Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
Цели:
Обучающиеся познакомятся с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Будут развивать связную речь, память, внимание.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат:
Предметные:
узнают о новом виде задач;
научатся решать задачи и оформлять решение задач;
решать примеры на сложение и вычитание на 2 и 3;
Метапредметные:
Регулятивные: будут использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; подводить по понятие “На … больше”, “На … меньше” , выделять существенные признаки.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
Личностные:
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Основные понятия “На … больше”, “На … меньше”
Межпредметные связи – чтение, окружающий мир
Ресурсы:
основные: рабочий лист, карточки.
дополнительные: Мультимедийный проектор
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах. индивидуальная.
Тип урока: формирование новых знаний.
ХОД УРОКА
СЛАЙД 1
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Подровнялись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- Ребята, сегодня к нам пришла гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь с ними.
- Молодцы! Развернулись. Тихонечко сели девочки, мальчики! Проверили посадку: стульчик, спинку, руки.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Тогда вы легко отгадаете мою загадку:
СЛАЙД 2
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится:
Грусть - тоска ее боится. (улыбка) ЩЕЛЧОК
- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры. Я желаю всем хорошего настроения.
- Я надеюсь на то, что урок будет интересным, познавательным. И мы вместе с вами проведем его с пользой для нас всех.
II. Подготовительный этап:
СЛАЙД 3
- Ребята, посмотрите на сегодняшнее число, назовите его. Что вы можете о нем сказать (оно двузначное, его соседи 14 и 16).
- Сколько получится, если сложить между собой числа, которые использованы для записи числа 15? ЩЕЛЧОК (6) ЩЕЛЧОК
- Пропишем это число – «Минутка чистописания».
- Сегодня мы будем работать на специальных листах - рабочих листах. Возьмите каждый свой лист и пропишите 6. СЛАЙД 4
- Молодцы! А где в жизни мы можем встретить число 15? (номер дома, номер страницы, в тетради и. т.д.) СЛАЙД 5
- А вы знали, что число 15 является суммой первых пяти последовательных чисел. СЛАЙД 6
- А еще пятиконечная звезда, как бы составлена из 15-ти отрезков. ЩЕЛЧОК
- Ребята, отгадайте о какой звезде идет речь: СЛАЙД 7
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая…(звезда) ЩЕЛЧОК
- А когда происходит восхождение этой звезды?
- Да, приближается самый долгожданный праздник – Новый год.
- Поднимите руку, кто любит этот праздник.
- А вы знаете, почему мы вешаем звезду именно на вершину ёлки? СЛАЙД 8
- На самом деле за звездой стоит целая история и причина, по которой она находится на вершине большинства новогодних елок. Рождественская звезда на елке символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую трех волхвов к божественному младенцу. Увидев Вифлеемскую звезду, они решают отправиться в Иерусалим, чтобы поклониться новорожденному Христу. Кроме того, согласно некоторым рождественским сказкам, звезда наверху ёлки помогает Деду Морозу найти дом и оставить подарки детям под елочкой!
- СЛАЙД 9 К нам сегодня пришли наши друзья, Аня и Ваня. Они тоже очень любят Новый год. И они собрались отпраздновать его с друзьями. Но вот беда, они не знают, как все организовать.
- А без чего может не состояться Новый год? (без ёлки, Деда Мороза, Снегурочки, боя курантов, гостей, украшенной комнаты, праздничного стола)
- Ребята, давайте составим список дел для Ани и Вани: СЛАЙД 10
(дети предполагают). Молодцы! Вот он список! ЩЕЛЧОК
- Молодцы! Давайте поможем Ане и Ване подготовить все к празднику.
- Итак, первым делом надо украсить комнату. Давайте повесим на окно…Отгадайте загадку:
Сияет яркими огнями
На стенах, окнах, за окном.
Ей елку щедро украшают.
Снаружи наряжают дом.
