Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31 «Дюймовочка»
Конспект
занятия по развитию речи
«Насекомые»
для детей подготовительной группы
Воспитатель:
Фалько Е.Б.
Программные задачи:
Образовательные:
закреплять представления о насекомых, особенностях их внешнего вида, образа жизни, закреплять умения употреблять существительные с увеличительным суффиксом, согласовывать существительные с числительными, употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа, упражнять в образовании сложных слов, учить отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
развивать слуховое внимание, мышление; развивать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Воспитательные:
воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Материалы: картинки насекомых, цифры, разрезные картинки насекомых и цветочки с цифрами.
Ход занятия:
1 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел профессор «Почемучкин». Он любит узнавать все новое. Он для вас приготовил задание, которое поможет вам понять, о чём мы сегодня будем говорить.
2 Д. и. «Четвёртый лишний»
Муха, муравей, грач, пчела.
Кузнечик, саранча, муравей, муха.
Стрекоза, жук, гусеница, собака
Бабочка, кузнечик, стрекоза, божья коровка.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Пчела, оса, колибри, бабочка.
3 Воспитатель: Ребята, в этой игре о ком больше всего говорилось, как можно назвать это одним словом? (Насекомые).
Воспитатель: Давайте расскажем Профессору Почемучкину, что мы знаем о насекомых.
Давайте назовём, что есть у насекомого: голова, глаза, усики, брюшко, лапки, крылья.
Воспитатель: Почему же насекомых называют насекомыми, а не шестилапыми, двуногими? (профессору это очень интересно узнать)
На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать, насечка, насекомое»
Воспитатель: А чем питаются насекомые? Насекомые питаются пыльцой, нектаром, стеблями растений, листьями, соком свежих и подгнивших плодов и ягод, семенами, корой, древесиной, корешками.
Воспитатель: Какую пользу приносят насекомые?
Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Воспитатель: А какой вред приносят насекомые?
Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных (мухи, комары, поедают листья деревьев (гусеницы, тля);
Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.
Воспитатель: Мы столько с вами рассказали профессору, что пришло время нам передохнуть. Вы готовы?
4 Физкультминутка
Этот странный дом без окон (Дети стоят кругом, руки над головой в виде крыши)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (Поворачиваются в правую сторону)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются в левую сторону)
Но зима промчалась мимо - (Разводят руки в стороны,потягиваются).
Март, апрель, капель, весна (Медленно садятся.)
Просыпайся, соня - Сонюшка! (Медленно встают).
Под весенним ясным солнышком (потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна. (Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.)
Стала бабочкой она!
5 Игра «Сколько слогов в слове».
Детям раздаются картинки насекомых, они определяют количество слогов и прикрепляют насекомого к цветку с цифрой.
6 Д/И «Маленький-огромный»
Пчела – пчелище – пчёлка.
Муравей – муравьище – муравьишка.
Кузнечик – кузнечище – кузнечишка.
Жук – жучище – жучок
Таракан – тараканище - тараканчик
7 Д./ и. «Подбери словечко»
Бабочка (какая) – красивая, яркая, пестрая
Муравей (какой) – маленький, трудолюбивый, полезный
Кузнечик (какой) – зеленый, шустрый, длинный
Пчела (какая) – полосатая, пушистая, опасная
Комар (какой) – носатый, юркий, пищащий
Божья коровка (какая) – пятнистая, полукруглая, гладкая
Стрекоза (какая) – большеглазая, огромная, быстрая
8 Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы с вами узнали, в какие игры мы играли, кто к нам приходил? Что вам больше всего понравилось?