СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по экологическому воспитанию. «Осенняя экскурсия в парк»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отметить дальнейшие осенние изменения в парке (листья с деревьев и кустарников спали, ковром лежат на земле. На некоторых кустах и деревьях остались только семена и плоды – рябины липы; Вместо листьев на ветках маленькие почки, зелеными остались только ель и сосна; цветы отцвели, трава пожелтела и увяла).

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологическому воспитанию. «Осенняя экскурсия в парк»»

«Осенняя экскурсия в парк»

Программные задачи:

  • Отметить дальнейшие осенние изменения в парке (листья с деревьев и кустарников спали, ковром лежат на земле. На некоторых кустах и деревьях остались только семена и плоды – рябины липы; Вместо листьев на ветках маленькие почки, зелеными остались только ель и сосна; цветы отцвели, трава пожелтела и увяла).

  • Уточнить представления детей о подготовке насекомых к зиме (многие спрятались под листья, в трещинах коры деревьев и т. п.).

  • Отметить особенности поведения птиц (воробьи держатся стаями, отыскивают корм на земле, синицы ищут корм на деревьях, они отыскивают насекомых и личинки).

  • Дать представление о том, какие работы идут в парке (подготовка к посадке молодых деревьев и кустов, утепление многолетних цветущих растений, например – роз).

  • воспитывать интерес к экскурсии, любовь к природе.


Предшествующая работа: Чтение сказки Н. Павлова «Зимние игрушки» в книге «Четыре времени года». С. А. Веретенникова, А. А. Клыков.


Ход экскурсии

Организационный момент. Придя в парк

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природа увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы

И отдаленные седой зимы угрозы.


- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Как вы догадались?

- Какое сейчас время года на дворе?

- Какая погода бывает осенью?

- Какая погода сегодня во дворе?

- Какая погода была на дворе в прошлый раз, когда мы были с вами на экскурсии в парке?

- Да, еще светило солнце, было тепло, дорожки были сухие. Разная погода бывает осенью. Недаром в народе говорят: «В осеннее ненастье – семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, и ревет, и льет, и внизу метет».

- Ребята, какие осенние месяцы вы знаете.

- Молодцы, хорошо. Сентябрь – это начало осени, октябрь – середина, ноябрь – конец осени.

- Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте, о каком месяце осени в нем говорится.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря –

И открылась школа.

- Да, в этом стихотворении говорится о месяце сентябре.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе,

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

- В октябре чаще идут дожди, вянет трава на лугах, и совсем не слышно кузнечика, не поют уже так весело и звонко птицы.

- А какой сейчас месяц осени?

- Ноябрь. Это самый последний месяц осени. После ноября наступит зима.

Стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

- Поэтому в нарде и говорят «В ноябре зима с осенью борется».

- Ребята, обратите внимание на деревья, что с ними произошло? (дети наблюдают и рассматривают деревья)

- Как называется период осени, когда с деревьев опадают листья?

- Период листопада (закрепление)

- Почему опадают листья у деревьев? (листопад спасает ветки деревьев от механического повреждения при сильном снегопаде, т. е. если бы листья остались на деревьях и выпал бы снег, то ветки у деревьев обломились бы от большой тяжести и погибли бы).

- Отгадайте загадку.

Угадай, как звать наш дом?

Все расскажем мы о нем:

Он окрашен в белый цвет

И на ветках шишек нет,

А кудрявятся на нем

Листья мелкие кругом. (береза)

- Какое это дерево?

- По каким признакам можно определить это дерево осенью?

- Да, по белоснежному стволу и веткам. Возле дерева можно найти опавшие листья.

- Много поэтов писали стихи о нашей русской красавице. Ребята, кто знает стихотворение о березе?

- Не только поэты писали стихи о березе, но и композиторы сочиняли песни, художники писали картины, вот посмотрите (показать).

- Послушайте еще одну загадку.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (сосна, ель)

- Как называется это дерево. Да, это сосна. (рассмотреть)

Е. Головин. Собрались и полетели

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари,

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

- Какие изменения происходят в животном мире осенью?

- Куда же девались птицы?

- Какие птицы улетают на юг первыми?

- Да, это насекомоядные птицы.

- Это ласточки, стрижи, кукушки (показ иллюстраций).

- Почему они улетают первыми? Потому что с наступлением холодов исчезают все насекомые, птицам нечем питаться, поэтому им приходится улетать на юг, преодолевая большие расстояния.

- Какие птицы улетают последними? Да, это водоплавающие птицы.

- Почему?

- Осенью, замерзают все пруды, озера, болота.

- Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки, лебеди, журавли).

Журавли летят курлычут

Шлют последнее прощай!

За собою лето кличут

Забирают в теплый край.

- Ребята, а каких птиц вы видите сейчас в парке.

- Да, это голуби, воробьи, вороны, галки (показать иллюстрации, если нет птиц).

- Ребята, отгадайте, о какой птице говорится в загадке.

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком

Вертушке никак не сидится –

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится …. (синица)

- Да, это синица. Посмотрите, какая она проворная, шустрая, быстрая.

- Когда мороз скует землю и выпадет снег, прилетят к нам кочующие птицы с севера. Это снегири, клесты (показать иллюстрации).

- Зимой птицам холодно и голодно, человек всегда должен заботиться о них.

- Как же вы заботитесь о птицах?

- Давайте покормим птиц (детей подкармливают птиц в парке заранее приготовленными семенами).

- Дети, какие работы люди выполняют в парке осенью? (обратить внимание на клумбу).

- С клумбы убирают сухие листья, выкапывают клубни георгинов, пересаживают нарциссы, тюльпаны, укрывают розы и хризантемы, пионы.

- Садовники в садах и парках готовят деревья к зиме, высаживают саженцы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!