КОНСПЕКТ УРОКА В 4 КЛАССЕ
Тема: Звуки, буквы, слог, ударение в слове.
Цель: Обобщение знаний по разделу «Фонетика»
Задачи: 1) Систематизировать знания о звуках и буквах русского алфавита.
2) Закрепить знания по фонетическому разбору слова.
3) Совершенствовать орфоэпические умения учащихся.
4) Формировать орфографическую зоркость, умение анализировать.
5) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания. (3 мин)
1. Обсуждение (учитывается содержание и стилистическая точность) составленных дома рассказов о летних каникулах (два-три рассказа).
2. Учащиеся читают подобранные дома слова, в которых букв больше, чем звуков, и объясняют, почему так бывает. (Мягкий знак звука не обозначает; есть слова с непроизносимыми согласными.)
Учитель сообщает тему урока.
II. Обобщение знаний о звуках и буквах. (8 мин)
Цель: Систематизировать знания о звуках и буквах русского алфавита.
1) Повторение алфавита.
- Отгадайте загадку: На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.
- Что это? (алфавит)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863 году двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием. На доске вы видите буквы из древнего славянского алфавита – кириллицы – А(Азъ) Б(Буки) В(Веди) Г(Глаголь) Д(Добро) Е(Есть). В кириллице - 43 буквы.
- Как вы думаете, легко ли было в старину запоминать названия букв кириллицы? (Нет)
- Какое слово родилось из названий первых двух букв славянского алфавита? (аз+буки=азбука)
- А какое слово родилось из названий первых двух букв греческого алфавита? (альфа+бета, по другому вита=алфавит)
- Запишите имена всех, кто живёт в твоей семье по алфавиту. Не забудьте себя и тех, кого вы приручили.
2. Игра «Шпионские письма» (алфавит написан на карточках)
- Зашифруйте весь алфавит: над каждой буквой карандашом напишите её номер по порядку (от 1 до 33)
- Что мечтал получить Железный Дровосек от волшебника Изумрудного города? 19, 6, 18, 5, 24, 6 (сердце)
- Кто может повторить алфавит наизусть? (1-2 человека)
- Напишите буквы, обозначающие гласный звук. Сколько гласных букв вы написали? (10)
- Сколько согласных букв в алфавите? (21)
- 10+21=31, а в алфавите 33 буквы, где же ещё 2 буквы? (ь,ъ)
3. Работа в тетради Упражнение 21 страница 13
21. Напишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте ударение.
Алфавит, магазин, портфель, предмет, километр, шофёр, арбуз, морковь, свёкла.
Подчеркните два слова с ударным вторым слогом.
- Что обозначают буквы? (Буквы обозначают звуки. Гласные буквы обозначают гласные звуки. Согласные буквы обозначают согласные звуки. Буквы Ь,Ъ звуков не обозначают.)
4. Работа по учебнику стр.11-12
- Ответьте на вопросы Почемучки. Какие бывают звуки? Что такое буквы? (Ответы детей)
- Прочитайте сведения в учебнике на с.11-12
1. Буква — это обозначение звука на письме.
2. Звуки бывают гласные и согласные.
3. Согласные звуки бывают звонкие и глухие:
непарные звонкие: л л'м м'н н'р р'
непарные глухие: х х' ц ч щ
парные (11 пар)
4. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я, а также мягким знаком (ь).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)
5. Работа в тетради.
Упражнение 19. Произнесите слова так, чтобы на конце слова был мягкий согласный звук.
Барабан, вес, ел, угол, мел, хвалит, катит, кормит, строит, платит, объяснит, говорит, кричат, победит
Напишите слова с мягким согласным на конце. Какой буквой обозначили мягкость согласного звука? Подчеркните эту букву. Подберите и напишите три слова с мягким знаком в середине.
- На какие три группы можно разделить слова упр.19 (односложные, двусложные, трёхсложные)
6. Фонетический разбор
Цель: Закрепить знания по фонетическому разбору слова.
- Прочитай план звуко-буквенного разбора на карточке.
План звуко-буквенного разбора
1) Произношу слово по слогам. Считаю количество слогов.
2) Произношу слово целиков. Определяю, какой слог ударный.
