Тема: «Живые организмы»
Цель: Ознакомление с основными свойствами живого организма; изучение отличительных признаков живых организмов от тел неживой природы; воспитание бережного отношения к природе; выявление и обоснование важнейших свойств живых организмов; развитие умений ориентироваться в предлагаемой учебной информации и выделять главное.
Задачи:
Образовательные:
– сформировать представление о биологии как о науке;
– ознакомить учащихся с основными признаками живого организма;
– научить отличать живое от неживого;
– ознакомить учащихся со свойствами живых организмов.
Воспитательные:
– развивать интерес к биологическим знаниям;
– воспитывать аккуратность при оформлении работ, ведении тетради;
– воспитывать культуру речи при устных ответах;
– воспитывать уважение ко всем участникам образовательного процесса.
Развивающие:
– развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
– формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач;
– развивать память и логическое мышление;
– развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока (вид урока): формирование новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
Что изучает предмет «биология»? (Природу).
Что такое явление?
На какие группы разделяют явления природы?
Приведите примеры физических и биологических явлений.
Что изучает биология?
Какую роль играет биология в жизни человека?
Как вы думаете, в каких профессиях нужны знания биологии?
Что такое живая природа? (Из курса «Человек и мир» — животные, растения и др.).
Что такое неживая природа? (Планеты, звезды, воздух, земдя и др.)
Давайте подумаем, живые и неживые объекты природы, есть ли что-то схожего и различного между ними? Исходя из этого, какова цель нашего урока? (Необходимо выяснить черты, свойственные для всех живых организмов, найти различия между живыми объектами и телами неживой природы).
Объявление темы урока.
3. Изучение нового материала:
Рассмотрим два рисунка.
1. Назовите объекты, изображенные на картинках. (Камень и еж).
2. Какой из этих объектов является объектом живой природы, а какой объектом неживой? (Камень — неживое тело, еж — живой объект).
3. Давайте назовем те черты, по которым мы определили, что еж — живой объект. (Он двигается, дышит, кушает, пьет, спит и т.д., значит, ежу свойственно питание, дыхание).
В процессе жизни в организме ежа накапливаются вредные и даже ядовитые вещества — это называется выделением.
4. Как вы думаете, камень может расти? А еж? Благодаря каким процессам ёж растет? (Еж кушает, потребляет питательные вещества, следовательно, он растет, увеличивается в размере). Значит, ежу свойственен рост. В процессе роста маленькие ежата меняют свои мягкие иголки на острые и колючие, они растут и начинают активно искать себе пищу. Следовательно, ежи не только растут, но и развиваются. Что происходит с камнем, который лежит у дороги? (Такое не происходит).
5. Будет ли реагировать камень на наше прикосновение? (Нет).
6. Что произойдет, если мы коснемся ежа? (Свернется в клубочек). Значит, еж обладает раздражимостью.
— Когда еж вырастает, у него появляются ежата. Как вы думаете, как это явление называется? (Воспроизведение себе подобных или размножение).
Обладает ли таким свойством камень? Почему? (Неживое тело).
Самостоятельная работа с учебником
Откройте с. 10, найдите последний абзац и прочитайте. Обсудите с соседом по парте, что нового узнали. На все вам отводится 5 минут. — Ответьте на вопрос: Каким еще свойством обладает живой организм? (Имеет клеточное строение, в состав клеток входят органические и неорганические вещества). — Назовите, что относится к органическим веществам (белки, жиры, углеводы), неорганическим веществам, поступающим в клетку (вода, минеральные соли и др.).
4.Закрепление
Составление кластера по теме. Учащиеся работают над составлением «Кластера». Фронтальная работа. Обсуждение с учителем. Запись схемы на доске (мультиборде) учителем или учащимися, которые выходят к доске по очереди.
Учащиеся рисуют схему в тетради.
Ответы на вопросы:
1. Перечислите признаки, характерные для живых организмов.
2. Рассмотрите рисунки. Какие явления на них отображены? Какое значение они имеют в жизни организмов?
3. Животные реагируют на тепло, холод, звуковые раздражители. Приведите примеры и опишите реакцию животных в каждом конкретном случае.
5. Информация о домашнем задании
Домашний задание: параграф 1
Творческое задание (по выбору): подготовить фоторепортаж «Признаки живых организмов»; составить вопросы-задания по теме: «Признаки живых организмов».
6.Итоги урока. Рефлексия
Заполните бланк телеграммы, ответив на следующие вопросы. В тексте телеграммы должно быть не менее 10 слов.
Что вы думаете о прошедшем занятии?
Что было для вас важным?
Чему вы научились?
Что осталось неясным?