Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию речи «Зима»
Цель: развитие речи детей через обобщение и уточнение знаний о зиме.
Задачи:
Коррекционно –образовательные задачи:
-формирование умений подбирать однокоренные слова;
-образовывать глаголы прошедшего времени;
-преобразовывания имён существительные единственного числа во множественное число.
Коррекционно –развивающие задачи:
- активизация словаря по теме;
-развитие логического мышления, внимания;
-развитие умения подбирать имена существительные к глаголам.
Коррекционно –воспитательные задачи:
-воспитание у детей интерес к изменениям, происходящим в природе зимой.
- воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, «снежный ком».
Ход занятия
1.Организационный момент
Логопед: Здравствуй, отгадай загадку.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …
2. Основная часть
II.Развитие лексико – грамматических категорий.
Логопед: Посмотри, на улице подул сильный ветер, и снеговик распался на части. Давай его обратно соберем? Но для этого нужно выполнить задания! (На частях снеговика, с обратной стороны задания)
1. «Назови признаки зимы».
(Дети называют признаки зимы).
Логопед: Вот и второй ком.
2. Игра «Слова - родственники».
Логопед: Ребята, чем покрыты земля зимой?
Ребенок: Снегом.
Логопед: У слова снег есть слова – родственники. А какие это слова сейчас
мы узнаем. Они похожи по своему звучанию.
(Логопед выставляет предметные картинки и проводит игру. Снег –
снежинка, снегири, снеговик, снегопад, снегоход, Снегурочка)
Логопед: Следующая часть тела Снеговика.
3. Игра «Оденься потеплее».
Логопед: Есть целый шкаф одежды. Там и зимняя, и осеняя, и даже домашняя. Нужно разобрать по полочкам, и отложить, то, что оденешь зимой. (Раздаточный материал. Картинки разной одежды)
Логопед: следующее задание.
4. Игра «Подбери признак»
Логопед: Ребята, подберите нужные слова. Снег какой?
Дети: Белый, легкий, блестящий…
Логопед: Снежинка какая?
Дети: Легкая, красивая, воздушная.
Логопед: Зима какая?
Дети: Морозная, холодная, снежная…
Логопед: Еще часть тела
5. Игра «Подарки снеговикам»
Логопед: У нашего снеговика есть младший братик. Что мы можем ему подарить?
(На доске снеговик и снеговичок)
Логопед: Ребята, что мы подарим снеговику, а что снеговичку?
Дети: Снеговику подарим снежинку, а снеговичку – снежиночку.
Снеговику подарим сосульку, а снеговичку – сосулечку.
Снеговику подарим санки, а снеговичку – саночки.
Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.
Снеговику подарим елку, а снеговичку – елочку.
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, Ребенок идет по кругу, изображая,
Смелей, дружок, что катит перед собой снежок.
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком, Останавливается, «рисует» двумя руками ком.
И станет ком снеговиком. «Рисует» снеговика из трех кругов разного размера.
Его улыбка так светла! Показывает руками на лице улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывает глаза, прикрывает голову ладошкой, показывает нос, встает прямо, держит воображаемую метлу.
Логопед: вот у нас и снова игра.
6. Игра «Сосчитай»
Логопед: Какое время года изображено на картине?
Дети: Зима.
Логопед: Сколько снежинок на картине?
Дети: Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять
Снежинок
Логопед: Сколько снеговиков на картине?
Дети: Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков.
Логопед: Сколько на картине елочек?
Дети: Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек.
Логопед: Сколько на картине синичек?
Дети: Одна синичка, две синички, три синички, четыре синички, пять
синичек.
Логопед: Молодец!
Какая же игра ждет нас сейчас?
3. Заключительная часть
Логопед: О каком времени года мы говорили на занятии?
В какие игры играли?
Домашнее задание: Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Посмотри на картинки. Одна из них лишняя. Найди ее и раскрась.
Украсить варежки снеговику.
Список литература: http://irinazaytseva.ru/zagadki-pro-zimu-dlya-detej.html
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [Ф]»
Цель: формирование правильного произношения звука Ф в словах и слогах
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
-Знакомить детей с понятием один, много, мало;
-Уточнять и активизировать словарный запас;
-Активизировать словообразовательные процессы за счет употребления наименований, образованных за счет словосложения;
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развитие артикуляционного уклада;
- Развитие формирования знаний детей о звуке Ф;
-Развитие фонематического восприятия;
Коррекционно –воспитательные задачи:
-Воспитание и интерес к учёбе;
-Воспитывать доброжелательность;
-Воспитывать навыки сотрудничества;
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие детей
Выполнение пальчиковой гимнастики
Этот пальчик-маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот-средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть к себе, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)
Основная часть
Загадки
1. Вы ответьте мне сперва,
Что же это за игра?
