А что для вас выразительное чтение? Посмотрим на слайд. (3 слайд) Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. (Педагогический энциклопедический словарь). Какие слова в определении вы считаете наиболее важными? Я считаю, что основные слова – это искусство передачи отношения читающего. Это значит, что вы передаете не только текст, информацию, но еще и эмоции. Сложность заключается в том, что текст имеет различную форму, например, стихотворную, художественную, научную и т.д. И каждая требует определенного подхода. Просмотр видео Сергей Безруков «Жди меня». Понравилось вам, как Сергей Безруков читает стихотворение? А чем вам понравилось? Какие особенности вы заметили? Давайте на листочках напишем, что необходимо чтецу при прочтении произведения. Какие компоненты выразительного чтения нужно использовать. (Зачитываем, проверяем.) Давайте посмотрим, про какие компоненты выразительного чтения вы забыли. На слайде: (4 слайд) Дыхание. Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи. (5 слайд) Голос. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности. (6 слайд) Интонация. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы, выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т. д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего. (7 слайд) Логическое и фразовое ударение. Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте. В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста. (8 слайд) Логическая и психологическая пауза. Паузы оформляют речь, придают ей законченность. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. (9 слайд) Тембр. Специфическая окраска речи, придающая ей те или иные экспрессивно-эмоциональные свойства. (10 слайд) Мимика. Выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. А теперь я прочту стихотворение а вы проследите, какие компоненты я использовала, а какие упустила. Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда. Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня - На лежанке мурлыкал котенок, Безразлично смотря на меня. Я еще тогда был ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигренок, На оброненный ею клубок. Давайте попробуем, используя все компоненты выразительного чтения, прочитать хором. (11 слайд) (задание с зеркалами) |