(Гирлянда) СЛАЙД 11
- Правильно! Посмотрите на нашу гирлянду на окне, чего-то на ней не хватает? (новогодних огоньков)
- Повесим шарики на гирлянду? (да)
Устный счет:
(я задаю вопросы, читаю выражения, дети на дают ответы. За каждый правильный ответ, на ёлке появляется шар с числом и буквой)
1. 10 уменьшить на 2? (8) - буква ч ЩЕЛЧОК
2. 5 увеличить на 2? (7) – буква а ЩЕЛЧОК
3. 2 увеличить на 2? (4) – буква д ЩЕЛЧОК
4. 5 увеличить на 4? (9) – буква а ЩЕЛЧОК
5. 5 уменьшить на 4? (1) – буква з ЩЕЛЧОК
6. 6 уменьшить на 3? (3) – буква а ЩЕЛЧОК
- Молодцы! Зажгли гирлянду. Итак, первый пункт мы выполнили. Отметим! СЛАЙД
III. Самоопределение деятельности
- А теперь попробуем узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Для этого возьмите карточки с таблицей, расставьте числа и в порядке возрастания. (показываю таблицу) А теперь соотнесите каждое число с буквой и посмотрите, какое слово у вас получилось
- Какое слово у вас получилось? (задача) – появляется слово на доске СЛАЙД 12- креплю слово на бумаге
- Ребята, поднимите руки те, у кого получилось выполнить данное задание. Молодцы!
- Но мы с вами уже изучали задачи. Значит, мы будем учиться чему-то новому.
- Что мы сейчас делали с числами? (увеличивали, уменьшали – слова на доске). Что значит увеличить? (прибавить, сделать больше). Что значит уменьшить? (вычесть, сделать меньше).
- Посмотрите на эти слова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(«Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»)
- Сегодня мы будем учиться решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
IV. Работа по теме урока СЛАЙД
- Аня и Ваня хотят позвать к себе гостей на елку, но они не знают, сколько всего гостей к ним придет. Поможем им решить эту задачу? (да)
- Для этого предлагаю вспомнить, чем задача отличается от рассказа?
- Послушайте внимательно:
На праздник Аня позвала 3 девочки, а Ваня пригласил на одного мальчика больше, чем девочек. Они будут водить хороводы вокруг ёлки.
- Это задача? (нет) Почему? (нет вопроса).
- Можно ли этот рассказ превратить в задачу? (да) Как? (добавить вопрос).
- Кто сможет превратить этот рассказ в задачу? СЛАЙД
На праздник Аня позвала 3 девочки, а Ваня пригласил на одного мальчика больше, чем девочек. Сколько мальчиков должно прийти на праздник?
- Из каких частей состоит задача? Поработайте в парах. Но для начала вспомним правила работы в парах. СЛАЙД
- У вас на столах лежат карточки, выберите нужные слова, которые относятся к теме «Части задачи», и расставьте их в правильном порядке. Кто выполнил, поднимите руку. (условие, вопрос, решение, ответ, текст, знак вопроса, пример)
- Какие слова лишние? ЩЕЛЧОК
- Какие компоненты задачи мы знаем? Слайд
- Поработаем с нашей задачей. СЛАЙД
- Есть в нашей задаче условие? (да). Назовите его! ЩЕЛЧОК
- Есть в задаче вопрос? (да). Назовите его! ЩЕЛЧОК
- Можем записать ее решение? (да). Как? (3+1=4 д.) Запишем. ЩЕЛЧОК
- Что нам осталось сделать? (записать ответ)
- Как будет звучать ответ? (4 друзей пришли на праздник).
- При помощи какого действия решили? (сложения)
- Эта задача на увеличение или на уменьшение? (увеличение)
Надпись: Задачи на увеличения числа (на доске)
- Молодцы!
- А кто мне сможет сказать, сколько всего друзей придет в гости к Ане и Ване? (7)
- Гостей пригласили. Отметим. СЛАЙД
V. Физминутка (музыкальная) СЛАЙД
IV. Работа по теме урока - продолжение
- Аня и Ваня стали накрывать на стол. Поставили праздничный пирог, и стали расставлять чашки. Но посмотрите что произошло. Составьте задачу по рисунку.
