СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"»

Тема:  Виды предложений по цели высказывания

Цельпознакомить с видами предложений по цели высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)

-  Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

-  Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно.

Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю.

Зелёная трава.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске карточки с закрытыми буквами.)

п

р

Е

Д

л

о

ж

Е

Н

И

Е

—  Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

—  Из чего состоит текст? (Из предложений.)

—  Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

—  Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

—  Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

—  Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

—  Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

—  Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

—  Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

—  Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

—  Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

—  Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

—  Прочитайте слово, которое получилось.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

—  Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки. 

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает Путь,

Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

2. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17).

—  Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

—  Какие знаки стоят в конце предложений?

—  Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

—  На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

—  Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

—  Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)

—  Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)

Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений. Упр. 21 (с. 17). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3. Работа со словом из словаря

—  Отгадайте загадку.

В поле — метёлкой,

В мешке — золотом. (Овёс.)

—  Найдите слово овёс в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом овёс, запишите.

—  Запомните, как пишется это слово.

4. Работа по учебнику Упр. 22 (с. 18).

—  Прочитайте предложения.

—  Чем они похожи?

—  С какой интонацией они произносятся?

—  Выполните письменное задание к упражнению.

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)

—  Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)

5. Распознавание предложений по цели высказывания

—  Послушайте отрывки из стихотворений.

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

К. Чуковский

—  Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

— Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

— В чём дело?

— Спасите!

— Кого?

— Бегемота!

Наш бегемот провалился

В болото...

К. Чуковский

—  Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.)

—  Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 23 (с. 18).

—  Прочитайте выразительно побудительные предложения.

—  Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?

—  Какие знаки стоят в конце предложений? 

Какие предложения называются побудительными?

Упр. 24 (с. 19).

Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой.)

—  Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте предложения, которые вы выписали.

—  Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?

Упр25 (с. 19).

—  Прочитайте задание.

—  Как нужно прочитать предложения?

—  Прочитайте предложения выразительно.

—  Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Лексическая работа

—  Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы! Что оно означает? В каких ситуациях употребляется?

—  Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.

Для чего нужны слёзы?

Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.

Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.

Самые же знаменитые слёзы на свете — это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них — они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!

Текла река с названьем — Нил,

И в ней плескался крокодил,

А крокодил был тот престранный,

Он был и хищный, и гуманный.

Любого друга и соседа

Он не чинясь тащил к обеду.

Бывало, кончится обед,

А гостя почему-то нет.

Хозяин ел кого попало —

Гиену, волка и шакала,

Зато, когда обед кончался,

Хозяин в слёзы ударялся.

Его слезам почти поверя,

Издалека кричали звери:

— Эй, дядя, полно убиваться!

Ты камышом начни питаться!

Обжора отвечал уныло:

— Ох, доброта меня сгубила!

Я всех позвал бы на обед,

Но аппетита больше нет...

Я ваши семьи разлучил! —

И разрыдался крокодил.

Перевод Ю. Ильина

—  Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?

VIII. Рефлексия

—  Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?

—  Спишите, поставьте знаки препинания.

В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.

— Это не слонёнок Это почти взрослый слон

— Почему же он такой маленький

— Потому что это слон-карлик

— А разве такие бывают

— Как видите

— За малый рост дали слону кличку Бэби

По В. Дурову

—  Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию.)

Домашнее задание

Упр. 26 (с. 20).