СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Закон Ома"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Закон Ома"»

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД № 15»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

ул.Баррикадная, д. 59, г. Симферополь, 295024

тел. (0652) 44-28-40 uvksсhkool15@yandex.ru


















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ

В 8 КЛАССЕ

«ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ»













подготовила

учитель физики

Гладких Виктория Павловна







г. Симферополь
2021


Конспект урока по физике в 8 классе "ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ"

 

Цели урока: исследовать зависимость силы тока протекающей через проводник от напряжения на данном участке цепи и сопротивления проводника.

 Задачи:

Образовательная:

формировать представление о зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и его сопротивления; механизме протекающих при этом процессов в проводнике под действием сил электрического поля.

Развивающая:

развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная:

развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул; показать роль физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.

 

Формы работы учащихся:   индивидуальная, фронтальная, работа в  группах.

 

Оборудование:  амперметр и вольтметр, источник тока В-24, резистор, ключ, соединительные провода.

Структура урока:

І. Организационный момент:

  • -приветствие;

  • -определение отсутствующих;

  • -проверка степени готовности учащихся к уроку;

ІІ. Основная часть:

  • Актуализация опорных знаний (выполнение творческих заданий)

  • Выполнение тестового задания

  • Минутка отдыха « Восприятие»

  • Выполнение практического исследовательского задания в группах

  • Вывод закон Ома для участка цепи.

  • Закрепление знаний, умений, навыков. (решение устных задач)

 

ІІІ. Заключительный этап:

  • Домашнее задание.

  • Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

  • Рефлексия 

 

Ход урока.

1) Актуализация опорных знаний -10 мин. 

  1. Что называется электрическим током?(Упорядоченное направленное движение заряженных частиц.)

  1. Что необходимо, чтобы в цепи существовал электрический ток? (Источник тока, проводники, потребитель тока, и все эти элементы должны быть замкнуты.)

3) Работа со схемами.

А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей. Перед вами две эл. цепи, схемы которых представлены на доске.

  

 

1. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1)( Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества.)

Учитель. А чем проводники отличаются от непроводников или изоляторов? (Проводники – такие тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. А в изоляторах такие переходы невозможны, и лампа загорается.)

Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, устранив разрыв, демонстрирует правильный ответ. Лампа загорается.

2. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток. Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит.

 

Выполнение теста по выбору: ( см приложение Тест)

После выполнения теста учащимися в тетради, они вписывают соответственно шкале оценку в оценочный лист в графу «Выполнение теста»

МИНУТКА ОТДЫХА

Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня  давайте взглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

  1. Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.

  2. Переплетите пальцы рук.

  3. Посмотрите какой палец  левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»

  4. Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?

  5. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мышления.

Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?

Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

Изучение нового материала

Перед вами портреты трёх ученых физиков. Один из них закрыт. Вы по двум другим должны отгадать, чей же этот портрет. Именно о нем, о его труде и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Но в этой загадке есть небольшая неточность.

 

Найдите её.(Ом = Вольта: Ампер.) 

Открываю портрет Ома. Именно он и откроет нам тайну в мир электрических явлений. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Закон Ома для участка цепи”. Вы наверное обратили внимание, что портреты ученых соответствуют единицам измерения физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления. Вот мы и должны выяснить с вами, а как же связаны между собой эти величины, какое практическое значение имеет закон Ома. Но сначала давайте узнаем, а как же Ом открыл свой закон?

 

Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными. Сначала рассмотрим как зависит сила тока от сопротивления. Перед вами собрана электрическая цепь, в которую включены приборы (я показываю им прибор, а они мне называют его). Напряжение на концах проводника всегда поддерживается постоянным. Для этого следим за показанием вольтметра. (Демонстрирую опыт, показания приборов фиксирую в таблице). Ребята, обратите внимание на значения величин, изображенных в таблице.

УЧАЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ В ГРУППАХ ( на группы учащиеся делятся по цвету карточек)

Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)

Для этого создадим четыре  группы, которые займутся исследованием, а потом расскажут нам о полученных результатах. Вспоминаем правила техники безопасности при сборке электрической цепи

Работа в группах   (каждая группа получает задание)

Обсуждение результатов. (Представители групп рассказывают, что делали и какие результаты получили;)

-Назовите из каких элементов состояли электрические цепи? Для чего они необходимы? (источник тока - для создания и поддержания электрического поля в цепи, амперметр -для измерения силы тока в проводнике, вольтметр - для измерения напряжения на концах проводника, резистор -обеспечивает заданное электрическое сопротивление цепи, ключ -для замыкания и размыкания цепи)

- Сравниваем полученные выводы у групп №1 и  №3;  №2 и №4. Значения величин были разные, а выводы получились одинаковые.

 

Выводы:

  1. При постоянном сопротивлении участка цепи сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, т.е. сила тока увеличивается во столько же раз, как и напряжение

  2. При постоянном напряжении на концах проводника сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению, т.е. сила тока увеличивается во столько же раз, во сколько раз уменьшается сопротивление.

Мы имеем с вами       R=сonst     

                                      U=const     

- Получите формулу, выражающую зависимость между тремя величинами.

(                Чтобы заменить знак  на  ,нужно поставить коэффициент пропорциональности, значение которого зависит от выбора единиц входящих в формулу. В системе СИ k=1)

- Зависимость между этими тремя величинами получила название «закон Ома для участка цепи», т.к. именно Георгу Ому в 1827 году впервые удалось экспериментально установить зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.

- Сформулируйте  закон Ома для участка цепи.   ( Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению)

Рефлексия учебной деятельности.

Подводим итоги урока. Собираем карты урока, в которых дети отмечали результаты работы на уроке.

Учитель предлагает продолжить предложение:

  • я узнал…..

  • я научился….

  • теперь я могу….

  • мне понравилось…

Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения, которое я сочинил для вас:

Ом Георг зовут меня
Я физик без сомнения
Я открыл закон, друзья,
Всемирного значения.
Если хочешь на участке
Напряженье знать,
Должен силу тока ты
Умело измерять.
Если ток в нем возрастает
То тотчас без сомнения,
Вверх пойдет расти, друзья,
Тоже напряжение.
Ну а если сила тока
Начинает падать вниз
Это значит, что сопротивленье
Показало свой каприз.
Если сила стала меньше
То сопротивленье вдруг
Резко буде повышаться
Ты запомни это, друг.

Домашнее задание: читать  § 38,39 заполнить карточки в тетрадях, выучить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!