Конспект урока русского языка
Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».
(5 класс)
Цели урока:
Обучающие:
1. Повторить имеющиеся у учащихся сведения о существительном как части речи, о морфологических признаках, синтаксической роли;
2. Познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного;
3. Формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;
Развивающие:
1. Совершенствовать орфографические навыки и умения учащихся;
2. Развивать письменную и устную речь учащихся;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и чувство уважения к русскому языку как ценностному достоянию народа посредством углубления представлений школьников о богатстве его словообразовательной системы;
Планируемые метапредметные результаты в ходе урока:
Регулятивные УУД:
1. Ставить и адекватно формулировать цель деятельности
(целеполагание);
2. Планировать последовательность действий и при необходимости
изменять её (планирование);
Познавательные УУД:
1. Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством
учителя или самостоятельно).
Коммуникативные УУД:
1. Владеть всеми видами речевой деятельности;
2. Формулировать мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
2. Адекватно воспринимать устную и письменную речь.
Дидактические средства:
-
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; нуч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: – Просвещение, 2012. – 176 с.
2. Доска.
3. Слайдовая презентация.
4. Раздаточный материал (карточки с домашним заданием). Приложение 1.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: общедидактические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.
Методы обучения русскому языку по классификации М. Т. Баранова: познавательные: сообщение учителя; самостоятельный анализ языкового (учебного) материала; практические: ответы на вопросы учителя, работа с учебником, выполнение упражнений.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
План урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний (повторение) – 15 мин.
3. Изучение нового материала – 10 мин.
4. Закрепление нового материала – 15 мин.
5. Подведение итогов – 2 мин.
6. Домашнее задание – 1 мин.
7. Оценка работы учеников – 1 мин.
Ход урока:
-
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке русского языка. Садитесь, пожалуйста! Кого сегодня нет в классе?
Дежурный называет отсутствующих.
-
Актуализация знаний (повторение)
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы научимся делать морфологический разбор имени существительного. Для начала давайте вспомним, что такое имя существительное и что изучает морфология?
Ученик: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Морфология – это раздел науки о языке, который изучает части речи и их грамматические признаки.
Учитель: Верно. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить постоянные и непостоянные признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении для того, чтобы создать морфологический портрет имени существительного.
Учитель: Давайте вспомним, чем отличаются имена нарицательные от имен собственных?
Ученик: Нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов. Имена собственные пишутся с большой буквы, а имена нарицательные – с маленькой.
Учитель: На доске записаны слова, ваша задача написать в один столбик одушевленные существительные, а во другой – неодушевленные.
На доске записаны слова: рябина, оса, Маша, ветеран, автомобиль, лес, лесник, роза.
Два ученика с места зачитывают свои ответы.
одушевленные | неодушевленные |
оса, Маша, ветеран, лесник | рябина, автомобиль, лес, роза. |
Учитель: Хорошо, молодцы! Сейчас мы будем работать по учебнику, выполним упражнение 548 на странице 73.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
Упражнение 548. Выпишите выделенные в данном выше тексте имена существительные, поставьте их в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа и обозначьте окончания. Определите склонения этих существительных по их начальной форме. Одинаковые или разные имею окончания эти существительные в дательном падеже множественного числа? А в творительном падеже? А в предложном?
Работа учащихся:
(На) ветвях – ветвям, ветвями, о ветвях (ветвь, 3 скл.);
(на) дорожках – дорожкам, дорожками, о дорожках (дорожка, 1 скл.);
зверей – зверям, зверями, о зверях (зверь, 2 скл.);
(без) окон – к окнам, окнами, об окнах (окно, 2 скл.);
(без) дверей – к дверям, дверьми, о дверях (дверь, 3 скл.);
(в) облаках – к облакам, облаками, об облаках (облако, 2 скл.);
(через) моря – к морям, морями, о морях (море, 2 скл.).
Учитель слушает упражнение у 3 учеников (по два предложения).
Учитель: Какие примеры слов, употребляемых только в единственном числе, вы можете привести? А во множественном?
Примерные ответы учащихся (работает весь класс): Только в единственном: молоко, темнота, удивление, молодежь. Только во множественном: ножницы, брюки, очки, сутки.
Учитель: Ребята, каким членом предложения может быть существительное? Каким оно бывает чаще всего?
Ученик: Существительное в предложении может быть любым членом предложения, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.
Учитель: Верно, теперь давайте выполним задание со слайда.
СЛАЙД. Спишите, выполните синтаксический разбор предложений. Какими частями речи являются выделенные слова? Какую синтаксическую роль они выполняют?
1. На Севере диком стоит одиноко на горной вершине сосна.
2. Днём мы собирали душистые, удивительно прекрасные полевые цветы, а вечером долго любовались закатом.
3. Лиса – хищное животное
4. Старший сын уехал в столицу.
5. Я ушел расстроенный.
Учащиеся по очереди выходят к доске и разбирают по одному предложению. После выполнения следует комментарий учащихся.
Работа учащихся:
1. (Где?) На Севере диком стоит одиноко на горной (где?) вершине сосна. (Выполняют роль обстоятельства).
2. Днём мы собирали душистые, удивительно прекрасные полевые (что?) цветы, а вечером долго любовались (чем?) закатом. (Выполняют роль дополнения).
3. Лиса – хищное животное (Выполняют роль сказуемого).
4. Старший сын уехал в столицу. (Выполняют роль подлежащего).
5. Я ушел расстроенный. (Выполняют роль определения).
