Конспект занятия № 42
по психокоррекционным занятиям
для обучающегося 9 класса с умственной отсталостью
надомная форма обучения
Тема: Группировка предметов по форме и величине.
Цель: Закрепить знания обучающейся о форме, величине предметов и основных цветах.
Образовательные задачи:
1.Применять на практике ранее полученные знания о цвете, геометрических формах;
2.Уметь соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира, тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий;
3.формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха;
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по самостоятельно выделенному признаку;
2. Развивать и корригировать память, пространственную ориентировку на листе бумаги, тактильно-двигательные ощущения через «ручные» виды деятельности;
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Оборудование: ноутбук, загадки, наборы геометрических фигур, карточки с предметами окружающего мира, картинки-раскраски.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент.
Мотивация к занятию:
А теперь, повернись ко мне и представь что твои ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
Теперь улыбнитесь мне.
II.Мозговая гимнастика
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышения устойчивости внимания, ускорения решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.
«Качание головой» (30 сек)
Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность
Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
«Ленивые восьмерки»
Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапки для размышлений»
Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
Развитие межполушарного взаимодействия
Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев.
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V;
2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, а 1-й, 4-й, 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
1-й и 2-йпальцы соединены кольцом, остальные выпрямлённые.
Введение в тему.
Цель: включение в работу, подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия, развитие сообразительности, быстроты реакции.
Подумай, отгадай, дружно отвечай.
Какое сегодня число?
Месяц?
День недели?
Время года?
На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков?
Как называется полосатая африканская лошадь?
Назовите последний день недели
В шахте трудиться? (шахтер)
В жаркой кузнице? (кузнец)
III.Введение в тему
- Сегодня на занятие я принесла красивый удивительный мешочек, в котором лежит что-то очень интересное. Хочешь узнать, что там находится? Давайте мы с тобой сыграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек», для этого необходимо опустить руку в мешочек и попытаться определить, форму предмета попавшейся в руку, затем достать и назвать что это, и какого цвета.
Сообщение темы занятия.
- Скажи, как можно назвать одним словом те предметы, которые ты доставали из мешочка. (Это геометрические фигуры.)
- Тема нашего занятия геометрические фигуры разного цвета.
В гости к нам пришли фигуры разной формы и цвета, которые принесли вам интересные задания.
Игра «Прятки». Должна определить, какая фигура «спряталась».
-Сейчас тебе необходимо быть очень внимательными. Тебе нужно запомнить последовательность расположения геометрических фигур, затем ты закроешь глаза, и некоторые фигуры исчезнут, по памяти нужно назвать недостающие фигуры.
-Какой фигуры не хватает?
Игра «Какая фигура лишняя»?
Цель: различение геометрических фигур.
Оборудование: наборы геометрических фигур.
Содержание: - педагог раскладывает перед ребенком ряды
геометрических фигур, например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один кpyг и др. Ребенку предлагается выделить в каждом ряду «лишнюю» фигуру и объяснить свое решение.
- Чтобы правильно выполнять следующее задание необходимо размять наши руки и заставить их немного поработать.
Игра. «Найди предмет указанной формы»
Пальчиковая гимнастика
а) зарядка "Этот палец самый толстый"
Этот палец самый толстый.
Самый сильный и большой.
Этот палец для того.
Чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный
И стоит он в середине
Но, а этот безымянный.
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал
Он и ловок, и удал.
Б) Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»
Раскрасьте геометрические фигуры:
Конструирование
Сколько фигур использовали? Какие фигуры использовали? Какая фигура находится сверху, снизу?
Итог: Можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур? (да, мы составили домик из квадрата и треугольника)
- Сейчас ты будешь конструировать домик, изображенный на образце. Для этогонужно из набора геометрических фигур выбрать только те, которые необходимы.
-анализ образца
- Рассмотри картинку
- Что изображено на картинке?
- Какие геометрические фигуры использованы? (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)
IV. Поведение итогов занятия.
-Молодец ты отлично справились со всеми заданиями.
V.Рефлексия