5
Занятие №1
«Моя семья»
Цель: определение понятия «семья».
Задачи:
- формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;
- развитие коммуникативных навыков.
Оборудование и материалы: бумага формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы, анкета обратной связи.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Упражнение «Предложи приветствие»
Цель: настрой на работу, формирование позитивного эмоционального фона.
Техника проведения: педагог предлагает несовершеннолетнему самому придумать способ приветствия.
Инструкция: Давай начнем наше сегодняшнее занятие необычно. Ты сам(а) придумаешь способ приветствия. Это может быть какое-то движение, рисунок и т.д. Затем озвучишь его, и мы вместе так поприветствуем друг друга.
- Понравилось упражнение?
- Какое у тебя настроение?
- Готов ли ты продолжать работу?
Упражнение «Фото настроения»
Цель: определение настроения в начале занятия.
Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей.
Техника проведения: педагог предлагает выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с левой стороны.
Инструкция: Посмотри, перед тобой фоторамка и много разных смайликов. Обрати внимание, у смайликов разное настроение. Какое у тебя настроение? Найди тот смайлик, настроение которого похоже на твое. Вклей в фоторамку с левой стороны.
- Понравилось упражнение?
- Какие интересные моменты были в работе?
- Готов ли ты продолжать дальнейшую работу?
Упражнение «Незаконченные предложения»
Цель: активизация самосознания, проективная самодиагностика отношения к родителям, семье в целом, развитие коммуникативных навыков.
Материалы и оборудование: бланк с незаконченными предложениями, простой карандаш.
Техника проведения: педагог предлагает ребенку закончить предложения.
Инструкция: Подумай и закончи предложения.
«В моей семье принято...»
«Мои родители часто... »
«Моя мама обычно...»
«Мой папа обычно...»
«Я с родителями часто...»
- С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
- Что давалось тяжело, а что легко?
Основная часть
Мини-лекция «Моя семья и мое место в ней»
Цель: создание атмосферы поддержки, понимания, развитие доверительных семейных взаимооотношений.
- Взгляни на картинку, давай вместе отгадаем ребус. Какое слово в нем скрывается?
- Правильно, это слово «СЕМЬЯ».
- Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушайте стихотворение.
«Что такое семья?»
Семья - это мама и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья - это я. И меня называют
- Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то - братишка, а кто-то - сестричка.
- Взгляни на рисунок - у нас получилась солнышко, а каждый член семьи - это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда члены некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.
- Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей, если в ней будет царить, взаимопонимание и забота. А кого еще можно назвать родственником (тетю, дядю и т.д.).
- Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Что такое семья, как ты понимаешь? Семья - это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая по-твоему? Ты еще не совсем взрослый, но от этого твоя роль в семье не становиться меньше, ты можешь стать опорой и надеждой своей семье. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для своей семьи? Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших с вашей стороны именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Ты тоже можешь слепить свое семейное счастье.
Физминутка для глаз
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
- В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.
- Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение). Например, в каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
- Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
- Каждая семья отличается своими увлечениями. А какие традиции, обычаи, увлечения характерны для твоей семьи? Расскажи о них.
- А ты знаешь, когда в России празднуется день семьи? 8 июля. А что является символом это праздника? Ромашка. А почему, как ты думаешь?
- Может быть потому, что ромашка – это что-то русское, чистое, светлое, как семья. Потому что лепестки ромашки – это единое целое, как семья. Потому что ромашка немножко похожа на солнце, которое должно светить в каждой семье.
- Как, по-твоему, что такое семья?
- Как тебя ласково называют дома?
- Как ты думаешь, тебя любят родители?
Обратная связь
Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.
Материалы и оборудование: анкета обратной связи.
Техника проведения: ребята отвечают на вопросы анкеты.
Инструкция: Перед вами анкета, ответь письменно на вопросы.
Какой бал (от 1 до 5) поставишь нашему занятию?
Комфортно ли ты себя чувствовал во время занятия?
Что понравилось больше всего остального?
Что не понравилось? ________________________________
Упражнение «Фото настроения»
Цель: определение настроения в конце занятия.
Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением (см. упр.2), клей.
Техника проведения: педагог предлагает выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с правой стороны.
Инструкция: занятие подходит к концу, какое у тебя настроение? Выбери тот смайлик, который похож на твое настроение и наклей его в фоторамку с правой стороны.
- Понравилось упражнение?
- Какие интересные моменты были в работе?
Заключительная часть
Упражнение «Ромашка с пожеланиями»
Цель: выражение эмоционального отношения, воспитанника к педагогу и наоборот.
Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, лист бумаги формата А4.
Техника проведения: ребятам предлагается изготовить ромашку и написать пожелания на лепестках. Количество лепестков соответствует количеству членов семьи.
Инструкция: Я тебе предлагаю изготовить ромашку. Необычную! Количество лепестков будет соответствовать количеству членов семьи. На каждом лепестке напишите пожелания себе или членам своей семьи. Начнем! Возьми цветную бумагу и вырежи из нее лепестки.
Оценка воспитанниками занятия.