Когда мяч ногой пинают
И в ворота загоняют. (Футбол)
2. Не галстук я, не воротник.
Я шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
3.Этот глаз- особый глаз:
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
4. Весь день стоят на улице прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не гаснут до зари,
Глаза ночные- (Фонари)
5. Он стоит в углу у стенки
Ох, огромный он на вид,
Но он вовсе не наказан.
Мама вещи в нем хранит. (Шкаф)
Какой одинаковый звук вы услышали во всех отгадках?
Обратите внимание, когда произносим этот звук, зубы смыкаются. Нижняя губя прижимается к верхним зубам. Значит во рту есть преграда из губ и зубов. Давайте все вместе произнесем этот звук.
1. Как вы думаете звук Ф гласный или согласный (согласный т. к. его нельзя пропеть)
2. Положите руки к горлышку, произнесите звук ф и определите он звонкий или глухой? Почему?
3. Твердый или мягкий?
4. Каким цветом он выделяется?
Игра «Наострили ушки»
Я каждому раздам синие карточки, вы будете подымать их, как только услышите звук Ф.
Ф,Б,П,М,Ф,У,Б,М,Ф.
ФА,БУ,МО,ФЫ,ПА,ФО,БО.
ФЛАГ,БАТОН,КОФТА,СОФА,ФЫРЧАТЬ,МОЛЧАТЬ,ФАРФОРОВЫЙ,СТОЛОВЫЙ,МОГУЧИЙ,ФАНТИК,ФИШКА,ФЕВРАЛЬ,ТУФЛИ,МАГНИТОФОН.
Разминка
Утором стрекоза проснулась (потерли кулаками глаза)
Потянулась, улыбнулась. (руки вверх потянулись)
Раз-росой она умылась, 9потерли ладонями щёки)
Два-изящно покружилась (покружились на месте)
Три-нагнулась и присела (присели)
На четыре-полетела. 9помахали руками вверх вниз)
У реки остановилась, (легкий бег на месте)
Над водою покружилась (покружились)
Упражнение на развитие мелкой моторики
Мы капусту рубим рубим
(проговаривать ритмично, это не песенка,
ручками показываем как мы рубим капусту)
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку)
Мы капусту соооолим сооолим.
(пальчики щепоткой -- солим)
Мы капусту мнем мнем. (ручками "мнем" капусту)
Игра «Один-много»
Фикус-фикусы флаг-флаги
ферма-фермы туфля-туфли
фиалка-фиалки фокус-фокусы
филин-филины фломастер-фломастеры
буфет-буфеты телефон-телефоны
фигура-фигуры фигурист-фигуристы
3. Заключительная часть
Ребята о каком звуке мы сегодня с вами говорили?
Молодцы!
До свидания.
Список литературы:
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Москва «Учебная литература»1997.
Волкова Л.С. Логопедия М.: Просвещение, 1989
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем речь.
Конспект группового логопедического занятия Звук [Ш]
Цель: Создание условий для автоматизации звука [Ш] в слогах и словах.
Задачи:
-Продолжать учить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах, умение характеризовать звук;
-Вырабатывать чёткие движения и правильные положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [Ш];
-Формировать направленную воздушную струю.
-Развить артикуляционную моторику, мелкую моторику кистей и пальцев рук;
-Создать эмоционально приподнятое настроение и условия для максимальной реализации потребности детей в речевом общении с педагогом и сверстниками;
-Привить навыки самоконтроля при выполнении упражнений, артикуляции звука, умение слушать произносимую речь;
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Звуковое лото, карточки слов со звуком [ш], фишки, символ звука [ш], паровозик «Тигренка», домик «Старичка-звуковичка», сундучок с карточками лабиринта.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Сюрпризный момент.
Раздается стук в двери и в кабинет заносят большой конверт.
Логопед: Ребята! Нам что-то принесли. Что это?
Дети: Конверт, письмо.
Логопед: Давайте его прочитаем (логопед зачитывает письмо)
«Дорогие дети, меня зовут гномик Паша. Я очень хочу с вами подружиться. Я живу в сказочном лесу. Предлагаю Вам отправиться в путешествие по сказочному лесу. Для этого я нарисовал вам схему путешествия, рассмотрите ее внимательно»
Логопед достает схему и вместе с детьми ее рассматривают.
