СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения "Лучший друг человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на целен на формирование навыков осознанного чтения и умения извлекать нужную информацию их текста. Воспитательный аспект урока проявляется в воспитании гуманного отношения человека к животным, в осмыслении учащимися о взаимоотношениях человека и животных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения "Лучший друг человека"»

Внеклассное чтение в 3 г классе. Учитель: Устюгова Людмила Ивановна

Раздел

Животные в нашем доме

Тема

Внеклассное чтение «Лучший друг человека»

Цели

  1. Формирование навыков осознанного чтения, выразительного чтения и развития речи, тренировка в умении извлекать нужную информацию из текста, в умении определять главную мысль произведения,

  2. Воспитание гуманного отношения человека к животному миру; размышления и осмысление учащимися о взаимоотношениях людей с животными.

Задачи

  1. Познакомиться с научно-популярными статьями о жизни собак.

  2. Познакомиться с отрывком из рассказа «Багульник» Ю.Коринец

  3. Формировать навыки осознанного чтения

  4. Пополнить знания о домашних питомцах –собаках.

Планируемые результаты

Предметные

  • самостоятельно осознанно читать и понимать предложенные тексты;

  • самостоятельно формулировать основную мысль текста;

  • находить в текстах необходимый материал для осмысления прочитанного;

  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

Метапредметные

Личностные УУД:

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в тексте;

  • находить ответы на вопросы в тексте;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре; выполнять различные роли.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы


У учителя - мультимедиа-проектор, экран, компьютер, карточки для составления кластера «Собака», записи на доске, выставка рисунков «Наши домашние питомцы», выставка книг по теме урока,

У учащихся - индивидуальные комплекты «Материалы к уроку»

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах














































Конспект урока внеклассного чтения

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Оргмомент

-На нашем уроке будут присутствовать гости. Давайте их поприветствуем. - Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи себе и другим.

Мотивация на урок

Аудио запись «Лай собаки» - Что вы услышали? 

-Кто догадался, о ком пойдет речь на уроке?

Формулирование темы и задач урока

1.Формулировка темы урока.

- Верно, урок посвящен собакам. Название темы урока - «Лучший друг человека». Люди говорят «Собака друг человека». Так ли это?

2.Сравнение двух картинок (Картинки на слайде: собака злая и собака добрая)

-Какое противоречие появляется, рассматривая эти картинки?

-Верно. Появляется вопрос: «Собака друг человека или враг человека?»

- Найти ответ на этот вопрос помогут прочитанные произведения на уроке и дополнительно.

3. Постановка задач урока

-Что для этого нам необходимо сделать на уроке, продолжите фразы:

-Вспомнить … прочитанные произведения о собаках, информацию о собаках…

-Познакомиться …с новыми произведениями о собаках, узнать новые сведения о собаках…

Работа по теме урока.

Составление кластера «Собака»

Составление кластера «Собака» на доске (мячи с названиями подтем: «Происхождение собак», «Породы собак», «Поведение собак», «Профессии собак»)

-В ходе урока составим кластер о собаках. (Появляется на доске картинка «Собака»)

Происхождение собак.

-Эта собака любит играть с мячами…

Вот первый мяч «Происхождение собак»

Работа с научно-популярной статьей «О происхождении собак»


1.Работа с научно-популярной статьей «О происхождении собак»

- Что вы знаете о происхождении собак? (дети отвечают)

1.Чтение текста учащимися про себя.

До сих пор ученые не могут точно ответить на вопрос: "от кого произошли собаки?". Существуют различные мнения учёных. Но большинство из них придерживаются мнения, что сородичами собак являются волки (большая их часть 80% ), шакалы, койоты ( американские степные волки) и даже гиеновидные собаки. Ясно только одно- все сородичи собаки произошли от древнейшего общего предка, некой волко-собаки. А потом разделились на самых разнообразных волко-собачьих животных…

2.Работа по содержанию текста. – Выписать в таблицу ниже текста названия животных – сородичей собаки и общего прародителя..

3.Проверка работы

волки, шакалы, койоты, гиеновидные собаки и волко -собака)


Обобщение: - Именно поэтому собаки и бывают разных пород, и выглядят по-разному.

Выступления учащихся о породах собак

-Второй мяч у собаки «Породы собак». «Выставка собак»

-Сейчас ребята приглашают нас на выставку собак. Они поделятся интересной информацией о породах собак.

Маша Ш.: – Всех собак можно разделить на три больших группы: Служебные –помогают людям выполнять разную работу.

Семен.: Охотничьи – помогают на охоте.

Надя: -Декоративные – украшают нашу жизнь, так как эти собаки – очень красивые, забавно выглядят.

Маша Ш.- Наша собака- Альба. Это восточно- европейская овчарка. Мы с ней любим играть, гуляем вместе. Она очень умная. Альба хороший сторож.

Семен С.– У нас живет собака Бэсти. Это золотистый ретривер. Относится к группе охотничьих собак. Наша собака любит детей, общительна, игривая. Бэсти чемпионка, у нее много кубков, медалей, несколько разных титулов. Бэсти –наш член семьи.

Надя Д.– У нас живет немецкая овчарка.Мухтар.Относится к служебным собакам. Мухтар сообразительный, умный пес. Он очень ласковый, любит, когда его гладят. Он настоящий друг семьи.

Обобщение: -Все собаки разные, со своим характером и своими повадками.

Беседа по прочитанным произведениям

-Третий мяч у собаки «Поведение собак»

1.Беседа о собаках по прочитанным произведениям.

-В каких произведениях мы узнали о разном поведении собак? («Ханг и Чанг»Ю,Коринец; «Дымка и Антон» В.Драгунский)

-Расскажите какие это были собаки?

