Конспект урока: « Глагол.
Значение глагола в речи».
Задачи: 1. Образовательные:
- развивать знания учащихся о глаголе;
2. Коррекционные:
- развивать устную речь, память, произвольное внимание учащихся, добиваясь составления связного высказывания;
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интересы и любовь к родному языку;
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие.
Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором вы будете путешествовать. Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако принесет вас в такое место, где выбудете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно.
2. Проверка домашнего задания.
- Все справились с домашним заданием?
- Какие возникли трудности при выполнении?
- И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия», которыми будут ваши рабочие тетради.
Откройте «Дневник путешествия», запишите число, классную работу.
3. Словарный диктант. (Слайд 2).
- Свое путешествие, начнем со словарной работы.
«Скажи одним словом».
Звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. Гроза.
Вода в твердом состоянии. Лед.
Глыба льда, плавающая в океане. Айсберг.
Видимая граница между небом и землей. Горизонт.
Теплая погода при наступлении весны, вызывающая таяние снега. Оттепель.
Опадание листьев у деревьев, кустарников. Листопад.
- Назовите первую букву в каждом слове. Какое слово получилось? (глагол)
4. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 3).
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … глагол.
- А что такое глагол? (слайд)
- Сегодня мы будем говорить не просто о глаголе, а именно о роли глагола в речи.
Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500.
- Глаголы любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Стоит спросить «что делать?», «что делают?», «что будут делать?» - глаголы тут как тут. (слайд)
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.
Л.Н. Толстой
5. Работа по теме урока.
- Ребята, давайте убедимся, что глагол важная часть речи в русском языке.
- Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова « Парус» без глаголов.
- Какой вывод можно сделать? (смысл не понятен)
- Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.
а) Глаголы движения
- Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.
Эти глаголы заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.
1. Отгадайте загадки
1) Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх!
(Лягушка)
2) Маленький мальчишка в сером армячишке.
По дворам шныряет
Крохи собирает. (Воробей)
3) Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака)
- Запомните написание этих слов.
- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
- Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т. е. «оживим» эти предметы. Составим предложение.
Например: Воробей скачет по асфальту.
Запишем это предложение и разберём его по членам предложения.
- Чем является глагол в предложении? (сказуемым)
- Вспомнили, что глагол в предложении бывает сказуемым.
Физкультминутка
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите,
Потянитесь, распрямитесь,
Поморгайте, улыбнитесь.
Быть хорошими старайтесь
И за дело принимайтесь.
- Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.
- Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы движения? (Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета).
б). Глаголы речи
- Следующее облако – глаголы речи. (слайд)
Говорить
Шепнуть
Закричать
Сообщить
Возразить
Стирать
- Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?
Давайте запишем их.
в). Глаголы труда
- Следующее облако – глаголы труда.
-Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?» (работа по карточкам)
Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены предметы. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняются с помощью этих предметов. Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждому предмету мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика.
- Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда? (Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета).
г). Глаголы звучания
Следующее облако – глаголы звучания.
Рабочая тетрадь: с.23.у.61
- Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.
д). Глаголы цвета
Следующее облачко – глаголы цвета
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Глаголы цвета найти и написать.
- Для чего в речи мы используем глаголы цвета?( Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет).
е) Глаголы чувства
Следующее облако – глаголы чувства
- Какие бывают чувства?
- О чем могут рассказать чувства? (Эти глаголы помогают передать чувства или настроение, которые испытывает человек).
- От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: (на доске)
радость
смех
веселье
любовь
улыбка
- Запишем в тетради.
- В заключении нашего путешествия поиграем. Игра называется «Да – нет». Если мои утверждения верны, то поднимите полосатую карточку («да»), если неверны – то красную («нет»).
1) Глагол обозначает действие предмета.
2) Глагол отвечает на вопросы Кто? Что?
3) Глагол в предложении является подлежащим.
4) Глагол в предложении подчёркивается .
5) Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
6) Глагол в предложении подчёркивается .
Молодцы!
6. Подведение итогов.
- Какую часть речи мы сегодня изучали на уроке?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем является глагол в предложении?
- С какими глаголами мы работали сегодня на уроке?
7. Домашнее задание.
8. Оценки. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Хочется наш урок закончить словами
К. Паустовского:
«С русскими языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, громыхание грозы, мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».