СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Живые организмы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Живые организмы»»

Тема: «Живые организмы»

Цель: Ознакомление с основными свойствами живого организма; изучение отличительных признаков живых организмов от тел неживой природы; воспитание бережного отношения к природе; выявление и обоснование важнейших свойств живых организмов; развитие умений ориентироваться в предлагаемой учебной информации и выделять главное.

Задачи:

Образовательные:

– сформировать представление о биологии как о науке;

– ознакомить учащихся с основными признаками живого организма;

– научить отличать живое от неживого;

– ознакомить учащихся со свойствами живых организмов.

Воспитательные:

– развивать интерес к биологическим знаниям;

– воспитывать аккуратность при оформлении работ, ведении тетради;

– воспитывать культуру речи при устных ответах;

– воспитывать уважение ко всем участникам образовательного процесса.

Развивающие:

– развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;

– формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач;

– развивать память и логическое мышление;

– развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока (вид урока): формирование новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

Что изучает предмет «биология»? (Природу).

Что такое явление?

На какие группы разделяют явления природы?

Приведите примеры физических и биологических явлений.

Что изучает биология?

Какую роль играет биология в жизни человека?

Как вы думаете, в каких профессиях нужны знания биологии?

Что такое живая природа? (Из курса «Человек и мир» — животные, растения и др.).

Что такое неживая природа? (Планеты, звезды, воздух, земдя и др.)

Давайте подумаем, живые и неживые объекты природы, есть ли что-то схожего и различного между ними? Исходя из этого, какова цель нашего урока? (Необходимо выяснить черты, свойственные для всех живых организмов, найти различия между живыми объектами и телами неживой природы).

Объявление темы урока.

3. Изучение нового материала:

Рассмотрим два рисунка.

1. Назовите объекты, изображенные на картинках. (Камень и еж).

2. Какой из этих объектов является объектом живой природы, а какой объектом неживой? (Камень — неживое тело, еж — живой объект).

3. Давайте назовем те черты, по которым мы определили, что еж — живой объект. (Он двигается, дышит, кушает, пьет, спит и т.д., значит, ежу свойственно питание, дыхание).

В процессе жизни в организме ежа накапливаются вредные и даже ядовитые вещества — это называется выделением.

4. Как вы думаете, камень может расти? А еж? Благодаря каким процессам ёж растет? (Еж кушает, потребляет питательные вещества, следовательно, он растет, увеличивается в размере). Значит, ежу свойственен рост. В процессе роста маленькие ежата меняют свои мягкие иголки на острые и колючие, они растут и начинают активно искать себе пищу. Следовательно, ежи не только растут, но и развиваются. Что происходит с камнем, который лежит у дороги? (Такое не происходит).

5. Будет ли реагировать камень на наше прикосновение? (Нет).

6. Что произойдет, если мы коснемся ежа? (Свернется в клубочек). Значит, еж обладает раздражимостью.

— Когда еж вырастает, у него появляются ежата. Как вы думаете, как это явление называется? (Воспроизведение себе подобных или размножение).

Обладает ли таким свойством камень? Почему? (Неживое тело).

Самостоятельная работа с учебником

Откройте с. 10, найдите последний абзац и прочитайте. Обсудите с соседом по парте, что нового узнали. На все вам отводится 5 минут. — Ответьте на вопрос: Каким еще свойством обладает живой организм? (Имеет клеточное строение, в состав клеток входят органические и неорганические вещества). — Назовите, что относится к органическим веществам (белки, жиры, углеводы), неорганическим веществам, поступающим в клетку (вода, минеральные соли и др.).

4.Закрепление

Составление кластера по теме. Учащиеся работают над составлением «Кластера». Фронтальная работа. Обсуждение с учителем. Запись схемы на доске (мультиборде) учителем или учащимися, которые выходят к доске по очереди.

Учащиеся рисуют схему в тетради.

Ответы на вопросы:

1. Перечислите признаки, характерные для живых организмов.

2. Рассмотрите рисунки. Какие явления на них отображены? Какое значение они имеют в жизни организмов?

3. Животные реагируют на тепло, холод, звуковые раздражители. Приведите примеры и опишите реакцию животных в каждом конкретном случае.

5. Информация о домашнем задании

Домашний задание: параграф 1

Творческое задание (по выбору): подготовить фоторепортаж «Признаки живых организмов»; составить вопросы-задания по теме: «Признаки живых организмов».

6.Итоги урока. Рефлексия

Заполните бланк телеграммы, ответив на следующие вопросы. В тексте телеграммы должно быть не менее 10 слов.

Что вы думаете о прошедшем занятии?

Что было для вас важным?

Чему вы научились?

Что осталось неясным?