Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) | А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Прозвенел уже звонок, Начинается урок. В путешествие пойдем, В чудный лес мы попадем. Встали все у парт красиво, Улыбнулись всем учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НАЧНЕМ. - Ребята, кто нам всегда помогает на этом уроке? | Подготовка класса к работе (учащиеся организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе). Приветствуют учителя, гостей. - Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. | Личностные УУД: -Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. - Положительное отношение к школе. КоммуникативныеУУД: -Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения. -Эмоционально- позитивное отношение к сотрудничеству |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Ребята, от Муравьишки пришло приглашение: (ПОКАЗЫВАЮ ОТКРЫТКУ-ПРИГЛАШЕНИЕ) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного». - В конце путешествия вас ждут подарки от Муравьишки Вопросика и его друзей. – Вы согласны совершить такое путешествие? Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса. – Когда мы путешествуем, то всегда происходит что-то необыкновенное. Вам хорошо известно, что в лесу много животных. Давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем? – Сейчас мы будем работать группами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) На отдельном столе разложены не по порядку картинки с животными из разных групп. 1 группа. – На классной доске выставляет в ряд картинки с животными, имеющими 6 ног. 2 группа. – На классной доске выставляет в ряд картинки с животными, тело которых покрыто чешуйками. 3 группа. – На классной доске выставляет в ряд картинки с животными, тело которых покрыто перьями. (Среди животных картинки зверей – собака, овца, корова). | Активно включаются в работу. Дают ответы Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы. Обучающие работают в паре, высказывают свои предположения Каждая группа (1, 2 и 3 ряд) прикрепляю на доске картинки с животными из определенной группы – на своём, отведенном, месте Испытывают затруднения при определении места картинок с животными: собака, овца, корова. | Познавательные: -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные: -потребность в общении со взрослыми и сверстниками. - Умение слушать собеседника. -Способность строить понятные для партнера высказывания. Познавательные: -Структурирование знаний. -Анализ объектов с целью выделения признаков. -Выбор оснований и критериев для классификации объектов. Личностные: -Интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -Целеполагание как постановка учебной задачи. - прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения. Познавательные УУД: -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. КоммуникативныеУУД: -Умение слушать собеседника. -Учет разных мнений и умение обосновать собственное. -Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в конфликтной ситуации. |
3. Постановка учебной задачи, темы урока | – Каждая группа при выполнении заданий встретила затруднение. Отчего это произошло? – Давайте вспомним, кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? – К какой группе отнести лишних животных? Кто догадался, какая тема урока будет сегодня? | - Овца, собака, корова не подходят ни к одной группе животных. - Насекомые – это животные, у которых ног. - Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуйками, они живут под водой, передвигаются с помощью хвоста и плавников, у них есть жабры, с помощью которых они дышат. Птица – это животные, тело которых покрыто перьями. Высказывают свои предположения; называют тему урока | Познавательные: -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания . -Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. -Подведение под понятие. -Построение логической цепи рассуждений. -Формулирование проблемы. |
Физкультминутка 1 | Весело в лесу Зайцы утром рано встали, (Потянулись) Весело в лесу играли. (Похлопали в ладоши) По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.) Вот лиса идёт по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте.) Вот голодная лиса (Ходьба на месте.) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания —руки вверх.) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.) | Выполняют движения физкультминутки | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Освоение нового материала | 1. Работа по учебнику – Чтобы путешествовать дальше мы должны знать кто такие звери и уметь их отличать от других групп животных. В этом нам поможет учебник. С его помощью мы разгадаем особенности зверей. Стр. 38 – Перед нами стоит вопрос: кто на рисунке зверь? (СЛАЙД № 2) – Какие у вас предложения? – Давайте исключим тех, кто не зверь. Закройте фишками. (В УЧЕБНИКЕ) – Какие животные остались? (Мышь и крокодил) – Как вы думаете, кто из них зверь? (СЛАЙД № 3) 2. Знакомство со строением тела зверей. – Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы познакомимся со строением тела зверей и установим их главный признак. – Познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. - Отгадайте загадки Мудрой Черепахи (на проекторе появляются фото-отгадки). 1. Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он… (жираф)(СЛАЙД № 4) – Послушайте веселое стихотворение о жирафе. (Стихотворение подготовил КОРМИЛИЦЫН АЛЕКСЕЙ) Шел по городу жираф, У него был добрый нрав. Никого не задевал, Всем приветливо кивал. Но порой его приветы Оставались без ответа. И тогда серчал жираф, Несмотря на добрый нрав. Стимулирует работу обучающихся на каждом этапе урока. -Молодцы! – Рассмотрите тело жирафа. (СЛАЙД № 5) – Из каких частей состоит его тело? Посередине двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова) (СЛАЙД № 6) Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается. (Кошка) (СЛАЙД № 6) – Найдите у этих животный голову, шею, туловище, ноги, хвост. – Что вы заметили? Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. – А что ещё является общим для всех этих зверей? – Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей? – Читаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха. (СЛАЙД № 7) Вывод: тело зверей покрыто шерстью – Вот теперь мы можем ответить на вопрос: Кто же зверь крокодил или мышь? (Мышь.) (СЛАЙД № 8) СЛАЙД № 9 | Изучают особенности зверей по учебнику. Высказывают свои предположения. Закрывают фишками насекомое и птицу. Высказывают свои предположения. Активно включаются в работу Отгадывают загадки Мудрой Черепахи: - Жираф! Кормилицын Алексей рассказывает подготовленное дома стихотворение про жирафа. - Тело жирафа состоит из следующих частей: голова, шея, туловище, хвост, ноги. - Корова! - Кошка! Находят и показывают у животных голову, шею, туловище, ноги, хвост. - У всех зверей есть ноги, шея, голова, туловище и хвост. Называют свои версии ответа. - Повторяют вывод: тело зверей покрыто шерстью. - Мышь. | Познавательные: -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания -Анализ объектов с целью выделения признаков. -Выбор оснований и критериев для классификации объектов. -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Личностные: -ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку. -Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому. - Стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений. Коммуникативные: -умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Регулятивные УУД: -Целеполагание как постановка учебной задачи. -Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Физкультминутка 2 | - Муравьишка Вопросик нам отдохнуть: Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок! (круговые движения у живота) Хомка раненько встает: (потягивание руками вверх) Ушки моет, щечки трет. (Имитируем движения) Вытирает хомка лапки (Трут ладоши) И выходит на зарядку: (Шаги на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (поднимаем руки вверх, опускаем в стороны под счет) Хомка хочет сильным стать! (Показывают свою силу) | Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. | |
5. Первичное закрепление полученных знаний | 1) Работа по учебнику. Стр. 39 – Муравьишка Вопросик пошёл играть в лес. Захотел он познакомиться с дикими зверями, а они спрятались от него. Помогите их найти. (Развитие внимания) 2) Рассказ учеников о зверях. Загадка. (КРИВОШЕЕВ ДАНИИЛ) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (СЛАЙД № 10) Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают. Загадка. (ЖАРОВ ЕГОР) Летом ходит без дороги, Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (СЛАЙД № 11) Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Загадка. (МИЛКИНА ЕЛЕНА) – А кто зимой бывает белым, а летом серым? (СЛАЙД № 12) Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов. Загадка. (ШИШКОВ МИХАИЛ) Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом (СЛАЙД № 13) Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. – К какой группе мы отнесем этих животных? Почему? – Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Крот, летучая мышь, кит Крот (СЛАЙД № 14) – Что особенного в его передних лапах? Почему? ЗАЕЦ ДМИТРИЙ Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. Летучая мышь (СЛАЙД № 15) – Что необычного в строении летучей мыши? ЩЕРБАЧЁВА КРИСТИНА Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. Кит (СЛАЙД № 16) – Что необычного в строении его тела? ЮЛДАШЕВА ЕЛИЗАВЕТА В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они помогают найти киту пищу. Зрение у китов слабое, но они слышат звуки, которые люди только с помощью приборов могут услышать. Китиха очень заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. | Находят зверей и называют их. Выступают с подготовленными дома докладами о зверях: КРИВОШЕЕВ ДАНИИЛ ЖАРОВ ЕГОР МИЛКИНА ЕЛЕНА ШИШКОВ МИХАИЛ ЗАЕЦ ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВ АМИЛ ЮЛДАШЕВА ЕЛИЗАВЕТА - Эти животные – звери. Их тело покрыто шерстью. Они все имеют одни и те же части тела: голова, шея, туловище, хвост, ноги. Выступают с подготовленными докладами о необычных представителях группы «звери». | Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Познавательные: поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей. Личностные: -Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому. - Стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений. -Формирование картины мира. |
6. Включение в систему новых знаний. Повторение и самостоятельная работа | 1) Работа в тетради Стр. 28 – Рассмотрите рисунок леса. Здесь спрятались 4 разных зверя, которые живут в нашей стране. Найди их и раскрась. Взаимопроверка. 2) Работа с картинками. - Рассмотрите картинки, разделите всех зверей на две группы. Какие это группы. Расскажите о каждой группе зверей. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | Закрашивают зеленым карандашом зверей, которые живут в нашей стране; объясняют свой выбор. Оценивают выполнение заданий в парах с помощью смайликов. Делят зверей на две группы: домашние и дикие. | Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. -Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. -Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. Регулятивные: -Коррекция –внесение необходимых дополнений и коррктив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном. -Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
7. Рефлексия | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и побуждает к высказыванию своего мнения: - Ответили ли мы на все вопросы, поставленные на уроке? - Вспомните, какие цели мы ставили на уроке. - Чему научились? -Что вам было трудно? -Над чем можно продолжить работу? Для чего мы этому учились? - Мы ответили на все вопросы, поставленные на уроке. - Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой? - И я довольна. А особенно довольна…….. - Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных СМАЙЛИКОВ. - – вам было не интересно на уроке и вы ничего не поняли. - – вам было интересно и всё понятно. - Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха дарят вам картинки с изображениями диких и домашних животных для разукрашивания. СПАСИБО ЗА УРОК! СЛАЙД № 17 | Подводят итоги. Делают выводы по теме, формулируют конечный результат. Осуществляют самооценку. | Познавательные: поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей. -Структурирование знаний. -Анализ объектов с целью выделения признаков. -Выбор оснований и критериев для классификации объектов. -Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. -Подведение под понятие. -Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: -Коррекция –внесение необходимых дополнений и коррктив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном. Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Личностные УУД: -Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому. - Стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений. -Формирование картины мира. -Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. |