РЕСПУБЛИКА КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД № 15» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ |
ул.Баррикадная, д. 59, г. Симферополь, 295024 тел. (0652) 44-28-40 uvksсhkool15@yandex.ru |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ
В 8 КЛАССЕ
«ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ»
подготовила
учитель физики
Гладких Виктория Павловна
г. Симферополь
2021
Конспект урока по физике в 8 классе "ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ"
Цели урока: исследовать зависимость силы тока протекающей через проводник от напряжения на данном участке цепи и сопротивления проводника.
Задачи:
Образовательная: | формировать представление о зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и его сопротивления; механизме протекающих при этом процессов в проводнике под действием сил электрического поля. |
Развивающая: | развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач. |
Воспитательная: | развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул; показать роль физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений. |
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Оборудование: амперметр и вольтметр, источник тока В-24, резистор, ключ, соединительные провода.
Структура урока:
І. Организационный момент:
-приветствие;
-определение отсутствующих;
-проверка степени готовности учащихся к уроку;
ІІ. Основная часть:
Актуализация опорных знаний (выполнение творческих заданий)
Выполнение тестового задания
Минутка отдыха « Восприятие»
Выполнение практического исследовательского задания в группах
Вывод закон Ома для участка цепи.
Закрепление знаний, умений, навыков. (решение устных задач)
ІІІ. Заключительный этап:
Домашнее задание.
Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
Рефлексия
Ход урока.
1) Актуализация опорных знаний -10 мин.
Что называется электрическим током?(Упорядоченное направленное движение заряженных частиц.)
Что необходимо, чтобы в цепи существовал электрический ток? (Источник тока, проводники, потребитель тока, и все эти элементы должны быть замкнуты.)
3) Работа со схемами.
А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей. Перед вами две эл. цепи, схемы которых представлены на доске.
1. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1)( Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества.)
Учитель. А чем проводники отличаются от непроводников или изоляторов? (Проводники – такие тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. А в изоляторах такие переходы невозможны, и лампа загорается.)
Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, устранив разрыв, демонстрирует правильный ответ. Лампа загорается.
2. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток. Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит.
Выполнение теста по выбору: ( см приложение Тест)
После выполнения теста учащимися в тетради, они вписывают соответственно шкале оценку в оценочный лист в графу «Выполнение теста»
МИНУТКА ОТДЫХА
Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте взглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
Переплетите пальцы рук.
Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»
Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?
Поаплодируйте. Какая рука сверху?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мышления.
Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?
Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.
Изучение нового материала
Перед вами портреты трёх ученых физиков. Один из них закрыт. Вы по двум другим должны отгадать, чей же этот портрет. Именно о нем, о его труде и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Но в этой загадке есть небольшая неточность.
Найдите её.(Ом = Вольта: Ампер.)
Открываю портрет Ома. Именно он и откроет нам тайну в мир электрических явлений. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Закон Ома для участка цепи”. Вы наверное обратили внимание, что портреты ученых соответствуют единицам измерения физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления. Вот мы и должны выяснить с вами, а как же связаны между собой эти величины, какое практическое значение имеет закон Ома. Но сначала давайте узнаем, а как же Ом открыл свой закон?
Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными. Сначала рассмотрим как зависит сила тока от сопротивления. Перед вами собрана электрическая цепь, в которую включены приборы (я показываю им прибор, а они мне называют его). Напряжение на концах проводника всегда поддерживается постоянным. Для этого следим за показанием вольтметра. (Демонстрирую опыт, показания приборов фиксирую в таблице). Ребята, обратите внимание на значения величин, изображенных в таблице.
УЧАЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ В ГРУППАХ ( на группы учащиеся делятся по цвету карточек)
Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)
Для этого создадим четыре группы, которые займутся исследованием, а потом расскажут нам о полученных результатах. Вспоминаем правила техники безопасности при сборке электрической цепи
Работа в группах (каждая группа получает задание)
Обсуждение результатов. (Представители групп рассказывают, что делали и какие результаты получили;)
-Назовите из каких элементов состояли электрические цепи? Для чего они необходимы? (источник тока - для создания и поддержания электрического поля в цепи, амперметр -для измерения силы тока в проводнике, вольтметр - для измерения напряжения на концах проводника, резистор -обеспечивает заданное электрическое сопротивление цепи, ключ -для замыкания и размыкания цепи)
- Сравниваем полученные выводы у групп №1 и №3; №2 и №4. Значения величин были разные, а выводы получились одинаковые.
Выводы:
При постоянном сопротивлении участка цепи сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, т.е. сила тока увеличивается во столько же раз, как и напряжение
При постоянном напряжении на концах проводника сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению, т.е. сила тока увеличивается во столько же раз, во сколько раз уменьшается сопротивление.
Мы имеем с вами R=сonst
U=const
- Получите формулу, выражающую зависимость между тремя величинами.
( Чтобы заменить знак на ,нужно поставить коэффициент пропорциональности, значение которого зависит от выбора единиц входящих в формулу. В системе СИ k=1)
- Зависимость между этими тремя величинами получила название «закон Ома для участка цепи», т.к. именно Георгу Ому в 1827 году впервые удалось экспериментально установить зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.
- Сформулируйте закон Ома для участка цепи. ( Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению)
Рефлексия учебной деятельности.
Подводим итоги урока. Собираем карты урока, в которых дети отмечали результаты работы на уроке.
Учитель предлагает продолжить предложение:
я узнал…..
я научился….
теперь я могу….
мне понравилось…
Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения, которое я сочинил для вас:
Ом Георг зовут меня
Я физик без сомнения
Я открыл закон, друзья,
Всемирного значения.
Если хочешь на участке
Напряженье знать,
Должен силу тока ты
Умело измерять.
Если ток в нем возрастает
То тотчас без сомнения,
Вверх пойдет расти, друзья,
Тоже напряжение.
Ну а если сила тока
Начинает падать вниз
Это значит, что сопротивленье
Показало свой каприз.
Если сила стала меньше
То сопротивленье вдруг
Резко буде повышаться
Ты запомни это, друг.
Домашнее задание: читать § 38,39 заполнить карточки в тетрадях, выучить