Конспект занятия по обучению грамоте в дошкольной группе
« В гостях у Королевы Знаний»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте», поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.
Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Развивающие задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной работы в паре.
Демонстрационный материал: письмо от королевы Знаний; доска;
картинки: жук, лимон, курица; картинка паровоз с вагонами; буквы; фишки для звукового анализа слов; картина «Весна»; полоски схемы предложений; картинки: подснежник, скворечник, гнездо; ребусы, мяч.
Методы и приемы: игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, разгадывание ребусов, работа в паре, индивидуальная работа детей, контроль и самоконтроль, рефлексия.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие.
- ребята, нам сегодня принесли письмо. Давайте вскроем конверт, и узнаем от кого оно пришло.
(Распечатываю конверт и читаю.)
«Мои дорогие друзья! Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я желаю вам удачи!
Королева Знаний.
- Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) -ьНу, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? (да) Тогда в путь.
Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди! (музыка)
Вот мы и в стране знаний. И первым заданием, которое приготовила для вас Королева Знаний, будет игра «Вопрос — ответ»
Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
Из чего состоит слово? (из слогов)
Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
— Молодцы, все справились с первым заданием.
Задание № 2. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу" (с мячом)
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова. (Задание выполняется стоя.)
«НО»: нос, номер, нота. "МА": мама, машина, масло.
"ЛИ": лимон, лимонад, линейка. "КУ": курица, кукла, куст.
«ТО»: торт, топор, ток. «МУ»: муха, музыка, мука
Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество».
— Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагонами . В паровозах одно, два, три окна. Перед вами картинки. Вам нужно разложить их по вагонам. Но для этого вам нужно разделить слова на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов? (ЖУК, ЛИМОН, КУРИЦА)
Дети: При помощи хлопков. А еще сколько гласных в слове, столько и слогов.
Задание № 4 «Звуковой анализ слов».
- Давайте с помощью букв выложим слово ЖУК и сделаем звуковой анализ этого слова (выкладываем схему к слову…)
- Давайте с помощью букв выложим слово ЛИМОН и сделаем звуковой анализ этого слова.
(Дети выполняют задание. Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове у доски).
Физ.минутка
Задание №5 «Где прячется звук?»
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Королевы знаний и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
- Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький.
(Подснежник) Где в этом слове живет звук [Н]? Дети. В середине слова.
-Новоселье у скворца он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы.
(Скворечник) Где в этом слове живет звук [С]? Дети. В начале слова.
Здесь на ветке чей-то дом. Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут. (Гнездо)
Где в этом слове живет звук [О]? Дети. В конце слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Задание №6 Игра с мячом. Дети ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно- ласкательное суффиксальным способом
мяч — мячик подушка — подушечка
перо — перышко стул — стульчик
стол — столик дверь — дверка лист — листочек ведро — ведерко
Воспитатель:
— Молодцы! Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза. Раз, два, три в группу нашу нас верни! (звучит музыка)
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, какие задания вы выполняли? Что понравилось? Что было трудно?
Вы сегодня были такие молодцы!
«До свидания»