Конспект занятия по психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе
«Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур»
Тема: «Группировка предметов по выделенным признакам (форме и величине)»
Цель: закрепить знания обучающихся о форме, основных цветах и величине предметов .
Образовательные задачи:
1.применять на практике ранее полученные знания о геометрических формах ,цвете,;
2.уметь соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира, тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий;
3.формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха;
Коррекционно-развивающие задачи:
1.развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по самостоятельно выделенному признаку;
2. развивать и корригировать память, пространственную ориентировку на листе бумаги, тактильно-двигательные ощущения через «ручные» виды деятельности;
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Оборудование: компьютерная презентация, загадки, наборы геометрических фигур, «Волшебный мешочек», карточки с предметами окружающего мира, картинки-раскраски, наборы картонных домиков и деревьев.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята. Ребята посмотрите в окно. Что там светит и улыбается нам? (солнце) Давайте помашем и улыбнемся солнышку.
Мотивация к занятию:
А теперь, повернитесь ко мне и представим что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Ой! Ребята, а наше солнышко загрустило почему-то? Как вы думаете почему? (ответ: грустит, заболело)
Как же мы можем помочь солнышку? (Дать лекарство, витамины, рассмешить. Лекарство мы не можем дать солнышку, его назначает Кто? Правильно…Доктор. Давайте поднимем настроение солнышку своими лучезарными улыбками , а также угостим очень полезным продуктом, который необходим в питании человека, а особенно детей. Как вы думаете, что это за полезный продукт?
Не будем гадать, я открою коробку и увидим что там лежит. Но сначала вам нужно выполнить все задания, за каждое задание солнышко будет открывать свои лучики с буквами, которые входят в название этого продукта. Договорились?
Чтобы вам лучше думалось и работалось, давайте выполним «Мозговую гимнастику» Готовы? (да)
II.Мозговая гимнастика
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышения устойчивости внимания, ускорения решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.
«Качание головой» (30 сек)
Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность
Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
«Ленивые восьмерки»
Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапки для размышлений»
Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
Развитие межполушарного взаимодействия
Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев.
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V;
2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, а 1-й, 4-й, 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
1-й и 2-йпальцы соединены кольцом, остальные выпрямлённые.
Задание: «Дыхательное упражнение»
Дети сидя делают ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прихлопывания. Вдох (3 хлопка), задерживаем дыхание (3 хлопка), выдох (3 хлопка), держим (3 хлопка)… Упражнение выполняем 5-8 раз.
Введение в тему. Коллективная работа.
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия, развитие сообразительности, быстроты реакции.
Подумай, отгадай, хором дружно отвечай.
Какое сегодня число?
Месяц?
День недели?
Время года?
На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
Т –согласный, а О?
Сколько хвостов у двух ослов?
У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков?
Как называется полосатая африканская лошадь?
Какие буквы не обозначают звуков?
Назовите последний день недели
Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле?
В шахте трудиться? (шахтер)
В жаркой кузнице? (кузнец)
Кто всё знает? (молодец)
- Какие вы молодцы. Какие вы сообразительные, много всего знаете.
III.Введение в тему
- У меня есть красивый удивительный мешочек, в котором лежит что-то очень интересное. Хотите узнать, что там находится? Давайте мы с вами сыграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек», для этого по очереди, каждый должен опустить руку в мешочек и попытаться определить, форму предмета попавшейся в руку, затем достать и назвать что это, и какого цвета. (Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).Молодцы ребята.
Сообщение темы занятия.
- Скажите, как можно назвать одним словом те предметы, которые вы доставали из мешочка. (Это геометрические фигуры. Если ребята затрудняются ответить учитель сам дает обобщающие понятие ребятам и просит их повторить.)
- Тема нашего занятия геометрические фигуры разного цвета.
В гости к нам пришли фигуры разной формы и цвета, которые принесли вам интересные задания.
1. Игра «Прятки». Ученики должны определить, какая фигура «спряталась».
-Сейчас вам необходимо быть очень внимательными. Вам нужно запомнить последовательность расположения геометрических фигур, затем вы закроете глаза, и некоторые фигуры исчезнут, по памяти нужно назвать недостающие фигуры.
-Какой фигуры не хватает?
2.Игра «Самый внимательный»
- Как называется фигура синего цвета?(квадрат)
-А теперь скажите, как называется фигура, которая находится между жёлтой и синей фигурой? (треугольник)
-Назовите фигуру, которая находится справа от прямоугольника? (жёлтый круг)
3. Игра «Какая фигура лишняя»?
Цель: различение геометрических фигур.
Оборудование: наборы геометрических фигур.
Содержание: - педагог раскладывает перед ребенком ряды
геометрических фигур, например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один кpyг и др. Ребенку предлагается выделить в каждом ряду «лишнюю» фигуру и объяснить свое решение.
- Чтобы правильно выполнять следующее задание необходимо размять наши руки и заставить их немного поработать.
4. Игра «Собираем пазлы».
- Ребята, а давайте проверим, хорошо ли вы запомнили как выглядит круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Сейчас раздам вам разрезанные карточки, а вы попробуйте собрать наши фигуры.
"Профилактика нарушения зрения"
Цветотерапия
5.Игра. «Найди предмет указанной формы» (на доске набор геометрических фигур; по классу развешаны картинки с изображением предметов различной формы.)
-Ребята, назовите геометрические фигуры, найдите картинки с изображением предметов, похожих на них по форме.
6.Пальчиковая гимнастика
а) зарядка "Этот палец самый толстый"
Этот палец самый толстый.
Самый сильный и большой.
Этот палец для того.
Чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный
И стоит он в середине
Но, а этот безымянный.
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал
Он и ловок, и удал.
Б) Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»
Раскрасьте геометрические фигуры:
7.Конструирование
Составьте домик из фигур, которые лежат у вас на парте.
Сколько фигур использовали? Какие фигуры использовали? Какая фигура находится сверху, снизу?
Итог: Можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур? (да, мы составили домик из квадрата и треугольника)
- Сейчас вы будете конструировать домик, изображенный на образце. Для этого вам нужно из набора геометрических фигур выбрать только те, которые необходимы.
-анализ образца
- Рассмотрите картинку
- Что изображено на картинке?
- Какие геометрические фигуры использованы? (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)
- Какого цвета фигуры?
(красный треугольник, синий прямоугольник, желтый квадрат, зеленый круг)
- Как расположены фигуры? (внизу синий прямоугольник, над ним красный треугольник, на треугольнике - зеленый круг, на прямоугольнике – желтый квадрат)
IV. Поведение итогов занятия.
-Молодцы ребята вы отлично справились со всеми заданиями петушка.
-Скажите, пожалуйста, в конце любого путешествия, куда мы возвращаемся? (домой)
-Верно! Предлагаю вам взять геометрические фигуры и подобрать геометрические фигуры к недостающим частям дома.
Перед учениками разноцветные домики из картона с вырезанными окошками, дверью, крышей различной формы.
V.Рефлексия
- Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке , если у вас во время урока всё получалось, и вы справились со всеми занятиями, то посадите около дома красное дерево, если возникали трудности, то жёлтое дерево.