III. Изучение нового материала
Учитель: Нам нужно было вспомнить, морфологические признаки существительного для того, чтобы перейти к новой теме. Запишите тему сегодняшнего урока – «Морфологический разбор имени существительного».
Мы уже сказали, что морфология изучает части речи и их грамматические признаки. Морфологический разбор имени существительного – это указание его постоянных и непостоянных признаков, полная грамматическая характеристика словоформы. Давайте вспомним, какие постоянные признаки имеет существительное? Какие непостоянные?
Работает весь класс: Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные признаки: число, падеж.
Сообщение учителя. Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Она дана в учебнике на странице 79. Морфологический разбор может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой "3".
Порядок морфологического разбора:
-
Часть речи.
-
Морфологические признаки: начальная форма, (именительный падеж ед. число); собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род, склонение; падеж, число;
-
Синтаксическая роль.
В первом пункте нужно определить часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Во втором пункте ставим существительное в начальную форму (им.п. ед.ч.) и далее обозначаем постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет), склонение. Далее пишем непостоянные признаки существительного: число и падеж. В третьем пункте нужно выделить синтаксическую роль существительного, т.е. определить каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является. . Для этого выписываем предложение, и задаем вопрос к существительному.
Теперь давайте рассмотрим образец выполнения устного и письменного морфологического разбора.
СЛАЙД.
Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
Образец устного разбора:
Птицу – существительное. Во-первых, обозначает предмет и отвечает на вопрос кого?
Во-вторых, начальная форма – птица; имеет морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, женского рода, первого склонения; употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
В-третьих, в предложении является дополнением. Среди деревьев я увидел (кого?) птицу.
Образец письменного разбора:
-
Птицу - сущ. (кого?)
-
Н. ф. – птица; нариц., одуш., ж. р., 1-е скл., в вин. п, в. ед. ч.
-
Среди деревьев я увидел (кого?) птицу.
IV. Закрепление нового материала.
Учитель: Ребята, а теперь выполним несколько упражнений для закрепления нового материала. Они представлены на слайде.
СЛАЙД: Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор существительных, выделенных надстрочной цифрой 3.
(Со)времён глубокой древност.. лебедь служит символом красоты3 любви и нежности. Существу..т даже легенда о лебеди..ой песне3. Однако лебедь3 (не)относит..ся к певчим птицам. Гулкие трубные звуки3 можно услышать (в)начал.. весны.
Два ученика работают у доски (по два предложения), остальные - в тетради. После выполнения следует комментарий учащихся.
Работа ученика: Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты3, любви и нежности. Существует даже легенда о лебединой песне3. Однако лебедь3 не относится к певчим птицам. Гулкие трубные звуки3 можно услышать в начале весны.
-
Красоты – сущ. (чего?)
-
Н. ф. – красота, нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл., в р.п., в ед.ч.
-
…лебедь служит символом (чего?) красоты.
-
(о) песне – сущ. (о чем?)
-
Н.ф. – песня, нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл., в пред. п., в ед.ч.
-
… легенда о лебединой (о чем?) песне.
-
Лебедь – сущ. (кто?)
-
Н. ф. – лебедь, нариц., одуш., м.р., 2-е скл., в им.п., в ед.ч.
-
Однако (кто?) лебедь не относится к певчим птицам.
-
Звуки – сущ. (что?)
-
Н. ф. – звук, нариц., неодуш., м.р., 2-е скл., в им.п., во мн.ч.
-
Гулкие трубные (что?) звуки можно услышать в начале весны.
Учитель: А сейчас мы выполним небольшое творческое задание.
СЛАЙД. Придумайте и запишите 5 предложений с существительными (не меняя их форму): Москва, с другом, очки, тетрадку. Выполните синтаксический разбор предложений. Сделайте морфологический разбор существительных.
Пример: Москва – столица России. Мы с другом пошли в кино. Моя бабушка носит очки. Мою тетрадку не проверили.
-
Москва – сущ. (что?)
-
Н. ф. – Москва, собств., неодуш., ж.р., 1-е скл., в им.п., в ед.ч.
-
(что?) Москва – столица России.
-
(с) другом – сущ. (с кем?)
-
Н. ф. – друг., нариц., одуш., м.р., 2-е скл., в тв. п., в ед. ч.
-
Мы (с кем?) с другом пошли в кино.
-
очки – сущ. (что?)
-
Н. ф. – очки, нариц., неодуш., – род, – скл. (не опред.), в вин. п., в мн. ч.
-
Моя бабушка носит (что?) очки.
-
Тетрадку – сущ. (что?)
-
Н. ф. – тетрадка, нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл., в им. п., в ед.ч.
-
Мою тетрадку (что?) не проверили.
Учащиеся озвучивают ответы устно.
V. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Благодаря вашим ответам и выполненным заданиям, мы можем выполнить морфологический разбор имени существительного. Из чего же он состоит?
Ученик: значение имени существительного, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль в предложении.
Учитель: Что показалось вам трудным, а что более легким?
Ученики делятся мнением.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, к следующему уроку вам нужно письменно выполнить задание с карточек. Нужно будет списать текст и озаглавить его. Выписать из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. Также провести морфологический разбор любых двух имен существительных из текста.
Учитель раздает карточки с заданиями.
VII. Оценка работы учеников.
Учитель: Вы сегодня отлично поработали. Оценки получают следующие ученики (перечисляет). Урок окончен. До свидания!
Приложение 1.
Задание. Спишите текст, озаглавьте его. Выпишите из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. Сделайте морфологический разбор любых двух имен существительных из текста. |
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень. |