СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Велосипед и я"

Тема: Часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (Окружающий мир + Технология) на тему "Велосипед и я"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Велосипед и я"»

Тема: Велосипед и я

Цели урока: познакомить детей с историей возникновения велосипеда; ввести в речь новые технические понятия и термины (дрезина, «машина для хождения», цепная передача); научить правильно их применять; развивать способности и потребности изучать и понимать окружающий мир, причинно-следственные связи, явления, познавательную активность; повторить правила движения; воспитывать внимание во время движения по дороге.

Оборудование:

  1. иллюстративно-наглядный материал;

  2. мультимедийный проектор;

  3. индивидуальный компьютер;

  4. презентация;

  5. книга К.И. Чуковского «Тараканище»


Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
- Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.
- Вдохните в себя теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

  1. Постановка темы и целей урока

  • Сегодня на урок я принесла книгу К.И. Чуковского «Тараканище» и хотела бы прочитать ее вам. Но, к сожалению, за несколько минут до начала нашего урока, я обнаружила, что листочки в книге склеились. Что же делать?

  • Есть здесь один секрет. Открыть книгу нам помогут ваши знания. Будем дружно на вопросы отвечать и картинку не простую открывать. Я точно помню, что начинается это произведение с какого-то транспортного средства. Может поезд, может автомобиль или самолет? Чтобы узнать, что же это за транспортное средство нужно вспомнить знаки дорожного движения. (Дети называют, какое окошечко открыть на картинке и угадывают спрятанное изображение).

  • Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 1) А какие цели мы можем поставить на этом уроке? (Познакомиться со строением велосипеда и с его видами, рассмотреть велосипедные дорожные знаки)

3. Изучение нового материала

  • Велосипед – самое распространенное транспортное средство. Он стал таковым, благодаря низкой стоимости, легкости, малым размерам, отсутствием потребности в топливе, относительной безопасности. (2 слайд)

Мне смеются в след машины:

Где же дым и где же бак?

Я катаюсь без бензина.

Я катаюсь просто так.

Руль, педали есть, и шины –

Я ведь тоже легковой.

Но сказать, что я машина,

Может только постовой!


  • Как много мы с вами узнали про велосипед. Интересно, теперь мы сможем открыть книгу? Проверим.

  • Нет, не открывается… В чем же дело? Мы знаем, что велосипед придумал изобретатель.

  • А вы знаете кто такие изобретатели?

  • Изобретатель – это человек, который придумывает что-то новое. И в основном это связано с техническими объектами. (слайд 3)

  • Давайте и мы с вами попробуем побыть изобретателями. У меня есть карточки с дорожными знаками. Правда, знаки какие-то странные. Мне кажется, вы легко смогли бы исправить недочеты. Чего на них не хватает? (Недостает частей велосипеда). Работайте в парах и дорисуйте не достающие детали велосипеда.

  1. Физминутка "Дорожная"

Дорога не тропинка, Дорога не канава…

Сперва смотри налево.

Потом смотри направо.

Ты налево повернись,

Другу рядом улыбнись,

Топни правой ногой: раз-два-три,

Покачай головой: раз-два-три.

Руки вверх ты подними

И похлопай: раз-два-три.

  • Интересно, теперь-то книгу можно прочитать?

  • Нет, книга не открывается. Значит нужно вооружиться знаниями. Ребята, а вы знаете, как появился велосипед?

  • Издавна, имея дело с колесами, человек никак не мог подчинить себе колесо до конца, чтобы оно его повезло. И ходил человек вокруг колеса желая его оседлать.

  • Мысленно перенесемся в Германию. Европа только очистилась от армии Наполеона. 1813 год. В маленьком городке жил барон Дрез, изобретатель. Из дерева он сделал двухколесную – "бегущую машину" – и разъезжал на ней по окрестностям, очень потешая соотечественников. Чтобы ехать на велосипеде Дреза, надо было, полулежа на доске рамы, отталкиваться ногами от земли. Говорят, ему советовали возить с собой два матраца, чтоб мягче падать было. (слайд 4)

  • Со временем человек придумал много разных велосипедов. Как только их не называли. И костотрясами (слайд 5), так как колеса были без шины. Даже называли «пауком» (слайд 6), потому что заднее колесо было больше переднего и велосипедистам было очень неудобно и опасно ездить на них. Только спустя какое-то время появились более безопасные велосипеды. (слайд 7)

  • Производство велосипедов сыграло большую роль для других видов транспорта, прежде всего для автомобилей и самолетов.

  • Благодаря велосипедам женщины освободились от сковывающих корсетов и тугой одежды. В моду вошли женские шаровары. (слайд 8)

  • Когда к колесам добавили педали и тормоза, такую модель стали использовать артисты цирка.

