умение доказывать и объяснять особенности данной группы организмов.
Развивающие:
-
Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.
-
Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.
Воспитательные:
-
Обретение опыта толерантного взаимодействия в парах, группах.
-
Формирование опыта продуктивного слушания.
Предполагаемые результаты:
Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, делением их на группы
Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами, выслушивать собеседников, формулировать выводы.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.
Тип урока: изучение нового материала,.
Организация класса: учащиеся объединены в 3 группы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель. Ребята, отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
Слайд 1.
Ученики отгадывают загадку.
- Где вы встречали грибы? (В лесу)
- А вы в лесу бывали? Грибы видали? (Дети отвечают)
Самые известные представители грибного царства - шляпочные грибы. Слайд 2
Почему их так называют? (Есть у всех шляпка)
И тема урока: Шляпочные грибы.
(Дети сами называю тему урока)
Учитель записывает на доске тему урока: «Шляпочные грибы».
Что мы узнаем на сегодняшнем уроке о шляпочных грибах?
Цель: изучить строение и многообразие шляпочных грибов.
2. Учитель: Итак, тема урока :«Строение шляпочных грибов» (запись в тетради), ребята а сейчас мы выполним лабораторную работу.
1. Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба».
Инструктивная карта:
-
Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку.
-
Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.
-
Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?
Таблица «Строение шляпочных грибов»
Понятия: Плодовое тело; грибница (рисунок в тетради, пояснение, запись определений).
Особенность строения шляпочных грибов (демонстрация коллекции муляжей «Шляпочные грибы»).
Под руководством учителя учащиеся делятся на группы, дают названия каждой группе (например: боровички, лисички, лесовички)
3. Работа в группах. Ребята на столах у каждой команды лежат муляжи и открытки с изображением грибов. Попробуйте внимательно рассмотреть грибы и разделить их на 2 группы . Обратите внимание на строение шляпок. Заполните таблицу.
Таблица в тетрадь: Особенности строения нижней части шляпки гриба (трубочки и пластинки).
грибы |
трубчатые | пластинчатые |
Белый гриб | 1.Лисички 2. |
(Изучение муляжей грибов: лисички, грузди, подберёзовики, подосиновики, белый гриб, сыроежка, рыжик – обучающиеся определяют тип шляпки гриба и заполняют таблицу самостоятельно). Пишут вывод к лабораторной работе.
Рассказ учителя, демонстрация слайдов. Итак, ребята мы много нового узнали о грибах. Но мы забыли узнать о том, как размножаются грибы.( слайд3)
Размножение шляпочных грибов:
Плодовые тела шляпочных грибов служат для образования спор. Трубочки и пластинки позволяют во много раз увеличить поверхность, на которой образуются споры. Даже небольшое плодовое тело образует миллионы спор, а часто их бывает десятки и даже сотни миллионов штук. Споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся током воздуха. Кроме того, белки и другие мелкие животные, запасая грибы, способствуют распространению спор. Попав в благоприятные условия, то есть теплые и влажные, спора прорастает в гифу. Гифы растут, ветвятся, число клеток у них увеличивается. Постепенно образуется мицелий, состоящий из множества гиф. Грибница- это вегетативная часть гриба. Это белая “паутина”, хорошо знакомая грибникам, которую часто можно увидеть в лесу, на опавших сучьях и листьях, на обнаженной почве. Но основная часть мицелия скрыта под поверхностью почвы. Мицелий- это основное состояние гриба. В этом виде гриб может прибывать длительное время, однако для размножения необходимо созревание спор. Там, где грибников слишком много и плодовые тела не успевают дать споры, грибы редеют и даже вовсе исчезают, как например, вблизи городов.
Большинство грибов образуют плодовые тела в конце лета и в начале осени. Но есть и очень ранние грибы. Уже в конце апреля в средней полосе созревают сморчки. Споры, у них образуются не на нижней, а на верхней стороне их сморщенных шляпок.
4.Работа с информацией – реконструкция (обогащение) знаний и опыта.
Ребята, работать сегодня мы будем в мастерской «Тайны шляпочных грибов»
Сейчас вам предстоит выступить в роли исследователей.
Работать вы будите в группах. У каждой группы своё задание. Каждая группа получает задание, лист инструкцию. По окончанию работы физминутка, а затем обсуждение работы.
Физминутка: 1 – присели 1-2-3-4
Медленно поднимаемся
На счёт 1-2 – руки вверх
На счёт 3-4 - руки в стороны (2-3 раза). Повторили 5 раз.
Вот так растут грибы. Они растут днём и ночью и очень быстро. Так, например, сморчок вырастает на 30 мм за 1 час.
Грибы растут быстро и их очень много. На Земле более 100 тысяч видов грибов.
Отчеты групп:
1 группа. Грибы съедобные и ядовитые.
- Что вы знаете о съедобных грибах?
- Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?
- Какие грибы нельзя употреблять в пищу?
- Какой гриб считают самым ядовитым?
Грибы
/ \
Съедобные ядовитые
? ?
по ходу рассказа учитель демонстрирует слайды, заполняют схему в тетради. Делают вывод.