3) Произношу слово целиком. Называю по порядку и записываю все звуки.
4) Указываю количество слогов и ударный слог.
5) Называю снова все звуки по порядку, записываю их в столбик и даю им характеристику.
6) Называю буквы, которыми они обозначены.
7) Указываю количество звуков и букв
- Выполни звуко-буквенный разбор слова арбуз по образцу. Характеризовать звуки письменно.
Образец устного разбора: [й'ама]
яма
В этом слове 2 слога, первый - ударный, 4 звука, 3 буквы.
[й'] - согласный, непарный мягкий, непарный звонкий обозначены
|а] - гласный, ударный буквой я
[м] - согласный, парный твёрдый, непарный звонкий, обозначен буквой м (эм) [а] - гласный, безударный, обозначен буквой а
В письменном разборе отступить от начала страницы расстояние, равное линейке (для записи букв), внизу, после звуков и букв провести черту и записать количество букв и звуков.
7. Упражнения в правильном произношении слов и в распознавании ударного слога.
Цель: Совершенствовать орфоэпические умения учащихся.
1 - Запишите слова в три столбика: в первый — с ударением на первом слоге, во второй — на втором и т. д.
Учитель диктует: силос, комбайнер, предмет, чаща, туфля, просека, звонит, понял, поняла, начал, начала.
2. Игр а. «Кто больше слов знает?»
- Подберите два слова с ударением на втором слоге и два слова с ударением на третьем слоге. Запишите слова.
3. - Прочитайте каждое слово сначала с ударением на первом слоге, затем - на втором: кружки, стоит, мою, горы, поля.
- Что интересного вы заметили? (Изменял ударение, можно изменять смысл слова или его форму.)
III.Проверочная работа (12 мин)
Цель: Проверить уровень знаний, умений и навыков по теме урока.
I вариант
1. Отметь слово, в котором 3 гласных звука и 3 гласных буквы.
А) поёт Б) яблоко В) южный
2. Отметь слово, в котором 3 согласных звука и 3 согласных буквы.
А) смелый Б) вьюга В) синий
3. Отметь верное утверждение
А) В слове ель 2 звука и 3 буквы.
Б) В слове ель 3 звука и 3 буквы.
4. Отметь верное утверждение знаком «+».
А) В слове жильё 5 звуков и 5 букв.
Б) В слове жильё 4 звука и 5 букв.
5. Отметь слово, в котором 4 гласных звука и 4 гласных буквы.
А) читают Б) убегают В) лают
6. Отметь слово, в котором 4 согласных звука и 4 согласных буквы.
А) сильный Б) прольёт В)трамвай
7. Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) зверь Б) листья В) поют
8. Отметь верное утверждение
А) Если в слоге два звука, то это гласный и согласный.
Б) Если в слоге два звука, то это два гласных.
9. Отметь слова, которые можно по-разному разделить для переноса.
А) урожай Б) аквариум В) капелька Г) апельсин
10. Подчеркни в предложении слова, состоящие из двух слогов.
Друзья познаются в беде.
11. Отметь слова, которые одинаково делятся на слоги и для переноса.
А) мебель Б) синие В) ёлочки Г) автобус
12. Отметь знаком «+» список, в котором фамилии записаны в алфавитном порядке.
Чижов Иванов
Сорокин Степанов
Егоров Фёдоров
13. Данные слова нужно расположить по алфавиту. Отметь слова, в которых при этом нужно учитывать две буквы.
А) карандаш Б) пальто В) посуда Г) дежурный
14. Укажи цифрами, в каком порядке нужно записать фамилии художников, чтобы они шли по алфавиту.
__ Саврасов А.К.
__ Васнецов В.М.
__ Суриков В.И.
__ Шишкин И.И.
15. Отгадай и запиши название птицы.
Первая буква стоит в алфавите между Г и Е, вторая буква — перед буквой С, третья — после буквы П, четвёртая — между буквами Н и П, последняя — на пятом месте в алфавите.
II вариант
1. Отметь слово, в котором 3 гласных звука и 3 гласных буквы.
А) моют Б) ягода В) яркий
2. Отметь слово, в котором 3 согласных звука и 3 согласных буквы.
