СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Суффикс и приставка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Суффикс и приставка"»

План- конспект урока.

Тема: Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок. 5 класс

Цель: обучающиеся закрепят умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Задачи:

Образовательные: обобщение знании обучающихся о частях слова, отработка умение находить суффиксы и приставки и навык образования слов с помощью приставок и суффиксов;

Коррекционно-развивающие: развитие устной речи регулирующую функцию речи через объяснение обучающимися своих действий, выбора; коррекция произвольного внимания, слухового восприятия через выполнение графического диктанта; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путём выполнения задания с мелкими предметами;

Воспитательные: воспитание аккуратности, старательности, усердия и усидчивости, умения выполнять начатое дело до конца; взаимовыручку, умение работать вместе; воспитание бережного отношения к близким людям, заботу, внимание.

Тип урока: повторительно- обобщающий

Основные знания: суффиксы и приставки участвуют в образовании новых слов

Понятийные значения на уроке: суффикс, приставка, корень

Оборудование: ноутбук, памятки-правила, листочки для графического диктанта, индивидуальные пакетики с заданиями



Ход урока



1.Орг. момент.

-Прозвенел звонок!

Начинается урок!

Садитесь, ребята, спины у всех прямые, руки на партах.        

Психологический настрой учащихся на урок.

Ребята, я предлагаю вам золотое правило нашего урока (на доске)

Слушать всем

Внимательно.

Говорить старательно.

Думать обязательно.

3.Актуализация знаний, введение в тему урока.

Запись даты в тетрадях.

-Ребята, мы уже несколько уроков работаем над большой темой «Состав слова». Сегодня мы продолжим эту работу. А тему сегодняшнего урока мы запишем позже.

- Прочитайте слова на доске:

Лес, леса, лесок.

- Что вы можете сказать о данных словах? (Слова однокоренные, у них общий корень лес)

- Запишите слова в тетрадь и разберите их по составу.

- Проверим ваши результаты. (Слово лес: корень лес, окончания в слове нетслово леса: корень лес, окончание а; слово лесок: корень лес, окончания в слове нет, суффикс ок).

Сделайте вывод: Какие части слова вам встретились в данных словах?

(В этих словах мы нашли корень, суффиксы, окончания).

4. Изучение нового материала.

- Мы разобрали группу слов. Напомните их. ( Лес, леса, лесок)

- Я добавляю в эту группу еще одно слово: перелесок.

- Что обозначает новое слово перелесок? (Перелесок – это молодой редкий лес: лес, отделенный полянами от большого леса).

Докажите, что все эти слова однокоренные. (у них общий корень лес)

Давайте разберем слово перелесок по составу. (корень лес, окончания в слове нет, суффикс ок)

А что такое пере- ?

Сегодня на уроке вы узнаете, как называется эта часть слова и для чего она необходима.

Сообщение темы, задач урока.

Эта новая для вас часть слова называется приставка. Это тема нашего урока. Запишите ее в своих тетрадях.

Задачи урока:

-познакомиться с приставкой;

-узнать место приставки в слове и ее роль в русском языке.

- Как будем выделять приставку? Посмотрите на значок

Давайте попробуем описать приставку по вопросам.

- Приставка – часть слова? (Приставка – часть слова)

- Где стоит приставка? (Перед корнем)

- Зачем она появилась в этом слове? (Для образования нового слова)



-Работа с учебником

-Чтение правила стр.48.

5.Физминутка

С ПРИ - приставкою присесть

С ПО – приставкою - подняться и немного покачаться

С ПОД – подпрыгнуть, подмигнуть

С ВЫ – вытягиваем руки

С о – опустим их опять

Вот и всё. Настало время

С ЗА– зарядку завершать.



6. Закрепление изученного материала.

Упр 74, стр. 48

Выполняем в тетради.



Поиграем в слова. В тетради напишите слово «ход».

За 1 минуту вам надо придумать и записать в столбик как можно больше родственных слов, приставив перед корнем –ход- разные приставки. Например: ход- выход, вход

Кто придумал ? Прочитайте! (Заход, переход, сход, уход, приход, проход, отход, выход, вход, доход, обход, поход, всход, восход, расход, подход).

- Как вы назовёте ту часть слова, которую приставляли к слову ход, тем самым, меняя его значение? (Приставка).

7.Самостоятельная работа.

-Работа с текстом.

Вставить пропущенные приставки, выбирая их из данных в скобках.

Жалко животных.

Летом взрослые и дети …езжают на дачи. Они …водят котят. Лето …ходит. Все …езжают в город. А котят оставляют одних. Вот и бегают они голодные по улицам. Жалко животных.

(при-, за-, про-, у-)



-Кто виноват в этой страшной беде?

-В каком предложении выражена главная мысль текста?

-Как мы можем помочь бедным животным?



8. Домашнее задание: Упр. 76 стр.50



9.Итоги урока.

- С какой частью слова сегодня познакомились?

- Попробуем собрать все, что вы узнали о приставках .

Проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.

(сигнальные карточки «да» фиолетовый цвет , «нет» жёлтый цвет)

  • Приставка – часть слова? (+)

  • Приставка стоит после корня? (-)

  • Приставка служит для образования новых слов. (+)

  • Приставка стоит перед корнем. (+)

  • Приставка – главная часть слова. (-)

Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставка служит для образования новых слов. Обозначается приставка так .

Выставление оценок.







































Вставить пропущенные приставки, выбирая их из данных в скобках.

Жалко животных.

Летом взрослые и дети …езжают на дачи. Они …водят котят. Лето …ходит. Все …езжают в город. А котят оставляют одних. Вот и бегают они голодные по улицам. Жалко животных.

(при-, у-, за-, про-)



Вставить пропущенные приставки, выбирая их из данных в скобках.

Жалко животных.

Летом взрослые и дети …езжают на дачи. Они …водят котят. Лето …ходит. Все …езжают в город. А котят оставляют одних. Вот и бегают они голодные по улицам. Жалко животных.

(при-, у-, за-, про-)



Спиши. Какие части слова выделены? Обозначь их.

Жалко животных.

Летом взрослые и дети приезжают на дачи. Они заводят котят. Лето проходит. Все уезжают в город. А котят оставляют одних. Вот и бегают они голодные по улицам. Жалко животных.





Спиши. Какие части слова выделены? Обозначь их.

Жалко животных.

Летом взрослые и дети приезжают на дачи. Они заводят котят. Лето проходит. Все уезжают в город. А котят оставляют одних. Вот и бегают они голодные по улицам. Жалко животных.



















Тест .

1.Выбрать слово с двумя слогами:

-белка

-дом

-лисица

2.Поставить ударение:

-карандаш

-парта

-тетрадь

3.Подчеркнуть гласные буквы:

-птицы

-звери

-осень










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!