СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "мир профессий"»

игра по профориентации

Цели: 1. Расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном  самоопределении.

2. Формирование позитивной оценки людей с активной жизненной позицией.

3. Воспитание негативного отношения к пассивности, потребительскому отношению к жизни.

4. Побуждение учащихся к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной жизненной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни.

Оборудование: карточки с буквами, названиями команд;

пословицы о труде;

презентация

Ход занятия:

- На доске развешаны пословицы о труде:

1. Без труда хлеб не родится никогда.

2. Всяк человек по делу познаётся.

3. Дело мастера боится.

4.  Землю красит солнце, а человека – труд.

5. Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат.

6. Терпение  и труд всё перетрут.

7. Кто не работает, тот не ест.

8. Труд кормит, а лень портит.

- Ребята, наше занятие мне хочется начать с известных строк В.В.Маяковского:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

- Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Специальные училища, работа – такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. А выбрать есть из чего – в мире более 55 тысяч профессий! Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего,  хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Все мы с вами разные, со своими индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

- А что нас объединяет, чем мы похожи? (ребята называют общее, что их объединяет.)

- Сегодня на классном часе мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии.

- А, теперь, ребята, чтобы отгадать тему нашего занятия решите анаграмму.

Анаграмма- это слово, в котором буквы не на своих местах.

ИРМ СПФРСЕОЙИ

Слайд 1. (Мир профессий)

- Наш классный час мы проведём в форме дискуссии и игры. Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из четырёх столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду.

Слайд 2.

1 этап «Азбука профессий»

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию, которая и станет названием команды.

Педагог: Итак, у нас появились следующие команды: «Плотники», «Швеи».

Слайд 3.

2 этап: «Дай определение  профессии»

Команды называют друг другу названия профессий, оппоненты должны объяснить, чем занимаются представители названной профессии. Условие: называя профессию, команда должна знать её определение, и в случае затруднения соперников сама даёт определение.

Слайд 4.

3 этап: «Подбери пару»

Учащимся предлагаются картинки с изображением профессий и предметов труда. Учащийся отгадывает название профессии, называет предмет труда каждой профессии.

Слайд 5.

- Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда. Давайте вспомним их:

  • Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.

  • Человек – техника; люди этого типа работают с техническими устройствами.

  • Человек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них.

  • Человек – знаковая система; люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

  • Человек – художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта.

- Какие же профессии представлены для каждого из типов?

Слайд 6.

1. Человек – природа; Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

2. Человек – техника; Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.

3. Человек – человек; Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п.

4. Человек – знаковая система; Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист. Математик, программист, нотариус и т.п.

5. Человек – художественный образ; Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.

- Вспомните, к какому типу труда относитесь вы?

Слайд 7.

4 этап: «Необитаемый остров»

- Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить её. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров! На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…

Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? Одеться?

Слайд 8.

5 этап: «Нужные профессии»

Слайд  9. Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

  1. школьная доска (первая группа);

  2. школьный учебник (вторая группа);

  3. школьный обед (третья группа);

  4. школьная форма (четвертая группа);

Педагог: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда – для всех людей.

- Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы наши одну – единственную. Профессиональное самоопределение – от слов «предел» – граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать.

Слайд 10. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу – надо».

- Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Слайд 11.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Слайд 12.

- Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей.

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы – реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем – они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения.

- Как вы считаете, какой из рисунков соответствует правильному выбору профессии?

Слайд 13.

6 этап: «Проблемная ситуация»

Слайд 14.

- Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание.

1.     Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. (№ 1.) У Наташи в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

- Что бы вы посоветовали Наташе?

Примерные ответы детей:

Наташе нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

2.     Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.) У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

- Что бы вы посоветовали Лене?

Примерные ответы детей:

Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

3.     Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

-  Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Педагог : Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе.

Слайд 15.

- Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?

  • следование чужим советам, выбор за компанию;

  • выбор близлежащего учебного заведения  или внешне привлекательной, престижной профессии;

  • отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.

Слайд 16.

- Есть в русском языке хорошее выражение – «найти себя».

- Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

-Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

-Найти применение своим талантам

-Найти свое призвание.

Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?

Действительно, поиски себя это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.

Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Слайд 17.

7 этап: «Закончи фразу»

Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

1.        Люди работают ради…

2.        При выборе профессии люди часто не учитывают…

3.        В любом профессиональном труде самое важное…

4.        Счастье – это…

Педагог : Вы  сказали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

Слайд 18.

  • Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».

  • При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу – своё желание.

Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо – потребности рынка труда.

  • В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

  • Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.



сфера

профессии выпускников

строительство

Маляр-штукатур

Облицовщик-плиточник

Каменщик

Плотник

Кровельщик

Паркетчик


торговля

Реализатор овощей

Фасовщица

Грузчик

производство

Столяр

Сварщик

Электрик

Экскаваторщик

бытовое обслуживание

Заправщик на АЗС

Охранник

Обувщик

Швея

Курьер

Доставщик почты

Расклейщик объявлений

Мойщик посуды

Уборщица

Дворник

Санитарка

Сторож

- Как видите, список профессий очень велик. Нужно только чётко помнить основные способы выбора профессий, придерживаться их в жизни и тогда ваша профессия принесёт вам счастье, удовлетворение и процветание. Именно об этом сказал В Маяковский:



Книгу переворошив,

Намотай себе на ус –

Все работы хороши,

Выбирай на вкус.

- Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, к вам на помощь идут специальные учебные заведения Ивановской области.

Наше занятие подошло к концу. Но у нас ещё есть время всё обдумать, взвесить все «за» и «против», чтобы впоследствии сделать правильный выбор профессии, которая принесёт нам радость и вдохновение. Удачи всем!