СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 4 классе по русскому языку по теме "Роль имен прилагательных в тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для уч-ся 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе по русскому языку по теме "Роль имен прилагательных в тексте"»

Открытый урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России»



Тема: Роль имён прилагательных в тексте.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи; развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; развивать организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность; воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные Познакомятся с текстом – описанием; научатся употреблять имена прилагательные в речи.

Личностные результаты Научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Универсальные учебные действия (предметные)

Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.

Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: Научный, художественный. Текст- описание.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: игровая деятельность, проблемное обучение, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи. Окружающий мир, литературное чтение.

Образовательные ресурсы

Рабочая программа, учебник русский язык 3 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России» «Просвещение» 2012г. с.68-69, презентация, карточки для исследовательской работы; карточки для проверки усвоения знаний обучающимися.



  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.



Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

С гостями поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.


- Откройте тетради, запишите число, классная работа.


  1. Минутка чистописания


(в тетрадях прописано слово – весна)

- Как вы думаете, почему мы сегодня прописали слово весна? (завтра 1 марта начало весны)

- А какие изменения происходят в природе с наступлением весны? (появляются первые цветы)

- И я хочу чтобы сегодня на уроке мы все почувствовали приход весны.

- А для этого мы с вами после каждого выполненного задания будем украшать полянку.


Мы с вами выполнили первое задание, высаживаем цветы на нашу полянку.



  1. Актуализация знаний


- Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка мы с вами путешествуем? (части речи)

- Какие изученные части речи вы знаете? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас.

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- Что же это за часть речи? (имя прилагательное)

  1. Работа со словами из словаря



- Отгадайте загадку.

Дышит, растёт,

А ходить не может? (растение)

- Это наше новое словарное слово. (слайд)

Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.



Загадку мы отгадали и можем высадить цветы на полянку



Работа в парах



- Вспомним правила работы в парах и группах (слайд)



- У вас на столе карточки с загадкой. Задание: вставьте в текст загадки подходящие по смыслу опорные слова и отгадайте загадку.

У ………… солнышка

Лучи не горячи,

У ………… солнышка

……………. лучи.

Что это? (ромашка)

(опорные слова: жёлтенького, белые)



Взаимопроверка



(Прочитаем составленную загадку. У кого по-другому.

Что это?(ромашка)

Может быть у кого то другой ответ?

Это наше новое словарное слово. (слайд)

Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.



И с этой загадкой мы справились, высаживаем цветы на нашу полянку.



- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? (опорные слова: жёлтенького и белые)

- К какой части речи они относятся?

- Почему именно эти слова вам помогли? (потому что они указывают на признаки)

- А без этих слов легко ли было отгадать загадку?



- Значит важна роль прилагательных в тексте?



  1. Постановка учебной задачи.


- Сформулируйте тему нашего урока. (Роль имен прилагательных в тексте) (слайд)

-Какие цели поставим на уроке? Чем будем заниматься? (учиться составлять предложения, используя прилагательные, а также находить прилагательные в тексте)



  1. Открытие нового знания.


- Прочитайте предложения (слайд)



1)Весна прилетела к нам на крыльях.

2) Солнце светит и греет.

3) С крыш свисают сосульки.

4) Бегут ручьи.



Что объединяет их? (речь идёт о весне)

–Можно ли утверждать, что это текст?

- Что вы заметили в этом тексте?? (нет прилагательных)

Нравится ли вам такой текст?



Работа в группах

-Задание – в тексте записать прилагательное в каждое предложение.

-Не забываем правила работы в группах

-Проверка (Один учащийся от каждой группы прочитывает свой получившийся текст).

-И мы с вами можем снова посадить цветы на нашу полянку

-А теперь прочитаем текст, который получился у меня. (слайд)

Ранняя весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Яркое весеннее солнце светит и греет. С крыш свисают прозрачные сосульки. Бегут проворные шумные ручьи.



- Какой текст вам нравится больше первый или второй составленный вами и мною?

-Как изменился текст?



- Возьмем простой карандаш, нарисуем солнце, травку, цветочки, бабочек. (Ребята быстро выполняют наброски на своём листочке)

- Нравится рисунок? Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.

- Что скажите теперь?

- Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?

Вывод: как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.



Работа в тетради



Спишите первое предложение.

Подчеркните грамматическую основу предложения, а прилагательные волнистой линией.



Взаимопроверка (кто допустил ошибки?)



Наша полянка преображается (посадить цветы)



  1. Физ. минутка


На существительное - выполняете шаг на месте

На прилагательное – приседаете

На глагол – прыжок

(весна, зелёная, поёт, ромашка, трава, красивый, кружится, бумажное, цветы, летят, весенняя)


  1. Работа по учебнику


- Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119.

-Прочитаем первый текст Зинаиды Александровой

-Знакомимся с текстом Анатолия Онегова.



-В чём сходство этих двух текстов? (о ромашке)

-А в чём различие? (первый – стихотворение, второй – научное описание)

-Какой текст описывает предмет наиболее точно? (первый)

-А какой из текстов описывает предмет более образно? (второй, автор сравнивает ромашку с солнышком)

-Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или справочной литературе? ( Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе).



- Итак, какая часть речи описывает предмет более точно? (имя прилагательное)

-Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (без прилагательных)



- Какую же роль выполняют прилагательные в тексте? (украшают, уточняют, дают авторскую оценку)



Работа в тетради



Выписать из первого текста словосочетания: прилагательное с существительным, которое с ним связано по смыслу.



Самопроверка (со слайда)

Кто нашёл все пять словочетаний?



На нашей полянке столько цветов

А кого можно ещё встретить? (бабочек)

А вот и первая бабочка (прикрепить бабочку)


- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Какой цветок первым появляется весной? (подснежник)

- А почему его так назвали? (он рождается под снегом)

-А какие бы вы подобрали прилагательные для описания подснежника? (ответы детей)



- Запишите слово подснежник в тетрадь и разберите его по составу.



Проверка (кто разберёт с объяснением)

У кого так же?



-И ещё к нам прилетела бабочка(приклеить бабочку)



Выступление ребёнка (Сластин Антон)



Будучи первым весенним цветком, лесной подснежник ежегодно страдает от чрезмерного проявления человеческой любви. Истосковавшись по зелёной прелести природы, люди нещадно срывают все до одного попавшихся экземпляры, зачастую не оставляя даже луковицы. Подобное халатное отношение к растительному миру привело к тому, что галантус (это настоящее название цветка) довольно быстро попал в список исчезающих видов. Теперь цветок занесён в Красную Книгу и находится под государственной охраной.



  1. Итог урока

- Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (прилагательные украшают нашу речь, делают её точной и выразительной)



10 Рефлексия

Что вы скажете о нашей полянке?

Какая она?



(слайд)



Каждый из вас по – своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кому-то надо над собой поработать. 



- Оцените свою работу на уроке выбрав цвет и геометрическую фигуру.

(зелёный круг) Мне всё понятно. Я молодец!

(жёлтый квадрат) У меня не всё получилось, но я старался!

(красный круг) Мне надо быть внимательнее!



Оценки за урок



  1. Домашнее задание.(на доске)



- На странице учебника 69 упражнение 120. Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова.

- Почему цветок так называется?

-Какие прилагательные дают характеристику цветку?

- Можем ли мы сказать, что это текст-описание?

- Какое это описание: научное или художественное.

- Прочитайте текст без прилагательных.

-Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.

- Какую роль играют прилагательные в речи?

- Дома вы спишите текст упражнения вставляя пропущенные буквы и у прилагательных выделите окончания.



























Скачать

© 2019, 633 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!