СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Читаем красиво"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для студентов по развитию техники чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Читаем красиво"»



Этап

Педагог

Учащиеся

Организационный

Всем привет, меня зовут Саша, сегодня мы открываем еще одно заседание клуба «лимон».

Давайте начнем наше занятие сегодня с игры.


Веселые данетки -

без фантиков "конфетки" -

Только "да" и только "нет" - дайте правильный ответ!

— Если ты бежишь в буфет,

Значит, ты голодный? ... (да)

— В небе месяц и звезда —

Значит, это полдень? ... (нет)

— На лётном поле поезда

Готовы к старту в небо? ... (нет)

— Кто много кушает конфет,

Тот сладкоежка, верно? ... (да)

— Кастрюля и сковорода

Нужны для ловли рыбы? ... (нет)

— Сохранить большой секрет

Очень трудно, правда? ... (да)

— Если любишь ты балет,

То пойдешь в театр? ... (нет)

— Растут усы и борода

У тех, кто ходит в садик? ... (нет)

— Если ленишься всегда,

В дневнике пятерки? ... (нет)

— Ты с аппетитом съел обед,

Сказать спасибо нужно? ... (да)

— Если врешь везде, всегда,

Значит, ты правдивый? ... (нет)

— В колодце чистая вода,

Чтоб плавать и нырять там? ... (нет)



Мотивация

Вам предложены детские стихотворения разных авторов, прочитайте, пожалуйста, кому достались.

Возникли ли у вас сложности? Почему?

У вас хорошо получилось! Вы выразительно прочитали предложенные вам строчки. Как вы думаете, почему мы начали занятие с прочтения стихов?

Да, они помогли создать атмосферу на занятии, снять напряжение, создать настроение…

Я приглашаю вас сегодня на заседание клуба «лимон», а мастерить сегодня мы будем собственную речь, шлифовать наши умения выразительно читать.


(1 слайд) Тема нашего занятия Читаем красиво.



(2 слайд) Самые важные и значительные мысли, откровения, являются на свет голыми, без словесной оболочки: найти для них слова — особое, очень трудное дело, целое искусство. И наоборот: глупости и пошлости сразу приходят наряженными в пестрые, хотя и старые, тряпки — так что их можно прямо, без всякого труда, преподносить публике. Лев Исаакович Шестов


Как умение выразительно читать связано с нашей профессией?

Правильно, выразительное чтение в нашей профессиональной педагогической деятельности – неотъемлемая часть, ведь только там мы сможем донести смысловые задумки автора детям, так же это эмоциональный контакт с ними.

Сегодня мы с вами окунемся в мир литературы и попробуем научиться красиво читать.


А сейчас давайте посмотрим видео – выступление Дианы Казакевич со стихотворением «остановись»

Читают по очереди.


Не возникли, были подсказки.


Они подсказывали, с какой интонацией нужно читать.


Потому что мы – педагоги обязано красиво читать.

Целеполагание

Говоря о выразительном чтении, давайте вместе поставим цель для сегодняшнего занятия. Чего бы вы хотели достичь по его окончании?

На учебе, на конференции с докладами и т.д.

Основная часть

А что для вас выразительное чтение? Посмотрим на слайд.


(3 слайд) Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.

(Педагогический энциклопедический словарь).


Какие слова в определении вы считаете наиболее важными?

Я считаю, что основные слова – это искусство передачи отношения читающего. Это значит, что вы передаете не только текст, информацию, но еще и эмоции.

Сложность заключается в том, что текст имеет различную форму, например, стихотворную, художественную, научную и т.д. И каждая требует определенного подхода.


Просмотр видео Сергей Безруков «Жди меня».

Понравилось вам, как Сергей Безруков читает стихотворение? А чем вам понравилось? Какие особенности вы заметили?


Давайте на листочках напишем, что необходимо чтецу при прочтении произведения. Какие компоненты выразительного чтения нужно использовать.


(Зачитываем, проверяем.)


Давайте посмотрим, про какие компоненты выразительного чтения вы забыли.

На слайде:


(4 слайд)

  1. Дыхание.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.


(5 слайд)

  1. Голос.

Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.


(6 слайд)

  1. Интонация.

Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы, выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т. д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего.


(7 слайд)

  1. Логическое и фразовое ударение.

Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте. В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста.


(8 слайд)

  1. Логическая и психологическая пауза.

Паузы оформляют речь, придают ей законченность. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль.


(9 слайд)

  1. Тембр.

Специфическая окраска речи, придающая ей те или иные экспрессивно-эмоциональные свойства.


(10 слайд)

  1. Мимика.

Выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл.


А теперь я прочту стихотворение а вы проследите, какие компоненты я использовала, а какие упустила.


Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.


Наяву ли, в бреду иль спросонок,

Только помню с далекого дня -

На лежанке мурлыкал котенок,

Безразлично смотря на меня.


Я еще тогда был ребенок,

Но под бабкину песню вскок

Он бросался, как юный тигренок,

На оброненный ею клубок.



Давайте попробуем, используя все компоненты выразительного чтения, прочитать хором.

(11 слайд)

(задание с зеркалами)





Практическая часть


А сейчас сюрприз!! Закройте глаза (в это время достаю кукол)

Объявляется парад кукол (песня «куклы пляшут и поют»)

Выберите себе по кукле.

Мы отправляемся в кукольный театр.

Давайте пройдемся по кабинету с куклами, демонстрируя их красоту.


Присаживайтесь.

Слышали ли вы о кукольном театре? Там текст учат наизусть или читают?

Там текст читают и довольно выразительно, что бы передать эмоции персонажей. Мы с вами сегодня познакомимся с кукольным театром, как с одним из аспектов выразительного чтения. Я предлагаю вам связать нашу сегодняшнюю тему – выразительное чтение с кукольным театром.


(Ставим спектакли)

Перед вами 3 разных текста, вам в течение 5 минут необходимо распределить роли и подготовить выразительное чтение. Затем вы зайдете за ширму и покажите нам отрывок из произведения при помощи кукольного театра.


Сказки: 1) Три поросенка

2) Лиса, волк и медведь

3) Петух и собака


Итак, мы с вами побыли актерами кукольного театра. Какие сложности у вас возникли? Смогли ли вы прочувствовать своего персонажа? Какие эмоции вы пытались передать? Получилось ли у вас? Что способствовало успеху?

Какие компоненты выразительного чтения вы использовали?

Готовятся, показывают.

Закрепление пройденного материала

А теперь давайте прочтем те же стихотворения, что и в начале занятия, только без подсказок и посмотрим, что у нас получится.

Посмотрите, у вас отлично получилось, читать было легче или сложней, чем в начале занятия?

Что на это повлияло?


Подведение итогов

Сегодня мы познакомились с понятием «выразительное чтение», поупражнялись, а теперь давайте вспомним, какие цели вы ставили перед собой. Смогли ли вы их достичь? Что вам помогло? Оправдана ли эта цель?


Рефлексия

С какими чувствами вы остались после занятия? Осознали ли вы его значимость? В чем это заключается? Какую работу вы сможете провести для себя про продолжения формирования выразительного чтения?


Заключение

Все определяется словом, коренится в слове, вышло из слова. Кто лжет в слове, тот лжет во всем. Древняя Индия


Мы увидели, что кукольный театр способствует развитию выразительного чтения. Мне хотелось бы, что бы с моего занятия вы вышли не в пустую, а взяли это на заметку. Ведь мы педагоги дополнительного образования и кукольный театр неким образом может войти в нашу профессиональную деятельность. Пользуйтесь этим.