СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Значение глагола в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Значение глагола в речи"»

Конспект урока: « Глагол.

Значение глагола в речи».


Задачи: 1. Образовательные:

                -  развивать знания учащихся о глаголе;

                2. Коррекционные:

- развивать устную речь, память, произвольное внимание учащихся, добиваясь составления связного высказывания;

3. Воспитательные:

                 - воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интересы и любовь к  родному языку;


Ход урока

     1. Организационный момент.

- Добрый день,  уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка.  Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие.

  Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором вы будете путешествовать. Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако принесет вас в такое место, где выбудете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно.


2. Проверка домашнего задания.

- Все справились с домашним заданием?

- Какие возникли трудности при выполнении?

- И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия», которыми будут ваши рабочие тетради.

   Откройте «Дневник путешествия», запишите число,  классную работу.


3. Словарный диктант. (Слайд 2).

- Свое путешествие, начнем со словарной работы.

«Скажи одним словом».


Звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. Гроза.

Вода в твердом состоянии. Лед.

Глыба льда, плавающая в океане. Айсберг.

Видимая граница между небом и землей. Горизонт.

Теплая погода при наступлении весны, вызывающая таяние снега. Оттепель.

Опадание листьев у деревьев, кустарников. Листопад.

- Назовите первую букву в каждом слове. Какое слово получилось? (глагол)

4. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 3).

Интересная часть речи 
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … глагол.

- А что такое глагол? (слайд)


- Сегодня мы будем говорить не просто о глаголе, а именно о роли глагола в речи.

Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500.

- Глаголы любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Стоит спросить «что делать?», «что делают?», «что будут делать?» - глаголы тут как тут. (слайд)

Глагол является основой языка. 
Найти верный глагол для фразы – 
значит дать движение фразе.

Л.Н. Толстой

5. Работа по теме урока.

- Ребята, давайте убедимся, что глагол важная часть речи в русском языке.

- Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова « Парус» без глаголов.

- Какой вывод можно сделать? (смысл не понятен)

- Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия. 


а) Глаголы    движения

- Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы    движения.

Эти глаголы заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.

1. Отгадайте загадки

1) Не зверь, и не птица,

  Всего боится.

 Наловит мух –

 И в воду – плюх!

                                          (Лягушка)  




2) Маленький мальчишка в сером армячишке.

По дворам шныряет

Крохи собирает.               (Воробей)


3) Заворчал живой замок,

 Лёг у двери поперёк,

 Две медали на груди.

 Лучше в дом не заходи           (Собака)


- Запомните написание этих слов.

 - Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

- Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т. е. «оживим» эти предметы.  Составим предложение.

Например:  Воробей скачет по асфальту.

Запишем это предложение и разберём его по членам предложения.

- Чем является глагол в предложении? (сказуемым)

- Вспомнили, что глагол в предложении бывает сказуемым.


Физкультминутка

 

Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите,

Потянитесь, распрямитесь,

Поморгайте, улыбнитесь.

Быть хорошими старайтесь

И за дело принимайтесь.


- Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.

- Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы движения? (Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета).



б)Глаголы  речи 

- Следующее облако – глаголы  речи. (слайд)

Говорить

Шепнуть

Закричать

Сообщить

Возразить

Стирать  

- Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?

Давайте запишем их.






в). Глаголы  труда


 - Следующее облако – глаголы  труда. 


 -Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?» (работа по карточкам)

  Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены  предметы. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняются  с помощью этих предметов.   Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждому предмету мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика.

  - Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда? (Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета).


г). Глаголы звучания


 Следующее облако – глаголы звучания.

Рабочая тетрадь: с.23.у.61

 - Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.


д). Глаголы цвета


Следующее облачко – глаголы цвета 

  Прозрачный лес один чернеет,

 И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.

 - Глаголы цвета найти и написать.

 - Для чего в речи мы используем глаголы цвета?( Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет).


е) Глаголы чувства


Следующее облако – глаголы чувства

 

- Какие бывают чувства?

- О чем могут рассказать чувства? (Эти глаголы помогают передать чувства или настроение, которые испытывает человек).

 

- От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: (на доске)

радость

смех

веселье

любовь

улыбка

- Запишем в тетради.





- В заключении нашего путешествия поиграем. Игра называется «Да – нет».   Если мои утверждения верны, то поднимите полосатую карточку  («да»), если неверны – то красную («нет»).

1) Глагол обозначает действие предмета.

2) Глагол отвечает на вопросы Кто? Что? 

3) Глагол в предложении является подлежащим.

4) Глагол в предложении подчёркивается                .

5) Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

6) Глагол в предложении подчёркивается               .

Молодцы!


6. Подведение итогов.

- Какую часть речи мы сегодня изучали на уроке?

- Что такое глагол?

 - На какие вопросы отвечает?

- Чем является глагол в предложении?

- С какими глаголами мы работали сегодня на уроке?

7. Домашнее задание.     


 8.  Оценки. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие. Хочется наш урок закончить словами

К. Паустовского:

«С русскими языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки,   блеск красок, игру света,  громыхание грозы, мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!