СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 7 классе по теме "Механическое движение.Траектория.Путь.Путь и время-скалярные фичические величины.Равномерное движение.Скорость".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе»

7 класс

Тема урока : «Механическое движение .Траектория. Путь. Путь и время скалярные величины. Равномерное движение. Скорость»

Цель урока: ввести понятие механического движения как одного из видов движения в физике, познакомить с одной из важнейших характеристик ме­ханического движения-скорость

 Оборудование: шарик; металлический желоб; горизонтальная опора. тележка с капельницей,наклонная поверхность.

 Демонстрации: Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу;

относительность механического движения; движение шарика по движущейся горизонтальной опоре. движение тележки по наклонной поверхности.

свободное падение металлического шарика и воздушного ша­рика.

Тип урока : изучение нового материала


Ход урока:

1.Организационный момент

11.Изучение нового материала

Механическое движение является одним из самых простых видов движения. Такое движение наблюдается в повседневной жизни очень часто. Движение машин, самолетов, людей мы наблюдаем всегда. Но и в тех случаях, когда что-то кажется неподвижным, например дерево за окном, не торопитесь с выводами: дерево медленно, но растет, а по стволу поднимается сок. Если внимательно присматриваться к явлени­ям, то не найдется ни одного, которое так или иначе не было бы связано с движением.

Задание: Попробуйте определить, как проявляется движение в таких явлениях: нагревание воды в сосуде, горение свечи (может быть выпол­нено экспериментально). Понятие движение имеет широкий смысл. Иногда так называют любое изменение, происходящее в природе. Да­вайте, используем его в более узком смысле, и будем говорить о механи­ческом движении.

Основным в определении механического движения является факт на­личия минимум двух тел. Говорить о механическом движении, рассмат­ривая только одно тело бессмысленно.

Механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Одно из тел является телом отсчета. Оно выбирается произвольно. Это может быть неподвижное относительно земли тело (столб, дом), но может быть и движущееся (автомобиль, течение реки).

При рассмотрении механического движения мы всегда указываем, от­носительно какого тела рассматривается движение.

В природе нет тел, находящихся в абсолютном покое. Дом, непод­вижный относительно земли, движется вместе с Землей относительно Солнца и т.д.

Демонстрация опытов с двигающимся шариком

Демонстрируя движение шарика, обратите внимание учеников, отно­сительно каких тел движется шарик, относительно каких — находится в покое, какие тела удобнее принять в качестве тела отсчета и т.д. 

При изучении механического движения форма и размер тел часто не имеют особого значения.

Самолет, который летит из Москвы в Пермь, имеет линейные разме­ры много меньше, чем расстояние между городами. В таких случаях, когда размеры тела не влияют на содержание физического процесса, используют понятие «материальная точка». Это понятие наподобие по­нятия «геометрическая точка». Материальная точка в физике обладает массой или зарядом.

Линия, вдоль которой движется материальная точка, ) называется траекторией 

Форма траектории зависит от выбора системы отсчета.

Длина траектории называется пройденным путем. За единицу прой­денного пути принят :1м. 

Опыт показывает, что форма траектории зависит от тела отсчета, отно­сительно которого движется исследуемая материальная точка. Так при движении яблока, падающего с полки движущегося вагона, то относи­тельно пассажира, сидящего в вагоне, траектория яблока прямая линия, а относительно человека, стоящего на платформе, траектория того же яблока кривая линия. Форма траектории движения тела относительна. Траектория движения планет по небосводу кажутся очень сложными. Причина в том, что их наблюдают с движущейся Земли, которая явля­ется телом отсчета. Если же в качестве тела отсчета принять Солнце, то траектории планет представляет собой кривые, мало отличающиеся от окружностей, в центре которых почти точно находится Солнце.

Демонстрация равномерного движения

Рассмотрим опыт с тележкой, на которой установлена капельница. Добившись одинакового расстояния между каплями на бумаге, следует сделать вывод, что за равные отрезки времени тележка проходит равные пути.

Движение называется равномерным, если тело за любые равные про­межутки времени проходит одинаковые пути.

Разные тела за одинаковое время могут проходить разное расстояние (самолет летит быстрее, чем едет поезд).

Опыт с падением шариков показывает, что одно и то же расстояние металлический шарик пролетает значительно быстрее, чем воздушный.

Быстроту движения характеризует такая физическая величина, как скорость.

Скорость тела при равномерном движении легко вычислить, если мы знаем пройденный путь и время движения.

Скорость равна величине пройденного пути за единицу времени.

Например, скорость 6м/с означает, что за 1с тело проходит путь, рав­ный 6м.

Таким образом, чтобы найти скорость тела, нужно путь разделить на время движения тела.

путь

скорость = —

время

В физике принято обозначать эти физические величины так: v — скорость s— путь t — время.

Следовательно, в виде формулы получаем:

v = st

В системе СИ за единицу скорости принята такая скорость, при кото­рой тело за 1с проходит путь в 1м, т.е. м/с

Очень часто используют другие единицы скорости: км/ч, км/с, см/с. При решении задач расчеты нужно проводить в системе СИ, следова­тельно, необходимо знать правила перевода. Пример:

t 1км = 1000 м_; 1ч= 60мин ;1мин=60с. 1ч= 3600с.

Следует особо заметить, что в физике есть величины, которые харак­теризуются только собственным значением. Это — путь, время, масса. Они называются скалярными величинами.

В то же время есть величины, которые, кроме численного значения, имеют направление. Такие величины называются векторными.

Скорость — величина векторная. Говоря о скорости, мы всегда задаем направление в виде стрелки, например:

Тела в природе могут двигаться с самыми различными скоростями.

Далеко не все тела могут двигаться с постоянной скоростью. Обычно скорость тел меняется во времени.


111. Закрепление урока :

1.Относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в по­кое и относительно каких - в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля?

2.Прямолинейно или криволинейно движутся следующие тела: че­ловек на эскалаторе метро; лыжник, прыгающий с трамплина; гиря часов; игла швейной машины; стрелки часов?

3.Баба Яга летела в ступе со скоростью 20м/с в течение 5мин,  с какой скоростью летела Баба яга? 


IV.Домашнее задание §4, §5 ,задачи №5.1-№5.3 стр.25 ,учебник О.Ф.Кабардин 7класс















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!