Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Теорема Пифагора", 8 класс»
Предмет: геометрия
Класс: 8
Дата:_________
Учитель: ____________
Урок № 25
Тема. Теорема Пифагора
Цель деятельности учителя | Создать условия для выведения доказательства теоремы Пифагора и ее применения при решении задач |
Термины и понятия | Прямоугольный треугольник, катеты, гипотенуза |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира | Познавательные: умеют видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни. Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соотвтествующее современному уровню развития науки и общественной практики |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
Образовательные ресурсы | • Учебник. • Задания для фронтальной работы. • Исторические сведения о теореме Пифагора |
I этап. Актуализация опорных знаний |
Анализ самостоятельной работы |
Решение задач по готовым чертежам |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Подготовить учащихся к восприятию новой темы | (Ф) 1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат. |
II этап. Изучение нового материала |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Показать историческую значимость теоремы Пифагора | (Ф) Историческая справка (см. Ресурсный материал) |
Доказательство теоремы |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Предложить учащимся доказательство, отличное от представленного в учебнике | (Ф) Теорема. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. | Данное доказательство основано на разрезании квадратов, построенных на катетах, и укладывании полученных частей на квадрате, построенном на гипотенузе | |
III этап. Закрепление изученного материала |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
На примере решения простейших задач отработать формулу данной теоремы | (Ф/И) 1. Решить № 483 (а, б), 484 (а, б) (устно). 2. На доске и в тетрадях решить № 487. 3. Самостоятельно решить № 485, 486 | № 483 (а, б). 62 + 82 = 100, значит, гипотенуза равна 10. 52 + 62 = 61, значит, гипотенуза равна № 487. | Дано: ∆АВС – равнобедренный, АВ = ВС = 17 см, АС = 16 см, BD – высота. Найти: BD. | Решение: 1) В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к основанию, является медианой, поэтому AD = АС : 2 = = 16 : 2 = 8 см. 2) ∆ABD – прямоугольный. По теореме Пифагора: АВ2 = AD2 + BD2, откуда BD2 = АВ2 – AD2= 172 – 82 = 225. Так как BD 0, то BD = 15 см. № 485. | Дано: ∆АВС, С = 90° А = 60°, АВ = с. Найти: BС. | |
| | Решение: 1) Так как В = 30°, то АС = с. 2) ВС2 = AВ2 – АС2; ВС2 = с2 – с2 = с2, следовательно, BС = № 486. а) Если АВ = 5, АС = 13, то AD – ? AD2 = АС2 – СD2; AD2 = 169 – 25 = 144 AD = 12. | | б) Если СD = 1,5, АС = 2,5, то ВС – ? ВС2 = АС2 – АВ2; ВС2 = 6,25 – 2,25 = 4, следовательно, ВС = 2. в) Если ВD = 17, BС = 15, то СD – ? СD2 = ВD2 – ВС2, СD2 = 289 – 225 = 64, следовательно, СD = 8 |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(И/Ф) – С какой теоремой познакомились на уроке? – Составьте синквейн к уроку | (И) Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни Пифагора и его школе |
Ресурсный материал
Историческая справка
Установлено, что теорема Пифагора встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. В математической книге Древнего Китая Чу-пей так говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5: «Если прямой угол разложить на составные части, то линия, соединяющая концы его сторон, будет 5, когда основание есть 3, а высота 4». Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 3² + 4² = 5² было известно уже египтянам еще около 2 300 г. до н. э., во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6 619, хранящемуся в Берлинском музее). Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хаммурапи, то есть к 2 000 г. до н. э., приводится приближенное вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере в некоторых случаях. У индусов, как и у египтян и вавилонян, геометрия была тесно связана с культом. Весьма вероятно, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Индии уже около XVIII века до н. э.
Основываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой, на критическом изучении греческих источников, голландский математик Ван-дер-Варден сделал следующий вывод: «Заслугой первых греческих математиков, таких как Фалес, Пифагор и пифагорейцы, является не открытие математики, но ее систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецепты, основанные на смутных представлениях, превратились в точную науку».
1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.
1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.
1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.
1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.