Ход и содержание урока: Минутка чистописания - Что вам напоминают заглавные буквы? - Сколько падежей в русском языке? - Назовите их. Актуализация необходимых к уроку знаний - Я буду называть вопросы, вспомогательноре слово или предлоги, а вы должны догадаться о каком падеже идёт речь. а) а) кому? б) на, за, под, через, про, в в) нет г) «щедрый» падеж д) без предлога не употребляется е) подлежащее ж) «довольный» падеж з) что? и) кого? Постановка проблемы - Прочитайте предложение, запишите его. - Назовите имена существительные -Определите падежи существительных в предложении - Найдите однородные члены в этом предложении, определите их род - Почему у существительных одного и того же рода в одном и том же падеже разные окончания? - От чего зависит правописание гласной в окончании существительных? Объявление темы урока - Прочитайте название темы нашего урока, запишите в тетрадь. - Значение какого слова вам не совсем понятно? - Судя по названию темы имена существительные склоняются. Что это значит? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти вопросы. Физ.минутка Открытие нового знания - Прочитайте слова. - Найдите общее у всех слов. - Разделите на группы, ориентируясь на таблицу. (коллективная работа) - Поднимите руку, у кого так? - Устно измените по падежам существительные 1 столбика - Сравните падежные окончания существительных женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме. В одинаковых падежах а-я, ы-и, у-ю, ой-ей - это варианты одного и того же окончания. Выбор буквы в окончании зависит от типа основы. - Проведём аналогичное наблюдение за существительными второй группы. - Изменим по падежам существительные третьей группы (в Родительном, Дательном и Предложном падеже ударение в этих словах падает на окончание ). - Сколько в русском языке групп имён существительных у которых однотипные окончания в одинаковых падежах? - Как иначе назвать эти группы? Прочитайте в учебнике на стр. 123 - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать? Прочитайте продолжение правила на стр.124 -Какие же существительные относятся к 1 склонению, прочитайте. -Какие существительные относятся ко 2 склонению, прочитайте. - Какие существительные относятся к 3 склонению, прочитайте. (схема на доске) - Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится имя существительное? (схема на доске) Решение проблемы: - Вернёмся к нашему предложению. - Почему у слов «к земле», «к глади» разные окончания? - Определите склонение этих слов Зарядка для глаз Первичное закрепление Коллективная работа - Я буду читать вам загадки, а вы называете слово-отгадку и определяете склонение. - Сто одёжек, все без застёжек - Белая вата плывёт куда-то. - Хвост крючком, нос пятачком. - Без него плачем, а как появится – глаза прячем. - Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. - Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я , и вот теперь я спелая. Работа в парах - В каждой строчке найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор. -Поднимите руку, у кого так? Самостоятельная работа ( с проверкой в классе) Упр. 160 стр. 125: Определи склонение данных существительных и запиши их в три столбика. Выдели окончание. Оценивание знаний, умений, навыков - Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы. Кто допустил 1-2 ошибки? Это тоже хороший результат. Итог урока Что такое склонение? Какого склонения бывают имена существительные? Какие существительные относятся к 1-му склонению? Какие существительные относятся ко 2-му склонению? Какие существительные относятся к 3-му склонению? Как определить склонение имен существительных? А зачем нам нужно знать склонение? | ирдвтп ИРДВТП -Названия падежей. - Д.п. - В.п. - Р.п. - Д.п. - П.п. - И.п. - Т.п. -И.п. и В.п. - Р.п. и В.п. Работа в тетрадях Старая ива склонялась к земле, к глади озера. к земле (ж.р., Д.п.) к глади (ж.р., Д.п.) Три склонения имён существительных. На листе задание №1 Печь, море, дядя, стол, вода, Юра, земля, окно, степь. - Это имена существительные, ед.числа, И.п. Род | 1 | 2 | 3 | Ж.р. | -а, -я вода, земля | | -ь печь степь | М.р. | -а, -я дядя Юра | стол | | Ср.р. | | -о, -е море окно | | И.п. земля вода Юра дядя Р.п. земли воды Юры дяди Д.п. земле воде Юре дяде В.п. землю воду Юру дядю Т.п. землёй водой Юрой дядей П.п. о земле о воде о Юре о дяде Вывод: Эти существительные в одинаковых падежах имеют одни и те же окончания. И.п. стол окно море Р.п. стола окна моря Д.п. столу окну морю В.п. стол окно море Т.п. столом окном морем П.п. о столе об окне о море Вывод: У этой группы существительных также однотипные окончания в одинаковых падежах. И.п. степь печь Р.п. степи печи Д.п. степи печи В.п. степь печь Т.п. степью печью П.п. о степи о печи Вывод: У этой группы существительных также однотипные окончания в одинаковых падежах. 1 группа 2 группа 3 группа ж .р. и м.р. м.р. ж.р. - а, - я ср.р -о, -е ь - Чтение правила вслух - Изменять по падежам. Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.) Определить род Выделить окончание По роду и окончанию определить склонение Старая ива склонялась к земле, к глади озера. - Они относятся к разным склонениям к земле – н.ф. земля- ж.р., оконч. –я – 1 склонение к глади – н.ф. гладь – ж.р., оконч. - 3 склонение - Капуста – 1 скл - Облако – 2 скл - Свинья – 3 скл - Солнце – 2 скл - Карандаш – 2 скл - Ягода – 1 скл На листе задание №2 Весна, дыня, стекло, папа. Победа, сверло, праздник, ненастье. Соль, шмель, трель, боль. Вьюга, ласточка, рысь, одежда. \ Работа в тетрадях 1 скл. 2 скл. 3 скл. ванна аккорд помощь гамма аппарат боль группа грамм повесть ссора искусство совесть орфограмма миллиметр кроссворд -Чтобы правильно писать окончания существ. |