2 группа. Правила сбора грибов. Дети знакомят со своими выводами. Ребята из других групп участвуют в обсуждении правил сбора грибов, делают краткие записи.
3 группа. Симбиоз грибов и растений. Знакомят с результатами своей работы с учебником. Записывают определение: что такое микориза.
Заслушиваем краткие сообщения детей:
1 ученик.: «Ведьмины круги».
Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».
Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.
2 ученик. Все съедобные шляпочные грибы делятся на несколько категорий:
благородные грибы;
“желанные грибы”;
часто встречающиеся;
грибы низшей категории.
К 1-ой категории благородных грибов относят такие как белый гриб, подберезовик. Белый гриб растет в лиственных, хвойных и смешанных лесах, одиночно, но чаще группами, с июня до поздней осени. Шляпка сверху от светло до темно бурой, трубчатый слой у молодого гриба белый, зеленовато- желтая ножка толстая со светлым сетчатым рисунком. Мякоть белая на изломе не меняется. Подберезовик имеет выпуклую шляпку разных оттенков. Мякоть белая. Трубчатый слой серый. Ножка длинная. К этой же категории относятся- подосиновик, масленок, моховик.
2. Желанные” - волнушка, лисичка, рыжик, опенок, поддубовик, груздь, шампиньон.
3. Часто встречаемые - сыроежка, свинуха, чернушка.
4. Грибы низшей категории- валуй, сморчок, рядовка, белянка, горькушка.
3 ученик. Осторожно отравление!
И все таки, если произошло отравление ядовитыми грибами или старыми съедобными грибами, а также неправильно заготовленными высушенными или консервированными грибами. Немедленно сделайте следующее:
вызвать врача, а до его прихода очистить желудок, положить пострадавшего в кровать, к ногам и животу приложить грелки (не давать спать!);
нужно давать пить маленькими глотками подсоленную воду (1 чайную ложку на стакан воды- это несколько ослабит тошноту!):
можно давать крепкий чай, черный кофе, мед и молоко;
нельзя давать алкоголь, так как спирт содействует быстрому всасыванию ядов грибов;
остатки грибов, которые привели к отравлению, нужно передать врачу для исследовании.
Признаки отравления:
Признаки могут проявляться не сразу, а через несколько часов.
Боль в животе, тошнота, рвота, понос, сильное слюноотделение, холодный пот.
Головная боль.
Температура тела понижается до 36-35.
Пульс слабеет, конечности холодные.
Сознание сохраняется, почти всегда. ( Делаем выводы).
Рассказ учителя: Послушайте рассказ: « Что в лесу лишнее».
Слушает Девочка дедушкину сказку:
Шел раз грибник по лесу. Видит – стоит на полянке мухомор. “Вот я тебя!”, думает человек и поднимает палку. Вдруг гриб говорит человеческим голосом:
- Погоди меня губить, дай слово молвить. Посмотри вон туда. Видишь грибные пеньки.
Это все, что осталось от двух моих братьев. Первый погиб, когда еле приплелся сюда больной дикий кабан. Съел он моего брата, немного полежал, встрепенулся и убежал в лес. А вчера отыскал нас олень. Шатался он от слабости. Съел второго моего братца и веселый побежал по своим делам.
- Раздумал я тебя губить, - сказал человек.
И пошел дальше по лесу. Встретил муравейник, не ткнул в него палкой, как делал раньше. Ни одного деревца, ни одной веточки не сломал.
- Поняла, - сказала Девочка. (Что же поняла девочка?) вопрос к детям. Ничего нет в лесу лишнего, ненужного.
Закрепление: “Заморочки из бочки” [6]
а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.
(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).
Б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека )
В) Император Клавдий, французский король Карл VI , папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами)
г) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)
6. Рефлексия учебной деятельности
Слайд 4:
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Я научился…
Я понял, что…
Меня удивило…
Выбирают начало фразы и формулируют ответ.
Комментируем оценки за урок.
Домашнее задание: Учитель: запишем в дневник домашнее задание: п. 36
Творческое задание:
Создать презентацию «Грибы: съедобные и ядовитые»
Подготовить реферат «Значение грибов в жизни человека и природы».
Список литературы.
Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - 3 изд. -М.: Дрофа, 2012 г.
Малеева Ю.В., Чуб В.В. Биология. Экспериментальный учебник для 7 класса.- М.:МИРОС, 1994 г.
Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. Москва “Аванта+”. 1996 г.
Приложение 1. Задание.
Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.
Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)
Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза).
Сформулировать определение, записать в тетрадь, подготовить краткое сообщение классу. ( микориза - нити грибницы, проникающие в корень дерева).
Приложение 2.Задание.
Что вы знаете о съедобных грибах?
2. Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?
3. Какие грибы нельзя употреблять в пищу?
4. Какой гриб считают самым ядовитым?
5. Заполните таблицу: «Съедобные и ядовитые грибы».
| |
Съедобные грибы | Ядовитые грибы |
1 2 3 | 1 2 3 |
Приложение 3. Задание.
Правила сбора грибов.
Прочитайте статью в учебнике: «Правила сбора грибов» и сформулируйте самые главные на ваш взгляд правила сборщика грибов. Составьте тезисы к статье и подготовьте рассказ для учащихся класса.