2.Работа в паре. Выбор «Нужных понятий»

- Выберите из предложенных понятий те, которые влияют на поведение собак, зачеркните лишние понятия:

- Воспитание, прогулки, условия проживания, порода собак, питание собак, хороший сон.

Физминутка

Мы глазами поколдуем Круг огромный нарисуем (дети «рисуют» глазами круг), Нарисуем мы окно («рисуют» окно), И большущее бревно («рисуют» бревно). Нарисуем лифта бег: Глазами вниз, глазами вверх! (опустить глаза вниз, поднять глаза вверх). Все зажмурились: раз-два! (крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд), Закружилась голова. Раз моргнули, два моргнули (поморгать глазами 3–5 секунд) — Вот мы с вами отдохнули!

Работа с отрывком из рассказа «Багульник»Ю. Яковлева

Верность и преданность собак.

Работа с отрывком из рассказа «Багульник» Ю. Яковлева

-Несмотря на разный характер, все собаки обладают одним общим качеством..

-Об этом мы узнаем, в отрывке из рассказа «Багульник» Ю. Яковлева.

Ю. Яковлев – советский писатель, сценарист мультфильмов (Умка), автор книг для детей. Одна из тем его произведений – дружба между человеком и животными.

  1. Чтение учащимися отрывка вслух по частям

  2. Беседа по содержанию

-Почему Коста кормит чужую собаку? (нет хозяина)

-Где ее хозяин?(погиб)

-Какой показана собака? (грустной, печальной, одинокой, потерянной…)

-Почему собака такая равнодушная ко всему, даже к еде? (она в ожидании хозяина…)

-Найдите в тексте и зачитайте описание собаки.

-О каком качестве характера собаки этот отрывок? (О верности, преданности)

- Дети определяли основную мысль прочитанного отрывка. Кто из них прав?

Вова – Собаке трудно жить без хозяина

Петя - Одиноким собакам надо помогать

Катя – Собака верно ждет своего хозяина

  1. **Словесное рисование

- Какой рисунок бы вы нарисовали к этому отрывку? Какие возьмете краски? Почему?

Беседа о преданности собак, о взаимоотношениях человека и собаки

1.Беседа о преданности собак

- Собаки – это самые искренние, самые верные и преданные животные. Подтверждением этого являются многие истории, которые стали сюжетами рассказов, фильмов…..Например: «Белый Бим, черное ухо», «Каштанка» на выставке

Приведите примеры произведений (фильмов) о собачей преданности.

2.Памятники собакам -Есть памятники преданным собакам в разных странах. Например: Памятник собачьей верности и преданности стоит на станции Сабуя, недалеко от японского города Токио. Он был поставлен в память о собаке Хатико…

-Можем ли мы сказать, что собака друг человека? (Да. Это верный друг)

Беседа о бездомных собаках

Беседа о бездомных собаках.

- Почему же Ю. Мориц в одном из своих стихотворений «Огромный собачий секрет» пишет так: «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей…»

- Почему в жизни мы иногда наблюдаем такие картины – агрессивные и злые собаки?...

- Когда собака опасна для человека?

- Что мы с вами можем сделать для того, чтобы такого не было?

- Как понимаете цитату из проиведения А. С.Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Работа с подборкой стихов «Собачьи профессии»


Еще один мяч «Профессии собак» - Собаки — удивительно умные животные, легко поддаются дрессировке. Люди научили собак выполнять десятки, сотни самых различных функций. Уже в течение нескольких веков собака – помощник человека. Работа со стихами «Собачьи профессии» 1.Самостоятельное чтение стихов. 2. Работа в группах. Выполнение задания. - В библиотеке решили сделать подборку стихов о собачьих профессиях. Помогите подобрать названия профессий к стихам. 3. Проверка работы. 4.Дополнительная информация: ***А)-Кроме перечисленных профессий – есть еще собаки – поводыри, которые помогают слепым людям. Б)–В годы войны неоценимую помощь оказывали собаки на фронте. ( На слайде) -В годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак разных пород. Хвостатые саперы разминировали более 30 крупных городов СССР и Европы. Собаки-санитары вывезли с поля боя примерно 500 000 тяжелораненых бойцов. «Собаки-диверсанты», кидались под вражеские танки, взрывая их. Сторожевые собаки работали в засадах. Собаки –доносчики доставляли важные сведения. Трудились псы не покладая лап…

Встреча с кинологом и собакой

Следующий мяч «Профессия –кинолог» -Кто занимается воспитанием, дрессировкой собак? Как называется эта профессия? ( КИНОЛОГ) 1.Чтение стихотворения наизусть. Я кинологом стать хочу —
Кино-логия мне по плечу!Решено: Буду кинологом —
От собак не оттащите волоком! … Вы кто: Археолог? Филолог? Геолог? —
Спросят меня и услышат в ответ:
— Я по профессии просто кинолог…
Другими словами, собаковед! 2.Встреча с кинологом и собакой.

Итог урока

-Ответьте на вопрос урока: - Собака друг человека или враг? (Да, друг. Но человек должен заботиться о своем друге) - Что нового узнали о собаках? - Какое произведение рассказало нам о верности собак? - Какие жанры произведений прочитали на уроке?

-В классе есть выставка книг. Советую их почитать.

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке: Нарисуйте мяч для собаки: - зеленого цвета – если с работой на уроке справлялся, все было понятно и интересно; - желтого цвета – если на уроке, с заданиями справлялся самостоятельно, но были допущены небольшие ошибки; - красного цвета – если на уроке не смог выполнить самостоятельно задания, было допущено много ошибок.

Д/З

  1. Прочитать любой рассказ по выбору (из предложенного списка) + на выбор: а) краткий пересказ б) отзыв

  2. Составить памятку «Как ухаживать за собакой»



2