СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения».»

Конспект занятия  по развитие речи  в подготовительной группе

«Лексические игры и упражнения».


Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. 

1..  Организационный момент:

Дидактическая игра «Назови три слова» (активизация предметного словаря, закрепление умения употреблять обобщающие понятия).

Восп: Ребята, а вы любите играть? Но если любите, тогда  сегодня я хочу поиграть с вами: «Назови три слова»

  – Овощи. (Лук, свекла, морковь).

  – Фрукты. (Яблоко, груша, лимон).

  – Дикие животные. (Медведь, волк, лось).

  – Домашние животные. (Лошадь, корова, кролик).

  – Деревья. (Береза, дуб, сосна).

  – Одежда (Платье, брюки, куртка).

  – Зимние явления природы (Снегопад, метель, вьюга).

2..  Постановка  цели занятия.

Звучит магнитофонная запись «Песенка снеговика».

– Ребята, слышите песенку? Она звучит все громче и громче. Кто-то идет к нам гости. (Появляется снеговик на лыжах).

  – Кто это? (Это снеговик).

– Он хочет поговорить с вами о своем любимом времени года. Какое время года любит снеговик? (Снеговик любит зиму).

– О чем мы будем говорить на занятии? (Мы будем говорить о зиме).

3..  Беседа по теме.

(повторение признаков зимы, названий зимних месяцев)

– Почему снеговик любит зиму? (Зимой солнце светит редко и не греет.  Земля покрыта снегом. Если снег липкий, можно лепить снеговика. Зимой холодно, и снеговик не тает.)

– Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад).

– Что чаще бывает: зима или снегопад? (Чаще бывает снегопад).

– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

– Что приносит нам зима? (Зима приносит нам        холод (морозы, метели, снег, зимние забавы, радость, веселье).

– За что вы любите зиму? (Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика. Зимой приходит Новый год). 

Физминутка: « Снеговик»

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую) 
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков) 
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают круговые движения по бедрам) 
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой) 
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь) 
Вот такой (показывают величину кома меньше) 
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) 
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком) 
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху) 
Шагает наш снеговичок  
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает  (продолжительный выдох ртом)

4.  Подбор  определений к существительным

(активизация словаря признаков)

Игра «Снежки»

− Снеговик принес вам снежный комочек. Как он

называется. (Снежок.)

− Давайте поиграем со снежком и подберем слова - признаки.

Ветер какой? (Холодный, колючий, северный).

– Зима какая? (Холодная, морозная, снежная, волшебная).

– Снег какой? (Белый, пушистый, чистый, холодный, блестящий,

липкий).

− Снежинка какая? (Маленькая, кружевная, хрупкая).

5.  Подбор родственных слов (образование однокоренных слов).

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

– Снеговику понравилось с вами играть и он предлагает вам еще одну свою любимую игру «Доскажи словечко». Добавляйте слова, похожие на слово «снег».

Тихо, тихо как во сне

Падает на землю ……. снег.

С неба всѐ скользят пушинки

Серебристые ……. снежинки.

На посѐлки,  на лужок

Всѐ летит-летит ….. снежок.

Вот веселье для ребят

Всѐ сильнее ……. снегопад.

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в ……. снежки.

Словно в белый пуховик.

Нарядился ………. снеговик.

Рядом снежная фигурка

Это девочка ……… снегурка.

На снегу то посмотри −

С красной грудкой …..... снегири.

Словно в сказке, как во сне Землю всю укутал ….... снег.

– Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири).

– На какое слово похожи эти слова? (На слово «снег»).

6. Физкультминутка.

– Снеговик предлагает покататься на лыжах.

- Представьте, что вы отталкиваетесь лыжными палками. (Имита-

ция езды на лыжах).

– На лыжне нас ждет успех. Кто бесстрашен, скажет «Эх!»

– Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»

– У кого захватит дух, произносит слово «Ух!»

– Кто в сугробе с головой, произносит слово «Ой!».

7. Составление  предложений по картинкам

- Ребята, пока мы со снеговиком катались на лыжах у нас на столах появились какие – то картинки.

- Давайте пойдем посмотрим?

– Ой ребята,  Снеговик  говорит, что это он принес  для вас

конверт с зимними картинками, чтобы вы помогли ему составить предложения по картинкам.


8. Составление рассказа  о  зиме  по картинкам --схемам

− Ребята, какой ваш самый любимый праздник зимой? (Новый год).

− Давайте вместе со снеговиком нарядим елку. (Выставляется елка и шары с

изображением различных времен года).

− Выберите и повесьте на елку шары, на которых изображена зима.

- Дети вешают шарик на елку и рассказывают о зиме

-  Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом, реки покрыты льдом.

- Зимой деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках.

-  Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах. Заяц и белка поменяли мех. Заяц зимой белый, а белка серая.

-  Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки.

-  Зимой дети катаются на санках,

на лыжах, на коньках.

-  Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки.

- Елка наряжена, а у нас получился рассказ. Давайте его перескажем. (пересказ рассказа по частям).

− Расскажите о зимних явлениях природы. (Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом, реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках).

− Расскажите о жизни диких животных и птиц зимой. (Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах. Заяц и белка поменяли мех. Заяц зимой белый, а белка серая. Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки).

− Расскажите про зимние забавы. (Зимой дети катаются на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки).

9. Итог занятия.

− Снеговику очень понравилось, как вы занимались. О чем мы говорили на занятии? Мы говорили о зиме.

-  Что вам понравилось на занятии? (Добавлять слова, составлять предложения, составлять рассказ о зиме).

-  Оценка деятельности детей