  • А какие вы знаете виды велосипедов? (слайд 9)

Велосипедов существует много, и они очень разные:

– дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;
– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый;
– горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный;
– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с собой, легко сложив его пополам;
– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;
тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;
– водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране;
одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке;
– железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для развлечения туристов.

  • Ребята, у кого из вас есть велосипед? (Ответы детей)

  • Значит вы знаете какие части есть у велосипеда. (Ответы детей и показ на картинке). (слайд 10)

  • У велосипеда есть рама, рулевая вилка, руль, переднее колесо, заднее колесо, седло, педали, цепная передача, тормоза, багажник, фары, звуковой сигнал.

  • Велосипед – удивительно веселая штука. Сел, жмешь на педали и едешь. Велосипед дает человеку ощущение скорости и могущества, отсюда и радость. Ведь едешь и твердо знаешь, что это ты сам себя везешь.

  • Велосипед – отличное средство передвижения и улучшения здоровья и самочувствия. (слайд 11)

Правила для велосипедистов (слайд 12)

Для езды на велосипеде не нужно специального разрешения. Они предназначены для езды по дорогам с различным покрытием. Это машины, способные к безотказной работе на любых дорогах, при различных климатических условиях, они имеют большой срок службы. Велосипедисты, так же как и автомобилисты, приравниваются к равноправным участникам дорожного движения. К ним в полной мере относятся все положения Правил дорожного движения. Но не надо забывать, что велосипед является самым опасным видом транспорта, так как он не устойчив при движении, а велосипедист не защищен, как водитель автомобиля кузовом или кабиной.

Велосипед – простая и удобная машина. Некоторые дети, не изучив машину по-настоящему, не научившись, как следует, управлять, не зная правил движения, торопятся выезжать на улицы и дороги и интенсивным движением и попадают в сложную обстановку. В таких случаях они нередко бывают виновниками дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, прежде чем выехать на дорогу, велосипедист должен хорошо изучить велосипед, научиться его водить и отлично изучить и знать правила дорожного движения.
– на велосипеде можно ездить только по тем дорогам, где есть специальный знак в синем круге “Велосипедная дорожка” – относится к группе разрешающих знаков (Слайд 13);

– перевозить можно только детей в возрасте до 7 лет при условии, что на вашем велосипеде установлено дополнительное сиденье;
– велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств. Сам велосипедист сигнализирует руками. Перед торможением надо поднять руку вверх;
– отправляясь на велопрогулку, сообщайте старшим о предполагаемом маршруте. Тогда можете рассчитывать на быструю помощь в случае ремонта велосипеда;

  • Водителю велосипеда запрещается: (Слайд 14)

– до 14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам. Во дворе – пожалуйста, но не выезжая на дорогу;
– устраивать гонки на дороге, игру “вперегонки”;
– эксплуатация велосипедов, если имеются технические неисправности: тормозного устройства, не закреплен руль, погнуто колесо. Слабо накачаны шины;
– движение велосипедистов-учащихся в темное время суток;
– перевозить предметы или груз, которые выступают на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда и могут помешать управлению;
– буксировка велосипедов и мопедов; в любых местах на улицах и дорогах водитель велосипеда обязан пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью;
категорически запрещается – цепляться за проезжающий мимо транспорт и ездить на велосипеде держась одной рукой за руль или без рук.

Запомните ребята! знак в красном круге – “Велосипедное движение запрещено”. (Слайд 15)

  • Ребята, давайте посмотрим достаточно ли мы с вами получили сегодня знаний, откроется ли книга. (Книга открылась.)

  1. Закрепление нового материала. “Экзамен для велосипедистов” (обучающиеся делятся на команды и отвечают по очереди на вопросы тестов).

Вопросы для первой группы: (Слайд 16)

При движении по дороге велосипедист:

А) может ехать, не держась за руль в том случае, если вблизи нет других транспортных средств;
Б) не имеет права бросать руль;
В) может не держаться за руль, но обе ноги должны быть на педалях.

2. Можно ли на велосипеде перевозить пассажиров?

А) Да; (если да, то при каких условиях)
Б) Нет.
В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?

А) Не моложе 10 лет.
Б) Не моложе 14 лет.
В) не моложе 16 лет.

Вопросы для второй группы: (Слайд 17)

Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?

А) Разрешается, потому что волнуется мама и надо быстрее домой.
Б) Не разрешается.

Каким правилам подчиняется велосипедист, если он ведет велосипед руками?

А) Правилам для водителей.
Б) Правилам для пешеходов.

Правила требуют, чтобы у велосипеда были исправны:

А) цепь, звуковой сигнал, тормоз;
Б) педали.

6. Итог урока.

  • Зачем нам нужен велосипед?

  • Как вы думаете, должен ли велосипедист знать знаки дорожного движения и для чего?

Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте, и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Это должен каждый знать обязательно на пять!”

Знаки важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте все, что знаки говорят!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!