(Два рисунка: 1 – стол, на столе 7 чашек; 2 рисунок – 9 ребят)
- Сколько ребят на слайде? (9) Сколько чашек? (7)
- Что означают перечеркнутые чашки? Составьте задачу, чтобы узнать количество чашек.
Задача: На празднике было 9 ребят, а чашек на столе на две меньше. Сколько чашек на столе? СЛАЙД
-Есть в нашей задаче условие? (да). Назовите его!
-Есть в задаче вопрос? (да). Назовите его!
- Можем записать ее решение? (да). Как? (9-2=7 ч.) ЩЕЛЧОК
- Что нам осталось сделать? (записать ответ)
- Как будет звучать ответ? (7 чашек на столе).
- При помощи какого действия решили? (вычитания)
- Эта задача на увеличение или на уменьшение? (уменьшения)
Надпись: Задачи на уменьшение числа (на доске)
- А что нужно сделать, чтобы ребят и чашек стало поровну?
- На стол накрыли – плюс еще один пункт выполнен. Отметим СЛАЙД
- Молодцы!
- Назовите мне два вида задач, с которыми мы сегодня познакомились? (Задачи на увеличение (уменьшение) числа).
VI. Закрепление изученного материала.
- Молодцы! Мы с вами смогли нарядить комнату, накрыть на стол, встретить гостей. Но нам не хватает самых главных героев данного торжества. Отгадайте загадку:
Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка ... (Мороз)
Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка… (Снегурочка)СЛАЙД
- Ребята, Дед мороз и Снегурочка приготовили для вас задания. Но прежде проговорим еще раз: Если чего-то становится больше, то какое действие мы выполняем? (сложение) Если меньше? (вычитание). Выполним задачи устно.
- Ребята, Дед мороз и Снегурочка принесли нам задачи. Решим первую задачу.
Под первой елкой лежало 8 подарков. А под второй на 2 подарка меньше. Сколько подарков под второй елкой?СЛАЙД
Разбор:
- что известно?
- как узнать? ЩЕЛЧОК
Под первой елкой лежало 7 подарков. А под второй на 2 подарка больше. Сколько подарков под второй елкой? ЩЕЛЧОК
Разбор:
- что известно?
- как узнать? ЩЕЛЧОК.
- Молодцы!
- Ребята, сколько подарков оказалось под второй елкой в задаче 1 варианта? (4) Запишем. 2 варианта? (8) Запишем через клеточку. Сравним эти числа. (4 меньше 8) Молодцы! ЩЕЛЧОК
СЛАЙД - Дед Мороз и Снегурочка с ребятами, подарки под елкой – еще два пункта из списка выполнили. Молодцы!
VII. Итог урока
- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.
- Вспомните тему нашего урока, чему мы учились на уроке.
- А теперь подведем итог, посмотрите на слайд, сформулируйте по теме урока: СЛАЙД
«Я сегодня узнал……»
«У меня получалось…»
«Было трудно…»
«Было интересно…»
- У всех все получалось? Что еще нужно сделать, чтобы не было ошибок?
VIII. Рефлексия
- Ребята, одно мы с вами не сделали… Не нарядили нашу ёлочку. У вас на столах лежат по два шарика: один - яркий, красивый, а второй – серый. Если у вас все получилось и у вас хорошее настроение, то возьмите яркий шарик, если ничего не получилось и настроение плохое – серый. Подойдите к доске и прикрепите его на елочку, а после вернитесь на свои места. СЛАЙД
- Ребята, а наша елочка еще ни разу не радовала нас своими огоньками. Давайте зажжем ее! Скажем все вместе: «Раз-два-три, ёлочка, гори!» (зажигаю елку)
- Молодцы! Вы все сегодня на славу потрудились! СЛАЙД