СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»»


Урок русского языка в 5 классе с использованием игровой технологи


Тема: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов».

Задачи:

-выработать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой и обозначать её графически;

-продолжить работу по развитию орфографической зоркости, навыка грамотного письма, развитию устной и письменной реч учащихся;

- воспитывать самостоятельность, коллективизм, познавательную и творческую активность.

Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, презентация к уроку, снежинки из бумаги, распечатки к уроку, цветные кружки.



Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня такой прекрасный зимний день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.


2. Сообщение темы и целей урока. (За правильные ответы учитель в течение урока раздаёт снежинки.)

Сегодня мы познакомимся с новым орфографическим правилом. Для этого отправимся в увлекательное путешествие по стране «Орфография». Но сначала определим тему нашего урока. Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве «Орфография» жили буквы: гласные и согласные. Дружно они жили. Согласным без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и старались они не обижать своих певучих подружек. Но трудно было гласной букве, когда перед ней оказывалась шипящая.

- Какие шипящие согласные вы знаете? (Слайд № 1)

- Что мы о них знаем? (Ж и Ш – всегда твёрдые, Ч и Щ – всегда мягкие).

С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То все буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать после шипящих то букву О, то букву Ё.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Ё после шипящих).

- Мы должны познакомиться с новой орфограммой и самостоятельно сформулировать правило.

Тема урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов». (Слайд №2)


-Теперь можем ехать в страну «Орфография». Поедем мы на весёлом паровозике. Давайте возьмём друг друга за руки. Итак, в добрый путь!

Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков:

«Кукушка кукушонку купила капюшон…». (Слайд №3)

-Теперь порядок, поехали!

(Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)( Слайд №4)

2. Актуализация опорных знаний.

-Подъезжаем к станции «Объясняйка» (Слайд №5).

- Обратите внимание на экран. Прочитайте про себя слова для анализа..

Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей, бечёвка.( Слайд №6)

- Какие слова вам незнакомы?


3.. Словарная работа.

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Жокей – наездник

Бечёвкатонкая верёвка.

Бечева прочная толстая верёвка, канат.

Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.

-Найдите в «Толковом словаре « вашего учебника слово на эту орфограмму.


4.Прочитайте статью. (Стр.293)

- Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие)

- Какой звук слышится после шипящих? (Звук о)

- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё?

5.Подъезжаем к станции «Почитайка». (Слайд № 7)

-Давайте поработаем с учебником. Упр. 287, стр. 94.


6. Изучение нового материала.

- Какую особенность вы заметили? Сформулируйте самостоятельно правило.


7.Следующая станция «Исключайка». (Слайд № 8)

- Для того чтобы легче было запомнить слова-исключения, предлагаю вам вот такое весёлое стихотворение. Давайте запишем себе это четверостишье в тетрадь. Обратите внимание, что каждая новая строка пишется с большой буквы.

Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Шорник - человек, который делает конскую упряжную сбрую.

-Запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.


8.Следующая станция «Отдыхайка». (Слайд № 9)

Игра «Снежки». Учитель бросает «снежок-мяч) ученику и задаёт задание; ученик отвечает и бросает назад «снежок-мяч».


1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

  1. Цвет, противоположный белому – чёрный

  2. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

  3. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)

  4. Маленькая щель – щёлка

  5. Ягоды на колючих кустах – крыжовник

  6. Пришит к куртке, надевается на голову – капюшон


9. Закрепление изученного материала. Станция «Закрепляйка». (Слайд № 11)

Олег, Соня и Саша составили кроссворд. Осталось вписать одно слово. Игорь предложил «ш..пот», Витя – «в..гон», Саша сказал, что они оба неправы. А кто был прав?






К




К






О

Л

О

В

О



Д


Ы

М




Т

О

М





Г

О

Д















-Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.

Пора ехать домой в школу, но сначала повторим те правила, которые

мы сегодня изучили.


10. Итог урока.

- Домашнее задание:

1.параграф 32 (правило);

2. Составить словарный диктант на изученную орфограмму (20 слов.)

- Рефлексия.

Оцените ваше внутреннее состояние, ваше настроение с помощью цветных кружочков. Красный-вам было очень интересно на уроке, жёлтый-было хорошо, синий- было скучно.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!