А) вьюн Б) чёрный В) белый
3. Отметь верное утверждение
А) В слове съел 4 звука и 4 буквы.
Б) В слове съел 3 звука и 4 буквы.
4. Отметь верное утверждение
А) В слове семья 5 звуков и 5 букв.
Б) В слове семья 4 звука и 5 букв.
5. Отметь слово, в котором 4 гласных звука и 4 гласных буквы.
А) рисуют Б) дочитают В) кроют
6. Отметь слово, в котором 4 согласных звука и 4 согласных буквы.
А) снежный Б) добрый В)вьюжный
7. Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) съел Б) лебедь В) язык
8. Отметь верное утверждение
А) Если в слове два звука, то это два согласных.
Б) Если в слове два звука, то это гласный и согласный.
9. Отметь слова, которые можно по-разному разделить для переноса.
А) аромат Б) сосулька В) майский Г) деревья
10. Подчеркни в предложении слова, состоящие из двух слогов.
Муравей не велик, а горы копает.
11. Отметь слова, которые одинаково делятся на слоги и для переноса.
А) читает Б) здание В) трамвай Г) улитка
12. Отметь знаком «+» список, в котором фамилии записаны в алфавитном порядке.
Петров Данилов
Шаров Николаев
Колесов Яковлев
13. Данные слова нужно расположить по алфавиту. Отметь слова, в которых при этом нужно учитывать две буквы.
А) тетрадь Б) пенал В) класс Г) товарищ
14. Укажи цифрами, в каком порядке нужно записать фамилии художников, чтобы они шли по алфавиту.
__ Поленов В.Д.
__ Пластов А. А.
__ Левитан И.И.
__ Серов В.А.
15. Отгадай и запиши название птицы.
Первая буква стоит в алфавите между Р и Т, вторая буква — перед буквой У, третья — после буквы П, четвёртая между буквами 3 и И, последняя — на восьмом месте в алфавите.
IV. Итог урока
- Знания по какой теме мы обобщали сегодня на уроке?
- Что мы повторили на уроке?
V. Домашнее задание. Упражнение 21.
Напишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте ударение.
Алфавит, магазин, портфель, библиотека, предмет, километр, шофёр, арбуз, морковь, свёкла.
Подчеркните два слова с ударным вторым слогом.
Составьте предложение со словом библиотека.
Самоанализ урока
Тема: Звуки, буквы, слог, ударение в слове.
Цель: Обобщение знаний по разделу «Фонетика»
Задачи: 1) Систематизировать знания о звуках и буквах русского алфавита.
2) Закрепить знания по фонетическому разбору слова.
3) Совершенствовать орфоэпические умения учащихся.
4) Формировать орфографическую зоркость, умение анализировать.
5) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.
Урок построен по типу урока обобщения изученного материала по разделу «Фонетика», на котором происходит систематизация знаний о звуках и буквах, слоге и ударении. Урок выстроен большими блоками.
В первом блоке происходит обобщение знаний о звуках и буквах в ходе выполнения различных заданий (повторение алфавита, игра «Шпионские игры», работа по учебнику с теоретическими сведениями).
Второй блок урока посвящен орфоэпической работе – постановка ударений в словах, определение ударного слога.
Третий блок – обобщенная схема фонетического разбора слова, в который вошли работа по памятке и тренировочные упражнения по её выполнению. Четвертый блок представляет собой проверочную работу, в состав которой вошли все вопросы темы.
Результаты проверочной работы демонстрируют высокий уровень усвоения обобщаемого материала.
«5» – 6 чел Качество – 81%
«4» – 17 чел Успеваемость – 100%
«3» –4 чел
На уроке использовались различные методы и приемы, направленные на достижение наиболее оптимального результата. Достаточно разнообразная наглядность в виде таблиц, схем, памяток является хорошей информационно-наглядной поддержкой урока.
Одной из главных задач начальной школы является формирование навыков учебной деятельности: контроль, самоконтроль и взаимопроверка. Оценка правильности выполнения работы. На данном уроке я старалась формировать умение работать самостоятельно.
Считаю, что все задачи, поставленные на данном уроке, выполнены. Целей урок достиг.