СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Существительные собственные и нарицательные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Существительные собственные и нарицательные.

Тип урока: получение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Существительные собственные и нарицательные.»

Тема урока: Существительные собственные и нарицательные.

Тип урока: получение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме, осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативныеуметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ход урока

I Организация начала урока

- Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

II Актуализация опорных знаний

- Прочитайте слова.

(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

Какие существительные называются одушевлёнными?

Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Разделите лист перегибанием на две части.

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

- Проверьте себя.

- Оцените правильность выполнения «смайликом»

- Молодцы, с этим заданием справились.

(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Бутурлиновка, Воронеж, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)

- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.

Выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

имя

отчество

фамилия











- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

Собственные и нарицательные имена существительные.

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

IV. Открытие нового знания

- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

- Прочитаем правило

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

Приведите примеры собственных имён существительных.

- Прочитаем правило

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.


Физминутка

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?

- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

V. Первичное закрепление знаний

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

VI. Вторичное закрепление знаний

- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

VII. Рефлексия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за ….

Домашнее задание:

Оцените «смайликом» свою работу на уроке.

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!