3. Проблемное объяснение нового знания | Мы с вами изучили животный и растительный мир материков. А, сейчас, с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока 1. По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. (Медуза) 2. Он плавает на дне глубоком, А иногда — у берегов. Он своим могучим током Разгоняет тьму врагов. (Скат) 3.Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы, Остерегайтесь встреч с… (Акулой) 4. Подставляя людям спины В море нас спасут… (Дельфины) -Где же живут эти организмы? -Как вы думайте, в одинаковых ли условиях они живут? -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. -Исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока (уточняется цель). Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по морю. - На чём мы отправимся в морское путешествие? - Да, верно, но не просто на корабле, а на научно-исследовательском судне. - Кто знает, для чего оно предназначено? - Верно, чтобы изучать природу морей и океанов. - Свои наблюдения мы оформим в виде таблицы, Зона моря | Особенности | Обитатели | Обита тели | А для того, что бы отправиться в путешествие, нам необходимо узнать о некоторых особенностях моря. Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? -Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на которых живут живые организмы, называются сообществами. - Давайте вспомним, что называется природным сообществом? Сколько же сообществ (этажей) в этом доме? Откройте учебник стр. 99-103, у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их. - Сколько этажей. -Запишите их в своих рабочих картах. (Приложение 1) - А чтобы нам не ошибиться в своих записях, мы будем обращаться к нашим помощникам. - К каким? - Итак, наш корабль отходит от причала. - Какую зону мы проплываем сейчас? - Какие организмы вы видите на небольшой глубине? (на слайде изображены обитатели мелководья) - Отметьте их в своих дневниках. - Чтобы вам было быстро и удобно работать, мы разделимся на пары. - Как вы думаете, есть ли какие-то особенности проживания в этой зоне? -Что бы ответить на этот вопрос правильно, обратитесь к учебнику на стр. 100. По ходу чтения, вам необходимо делать записи в таблице. - Зона мелководья скоро закончится, какая пара может нам описать эту зону по своим? ФИЗМИНУТКА От зелёного причала Оттолкнулся пароход. Он шагнул назад, вперёд, А потом шагнул вперёд И поплыл, поплыл по речке. Набирая полный ход. - Плывём дальше. Наш корабль вышел в открытое море. Какую зону мы наблюдаем? Сообщество открытой воды, отличается тем, что в ней организмам негде спрятаться и здесь мы познакомимся с двумя очень отличающимися группами сообществ, которые по разному приспособились жить в данной зоне. И сейчас нам предстоит о них узнать и заполнить схему, но сначала попробуем ответить на вопрос - Кто нас первым встретит в открытом море? -Кажется, что так и есть, но на самом деле, первыми нас встретят загадочные организмы. Сейчас мы с вами попробуем узнать тайну океана Попробуйте отгадать загадку: «Они в морях и океанах повсюду, они нас видят а мы их нет, без них невозможно существование рыб, китов и других обитателей морей и океанов», а ответ на эту загадку вы можете найти прочитав отрывок текста из энциклопедии, который лежит у вас на парте. Как называются эти организмы? - Верно, это – планктон, отметьте эту группу организмов в схеме. -Попробуйте догадаться, каких еще животных мы встретим, продолжая путешествие? -Как вы думайте, что объединяет эти организмы? Отметьте в схеме. - Мы познакомились еще с одной зоной моря, узнали, какие живые организмы ее населяют, как вы считайте всё ли можно увидеть, находясь на поверхности воды? - Что нам придётся сделать, чтобы лучше узнать жизнь морских обитателей? - А с помощью чего мы сможем спуститься под воду? -А что такое батискаф? ( подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах.) -Начинаем погружение, и попадаем в следующую зону, как она называется? Что бы лучше познакомиться с особенностями и обитателями данной зоны, предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма. - Посмотрите внимательно фильм и отметьте , какие условия в зоне глубоководья? Какие животные там обитают? - Какая пара нам готова дать пояснения по глубоководном сообществе? | Отвечают на загадки Это обитатели морей и океанов Нет, в разных формулируют тему «Жизнь организмов в морях и океанах.». Формулируют цель: -узнать об обитателях морей и океанов, условиях их жизни. На корабле Для изучения природы морей и океанов соленая вода Отвечают- природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы Сообщество мелководий, сообщество открытой воды, глубоководное сообщество три Учебник, энциклопедии Зону мелководья Водоросли, мидии, рак - отшельник Работают в парах Высказывают мнение Отвечают Открытой воды Дельфины, рыбы, киты…. Планктон Акул, рыб, дельфинов Способны быстро плавать нет Спуститься под воду С помощью батискафа Глубоководная зона Смотрят фильм, заполняют таблицу Отвечают | Коммуникативные - сотрудничество в поиске информации -использование грамотной монологической речи
Регулятивные – планирование, прогнозирование
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. |
4.Закрепление. | -Какие сообщества мы с вами посетили? - Правильно, мы посетили разные сообщества океанов и морей, познакомились с разными обитателями. Так почему же все морские организмы не проживают на одном этаже – в одной зоне моря? Мы с вами изучили сообщества морей и океанов, а теперь предлагаю проверить полученные знания. - На доске изображено море, сейчас мы с вами постараемся заполнить этот огромный дом и расселим организмы в соответствии с их местообитанием. Для этого вы поработайте группами и выберите из предложенных животных, обитателей мелководий, открытой воды, глубоководной зоны, а представитель группы с помощью магнитов разместит их на доске. Обратите внимание на то, что у вас на столах есть животные, про которых мы не говорили на сегодняшнем уроке, но попробуйте догадаться по их особенностям строения, в какой зоне они обитают, к какому сообществу относятся. -Вы хорошо справились с заданием, но давайте еще проверим ваши знания, а для этого, мы попробуем помочь знаменитому исследователю. -Нам пришло письмо от Жака Ива Кусто, а кто знает, что изучал капитан Кусто. Капитан Кусто занимался исследованием океана, разработал и испытал первый прототип акваланга, стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему. -Давайте прочитаем письмо. Ребята прочитайте мой рассказ, и используя ваши знания проверьте, не допустил ли я ошибок. Сегодня я путешествовал по морю на корабле и видел много интересного. На мелководье весело плескались дельфины, скат прятался у самого дна, поджидая добычу. В толще воды я видел много свободноплавающих организмов: акул, тунцов. Особенно разнообразен животный мир на глубине моря, там светло и обитает много планктона. Давайте поможем исправить ошибки в рассказе Капитана Кусто. - Вот и пришла пора возвращаться. Любое путешествие когда-нибудь заканчивается. | Перечисляют изученные сообщества. Разные организмы приспособились по-разному Выполняют задание, размещают животных. | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. |