- развивать коммуникативные навыки.
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Знать: холодные и тёплые цвета, разновидности (названия) бабочек, понятие «оттиск», понятие «монотипия», этапы выполнения рисунка в технике «монотипия», части бабочки, создателя техники
Уметь: различать тёплые и холодные цвета, следовать этапам выполнения рисунка в технике «монотипия», изображать бабочку в технике «монотипия»
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационно-мотивационный | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Проверьте свою готовность. На ваших партах должны быть: бумага формата А4, гуашь, стакан с водой (непроливайка), простой карандаш и кисти. Всё лишнее необходимо убрать. - Наше внеурочное занятие мне хотелось бы начать с замечательного стихотворения, которое вы можете видеть на интерактивной доске. Кто может его громко и выразительно прочитать? - Прочитай, пожалуйста. - Хорошо, о чём это стихотворение? - Что же можно нарисовать? - Да, вы можете нарисовать что угодно, что только захотите. Скажите, а зачем нужно рисовать? Только ли потому, что сможешь изобразить всё желаемое? - Верно. Рисование помогает человеку развивать воображение, способности. Конечно, чтобы этот процесс был интереснее, необходимо узнавать что-то новое, верно? Чем мы сегодня с вами и займёмся. | приветствуют учителя проверяют готовность к занятию - Я! Я нарисую Возьму я карандаш, тетрадь И смирно сяду рисовать. Я нарисую дом и сад, В саду зелёный виноград, А чуть поодаль речка вьётся, И в небе солнышко смеётся. - О рисовании - Дом, сад, зелёный виноград, речку, солнышко. - Нет, мы рисуем для того, чтобы развивать воображение. | Электронная доска (презентация, слайд 1) |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | -Ребята, какое сейчас у нас время года? - Скажите, что весной происходит с природой, как меняется природа с приходом весны? - Верно, молодцы. А чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, - я предлагаю вам разгадать загадку. Слушайте внимательно: Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул и улетел. - Про кого же говорится в этом четверостишье? - Все верно. Образ бабочек встречается в произведениях множества художников, писателей и поэтов со всего мира. Мимо образа бабочек не прошёл и русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи Василий Дмитриевич Поленов. Посмотрите, пожалуйста, на этюд Василия Дмитриевича Поленова, «Бабочки» - Василий Дмитриевич Поленов любил писать ярких, красочных, легкокрылых бабочек. Взглянете, какие красивые бабочки, какие у них яркие, насыщенные крылышки. - Посмотрите внимательно, может каких-то бабочек вы узнали? - Все верно. | - Весна. - Весной пробуждается вся природа! Весной солнышко пригревает, светит ярче, становиться тепло, дни становятся всё длиннее, зеленеет трава, появляются первые цветы на полянках, возвращаются перелётные птицы, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки. У животных появляется потомство, появляются разные насекомые. - Про бабочек! - Адмирал. - Лимонница. | Электронная доска (презентация, слайд 2) |
Целеполагание | - Предположите, какая тема нашего сегодняшнего занятия? - Верно, но мы будем выполнять рисунок бабочки в технике монотипия. Вы знаете что-то про эту технику? - Чему вы научитесь? - Всё верно. Это и будет вашей целью на сегодняшнее занятие. | - Рисование бабочки. - Да/нет. - Научимся рисовать бабочку в технике монотипия. | Электронная доска (презентация, слайд 3,4) |
Анализ конструкции изделия | - Для начала предлагаю вам рассмотреть ещё раз этюд Поленова. Что вы можете сказать про бабочек? Из каких частей состоит бабочка, (имя)? - Верно, (имя). Посмотрите, рисунок на крыльях симметричный. Если на крыле два крупных разноцветных круга, то и на другом крыле точно такой же рисунок, заметили? - Ребята, а каких ещё вы знаете бабочек? -Ого, как много названий бабочек вы знаете, молодцы! | - У бабочки есть два крыла слева и два крыла справа, ещё усики. - Да. - Махаон, капустница, лимонница, павлиний глаз, крапивница. | Электронная доска (презентация, слайд 5) |