Логопед: Посмотрите, какой длинный путь нас ждет. Но перед дальней дорогой нам надо размяться, выполнить сказочную артикуляционную гимнастику. На схеме-маршруте АГ обозначена схематически.
2.Основная часть:
Артикуляционная гимнастика:
Выполнение артикуляционной гимнастики под музыку «Гномы, гномы, гномики, вы малюсенький народ».
Упражнения «Рупор», «Окошко», «Лопатка», «Парус», «Чашечка».
1.Уточнение артикуляции и характеристика звука [Ш].
Логопед: Разминка закончилась. Отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмем звук (дети узнают звук [Ш] по беззвучной артикуляции логопеда и произносят его). На схеме-маршруте обозначение артикуляционного профиля звука.
Логопед: Дети, это задание очень трудное. Гномик Паша просит вас рассказать о звуке [Ш]. Произнесите этот звук. Скажите, что происходит с нашим язычком, при произнесении звука. Что происходит с губами? Ребята, а звук [Ш] гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Каким цветом обозначается? На схеме-маршруте открывается звуковичок, обозначающий звук [Ш].
2.Развитие фонематического слуха.
Логопед: Продолжаем путешествие по тропинке, которая указана на схеме. Гномик Паша усложнил наш маршрут. Вы сможете сделать шаг, если услышите слово со звуком [Ш]. Каждый шаг вы будете обозначать зеленым кружком. Слушайте внимательно и шагайте.
Логопед: Для гномика малыша Маша вяжет теплый шарф. Шарф на шею он повяжет и тихонько Маше скажет: «Спасибо!» (дети делают по шесть шагов). На схеме-маршруте нарисована тропинка с зелеными кружками на ней.
3. Автоматизация звука [Ш] в слогах.
Логопед: Куда же привела нас тропинка?
Дети: К болоту.
Логопед: А как нам перейти болото?
Дети: По кочкам.
Логопед: Правильно. Но, чтобы перейти сказочное болото недостаточно просто перепрыгивать с кочки на кочку, надо еще произносить волшебные слова-заклинания АКША-АМША-АНША.
Дети прыгают по кочкам, произнося слоги со звуком [Ш]. (Либо пальчиками, по нарисованным кочкам, либо ногами, по разложенным на полу кочкам). На схеме-маршруте нарисовано болото с кочками.
4.Автоматизация звука [Ш] в словах.
Логопед: Куда мы пришли?
Дети: К реке.
Логопед: А как нам ее перейти?
Дети: По мостику.
Логопед: А из чего мы сможем сделать мост?
Дети: Из деревянных бревен.
Логопед: Посмотрите, дети, а тут как раз лежат деревянные бревнышки. Но, чтобы из них правильно сложить мостик, надо сначала назвать картинки со звуком [Ш], которые на них нарисованы. Сначала кладем бревнышки с картинками, названия которых начинаются со звука [Ш]. Затем картинки, в названиях которых звук [Ш] находится в середине слова, а последними кладем бревнышки с картинками, названия которых заканчиваются на звук [Ш]. На схеме-маршруте нарисована речка с бревенчатым мостом.
Логопед: А куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова «наоборот»:
Маленький – большой, гладкий – шершавый, узкий – широкий, плохой – хороший.
Логопед: А вот и подсказка. Нас встречает сам гномик Паша. Он маленький и все предметы у него маленькие. У Паши не большая рубашка, а (маленькая рубашечка). У Паши не большая шапка, а маленькая шапочка. У Паши не большие шорты, а маленькие шортики. У Паши не большие уши, а маленькие ушки. У Паши не большая машинка, а маленькая машинка. На схеме-маршруте нарисованы большие и маленькие предметы.
Логопед: Гномик Паша помог нам пройти на сказочную полянку. Посмотрите, сколько вокруг волшебных цветов. На их лепестках нарисованы картинки. Вы должны составить предложение с этими словами и подарить цветок Гномику Паше. На схеме-маршруте нарисована сказочная поляна с волшебными цветами.
Давайте все вместе станцуем танец с волшебными словами, которые помогут нам вернуться обратно.
3. Заключительная часть:
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие, а какой звук вам помогал пройти через препятствия? Давайте посмотрим на фотографии гномика Паши, у него на лице чего не хватает. Если вам сегодня понравилось, то вы дорисуете, правильно, улыбки.
Вы можете сказать друг другу волшебные слова со звуком [Ш]? (солнышко, малышка, волшебница и др.)
Список литературы:
Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. М., 2011.
Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М., 2007.
Смирнова Л. Н. Мы учим звуки Ш, С. М. 2002.
Школьник Ю. К. Логопедия. М., 2006.