СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Теорема Пифагора", 8 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Теорема Пифагора", 8 класс»

Предмет: геометрия

Класс: 8

Дата:_________

Учитель: ____________

Урок № 25

Тема. Теорема Пифагора

Цель деятельности учителя

Создать условия для выведения доказательства теоремы Пифагора и ее применения при решении задач

Термины и понятия

Прямоугольный треугольник, катеты, гипотенуза

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира

Познавательные: умеют видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соотвтествующее современному уровню развития науки и общественной практики

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы

• Учебник.

• Задания для фронтальной работы.

• Исторические сведения о теореме Пифагора



I этап. Актуализация опорных знаний

Анализ самостоятельной работы

Решение задач по готовым чертежам

Цель деятельности

Совместная деятельность

Подготовить учащихся к восприятию новой темы

(Ф) 1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.

II этап. Изучение нового материала

Цель деятельности

Совместная деятельность

Показать историческую значимость теоремы Пифагора

(Ф) Историческая справка (см. Ресурсный материал)

Доказательство теоремы

Цель деятельности

Совместная деятельность

Предложить учащимся доказательство, отличное от представленного в учебнике

(Ф) Теорема. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Данное доказательство основано на разрезании квадратов, построенных на катетах, и укладывании полученных частей на квадрате, построенном на гипотенузе




III этап. Закрепление изученного материала

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

На примере решения простейших задач отработать формулу данной теоремы

(Ф/И) 1. Решить № 483 (а, б), 484 (а, б) (устно).

2. На доске и в тетрадях решить
№ 487.

3. Самостоятельно решить № 485, 486

483 (а, б).

62 + 82 = 100, значит, гипотенуза равна 10.

52 + 62 = 61, значит, гипотенуза равна

487.

Дано: ∆АВС – равнобедренный,

АВ = ВС = 17 см, АС = 16 см,

BD – высота.

Найти: BD.

Решение:

1) В равнобедренном треугольнике высота,

проведенная к основанию, является медианой, поэтому AD = АС : 2 =
= 16 : 2 = 8 см.

2) ∆ABD – прямоугольный. По теореме Пифагора:

АВ2 = AD2 + BD2, откуда BD2 = АВ2AD2= 172 – 82 = 225.

Так как BD 0, то BD = 15 см.

485.

Дано: ∆АВС, С = 90°

А = 60°, АВ = с.

Найти: BС.



Решение:

1) Так как В = 30°, то АС = с.

2) ВС2 = 2АС2; ВС2 = с2 с2 = с2, следовательно, =

486.

а) Если АВ = 5, АС = 13, то AD – ?

AD2 = АС2СD2; AD2 = 169 – 25 = 144

AD = 12.

б) Если СD = 1,5, АС = 2,5, то ВС – ?

ВС2 = АС2АВ2; ВС2 = 6,25 – 2,25 = 4, следовательно, ВС = 2.

в) Если ВD = 17, = 15, то СD – ?

СD2 = ВD2ВС2, СD2 = 289 – 225 = 64, следовательно, СD = 8

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(И/Ф)

– С какой теоремой познакомились на уроке?

– Составьте синквейн к уроку

(И) Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни Пифагора и его школе




Ресурсный материал

Историческая справка

Установлено, что теорема Пифагора встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. В математической книге Древнего Китая Чу-пей так говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5: «Если прямой угол разложить на составные части, то линия, соединяющая концы его сторон, будет 5, когда основание есть 3, а высота 4». Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 3² + 4² = 5² было известно уже египтянам еще около 2 300 г. до н. э., во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6 619, хранящемуся в Берлинском музее). Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хаммурапи, то есть к 2 000 г. до н. э., приводится приближенное вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере в некоторых случаях. У индусов, как и у египтян и вавилонян, геометрия была тесно связана с культом. Весьма вероятно, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Индии уже около XVIII века до н. э.

Основываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой, на критическом изучении греческих источников, голландский математик Ван-дер-Варден сделал следующий вывод: «Заслугой первых греческих математиков, таких как Фалес, Пифагор и пифагорейцы, является не открытие математики, но ее систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецепты, основанные на смутных представлениях, превратились в точную науку».





1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.





1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.





1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.





1. Найти SАВСD. 2. Доказать, что MNPK – квадрат.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!