Анализ технологической последовательности изготовления изделия | - Давайте познакомимся с техникой, которая называется «монотипия», именно в этой технике вы и будете рисовать вашу замечательную бабочку. - Монотипия – это своеобразная графическая и нетрадиционная техника рисования художественных оттисков. Кстати, что такое «оттиск», кто-нибудь из вас знает? - Верно. Слово «монотипия» состоит из двух греческих слов «моно» - один и «типия» - отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую сторону (поверхность). И сколько бы мы отпечатков не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне, жившему в 17 веке, представляете? | слушают - Отпечаток изображения на бумаге. | Электронная доска (презентация, слайд 6) |
Постановка дидактической задачи | - Рассмотрим с вами подробнее этапы рисования бабочки в технике монотипия. вывешивает на доску рисунки бабочки в технике монотипия - Итак, первым этапом вам необходимо согнуть лист пополам, чтобы получилась ровная линия сгиба. - Второй этап – Вам необходимо на 1 стороне листа аккуратно простым карандашом или тонкой кистью и краской выполнить схематичный рисунок половины бабочки, далее разукрасить этот рисунок гуашью, а вторую часть листа смачиваем небольшим количеством воды. - Третий этап – левую сторону аккуратно прижимаем к правой и тщательно разглаживаем. - И последний, четвёртый этап, - гуашью тонкой кистью прорисовываем мелкие детали – усики, брюшко и голову бабочки. | слушают/по ходу задают интересующие их вопросы | На доске рисунки бабочки в технике «монотипия» по этапам |
Подготовка рабочего места | - В начале занятия мы уже проверяли вашу готовность к занятию и убедились, что все необходимые материалы лежат на партах. Прежде чем приступать к рисованию, вспомните правила работы с красками и кистью. Какие вы можете назвать? - Молодцы! Вы назвали много правил. Не забывайте, что соблюдение перечисленных правил обеспечивает безопасную работу над рисунком и его аккуратное и качественное выполнение! | - Внимательно слушать указания учителя; при работе быть аккуратными, держать руки подальше от лица и одежды, чтобы не испачкать; использовать кисть по назначению; набирать краску на кисть аккуратно; лишнюю краску снимать о край баночки; кисть с лишней водой можно промокнуть об салфетку; по окончанию работы промыть кисть в воде и привести порядок рабочее место. | |
Практическая работа | - Можете приступать к рисованию. Все этапы мы с вами обсудили, они у вас есть на доске, если вы забудете какой-то из этапов. контролирует процесс рисования, при необходимости помогает - Заканчивайте работу, ещё пару минут. - Приводим своё рабочее место в порядок. Убираем все используемые материалы на край парты. | самостоятельно выполняют рисунок бабочки в технике монотипия заканчивают выполнение работы и приводят рабочее место в порядок | На доске рисунки бабочки в технике «монотипия» по этапам |
Оценка готовых работ | - Предлагаю оценить ваши работы. Ничего и никого не стесняйтесь и не бойтесь. У каждого из вас получился свой, особенный и неповторимый рисунок. - Кто готов выйти к доске и показать нам всем свою работу? - Бабочек, которые у вас получились я буду вывешивать на доску, чтобы в конце занятия у нас получилась коллекция самых разных бабочек. - Пожалуйста, (имя). - Ребята, давайте посмотрим на работу (имя) и оценим её по критериям, которые вы видите на доске. - Что можете сказать про работу? - Я соглашусь с вами. Молодец, у тебя получилось очень хорошо! Садись. | поднимают руки по одному желающему выходят к доске оценивают работы по 4 критериям (аккуратность, завершённость, самостоятельность выполнения и оригинальность) | Электронная доска (презентация, слайд 7) |
Рефлексия | - Наше занятие подходит к концу. Вспомните, какая была тема? - Вы правы. Какую цель вы ставили перед собой? - Вам удалось достигнуть её? - Вы узнали что-то новое? - С какими трудностями сталкивались? разбирает ошибки, причины трудностей при их выявлении - Чья работа, из представленных сегодня, вам понравилась больше всего? - Ребята, вы все молодцы! У вас получились замечательные бабочки! Я надеюсь, что вы заинтересовались изученной сегодня техникой, которая имеет название «монотипия», и теперь, используя её, сможете выполнять другие рисунки быстро. Например, в подарок своим близким, ведь подарок, сделанный своими руками, - лучший! Спасибо за работу! На этом наше занятие завершено, можете быть свободны. | - Рисунок «волшебная бабочка» в технике монотипия. - Научиться рисовать бабочку в технике монотипия. Да! | |