СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных А-Я слогах, словах"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных А-Я"

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных А-Я слогах, словах"»

Тема учебного занятия: Дифференциация гласных А-Я.

Лексическая тема: «Дни недели».

Форма учебного занятия: групповое.

Цель: дифференциация гласных А-Я в слогах, словах устно и на письме.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

- учить дифференцировать звуки и буквы а-я;

- продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию;

- учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости на уровне слога, слова.

 Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание;

- активизировать словарный запас по лексической теме «Дни недели».

 Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки самоконтроля и самостоятельности на занятии;

- воспитывать положительное отношение к занятию.

Формирование базовых учебных действий:

Регулятивные БУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия для выполнения задания.

Познавательные БУД:

- классифицировать звуки по заданному основанию (парные гласные, твёрдые-мягкие согласные звуки);

- наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные БУД:

- строить понятные для партнера высказывания;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные БУД:

- формирование навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование: картинка-отгадка «арбуз», зеркала, таблица с гласными I и II ряда, буквы А-Я, схема, мяч, «чудесная коробочка» с предметными картинками со звуками [а], [я], тетради, ручки с разными стержнями (красный, зелёный, синий), модели слов: р-д, м-л, правило, котёнок Гав, щенок Шарик, паровозик и вагоны с изображением дней недели.

Активизация словаря: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, рад, ряд, мал, мял, рак, дятел.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Приветствие.

- Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

Уточнение пространственно-временных представлений.

- Сядет тот, кто стоит за …, около …, слева …, перед …, справа от …, сядет тот, кто остался.

- Какие сегодня число, день недели? Какой идёт месяц?

II. Актуализация знаний

1. Выделение звука

- Любите отгадывать загадки? Я загадаю загадки, а вы будьте догадливы в отгадках.

1) Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

Кафтан - русская старинная долгополая верхняя одежда.

Бархат - плотная шёлковая ткань с мягким гладкими густым ворсом.

- Что это? (арбуз)

- Как догадались, что арбуз?

2. Артикуляционный уклад и характеристика звуков

- Какой звук слышится в начале слова арбуз?

- Звук [а] гласный или согласный?

- Возьмите каждый своё зеркало и произнесите чётко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ, зубов, языка при произношении (рот широко раскрыт, между зубами большое расстояние, язык внизу, его кончик чуть отведён вниз, к нижнему нёбу, назад).

- При произнесении звука [а]:

- губы в спокойном положении;

- зубы на расстоянии 1-1,5 см;

- широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

- мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идёт через рот;

- голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос;

- воздушная струя проходит свободно, не встречает препятствие.

- Какой буквой на письме обозначается звук [а]?

- А теперь произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [йа] и также обратите внимание на положение губ, языка.

- При произнесении звука [йа]:

- губы в спокойном положении;

- зубы на расстоянии 1-1,5 см;

- наш язычок сначала находится наверху, на «потолочке», а затем резко уходит вниз и лежит спокойно у нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Артикуляция звуков [а] и [йа] похожа.

- Посмотрите на таблицу и назовите гласные I ряда (а, о, у, ы, э).

- А теперь гласные II ряда (я, ё, ю, и, е).

- Повторяйте за мной чистоговорку про гласные второго ряда.

Чистоговорка:

я - я - я, я - я - я

Все умею делать я.

ё - ё - ё, ё - ё - ё

Глажу с бабушкой бельё.

ю - ю - ю, ю - ю - ю

Вместе с мамой куклам шью.

ю - ю - ю, ю - ю - ю

С папой песни я пою.

е - е - е, е - е - е

Помогаю всей семье.

III. Постановка учебной цели

- Сегодня мы будем учиться различать гласные I и II ряда: А-Я.

3. Связь звука и буквы

- Давайте сравним парные гласные А-Я по таблице. Пишутся они одинаково? (Эти гласные отличаются в написании).

- Что выяснили при произношении звука [а] и звука [йа]? (Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении).

- Ребята, буква «я» особенная, хитрая. Она может обозначать один звук, а иногда и два звука одновременно. Сегодня мы будем работать с буквой «я», где она обозначает один звук. Если гласная «я» стоит после согласной, то этот согласный становится мягким.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я?

ма - ма-ма мя - мя-мя

- Какую гласную выберем после твёрдого согласного? А после мягкого?

3. Игра «Скажи наоборот»

- Я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад. Например, ма - мя.

Слоги: ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

- Как звучат согласные, которые произносила я? (твердо)

- Как звучат согласные, которые произносила вы? (мягко)

- Какой гласный влияет на смягчения согласных? («я»)

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Игра «Чудесная коробочка»

- В коробке предметные картинки, давайте, распределим их в две группы.

Картинки: мяч, рак, дятел, мак.

Рак - покрытое панцирем пресноводное или морское животное с клешнями и брюшком.

Дятел - лесная лазящая птица с сильным клювом.

Вывод: Звуки мы слышим и произносим.

V. Физминутка

1. Логопед читает стихи, дети выполняют движения, соответствующие тексту.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье -

Целый день я отдыхал.

2. Игра «Дни недели» с мячом.

VI. Работа в тетрадях

1. Развитие слухового внимания и памяти.

- Открыли тетради, записали число, тему.

- Вы запоминаете слоги, которые я произнесу, повторяете, а потом записываете в тетрадь.

па - пя - пя

- Зелёной пастой подчеркните, где согласный мягкий.

тя - та - та

2. Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

- Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами а - я. Сравните слова по трём признакам: написанию, звучанию и значению. Запись слов в тетрадь.

Модели слов: Р – Д М – Л

Какими буквами различаются эти слова?

Вывод: Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» - мягко.

VII. Чтение слов

Составление к паровозу вагонов по порядку, на которых написаны дни недели по очереди.

- Ребята, котёнок Гав и щенок Шарик хотели отправиться в путешествие, но вагоны перепутались. Давайте, поможем им, составим вагоны по порядку.

- Есть ли в словах (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) изучаемые звуки и буквы А-Я? В каких слова?

Вывод: Буквы мы видим и пишем.

VIII. Итог

- Какие звуки и буквы мы с вами учились различать?

- Как звучат согласные перед гласной«я»?



Приложение 1






Р - Д
























М - Л



Приложение 2




















[Й՚] + [А] = Я















Приложение 3


Согласные перед

гласной А звучат

твёрдо, а перед

гласной Я - мягко.