Конспект занятия
по развитию речи в средней группе
На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»
Задачи:
-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;
- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;
- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;
- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета), раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Сюрпризный момент. ( Работа группами у стола)
Ребята, я сегодня получила два письма.
Там должны быть подсказки, о чем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.
Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и чашка.
На какие звуки начинаются слова? (ответы).
Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.
2. Основная часть (работа за столами).
Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места (словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). - Сели на свои места.
Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки).
На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:
«Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока» (медленно, быстро, все вместе, по одному)
«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:
1. Игра «Эхо»
Ча – ща –ща, ща – щу –чи
Чи – щи –чи, ащ – ущ - ча
Ач – ач – щу, чу – ча – щи.
Молодцы, справились с заданием!
2. Найди звук в слове.
Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.
Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.
3. Физминутка
- Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (Воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
4.Д/И «В стране великанов и гномиков»
Теперь очень трудное задание.
- Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок - кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).
Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.
5. Закрепление.
Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.
Пальчиковая гимнастика.
Мальчик - пальчик, где ты был?
(большой пальчик поворачивается)
- С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)
- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)
- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)
- С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)
Песни пел, да плясал,
Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)
- Ребята, а теперь разукрасьте каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. – синим.
6. Итоги
-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Щ], с буквами Ч, Щ)
- Назовите слова, начинающиеся со звука [ч] (часы, чашка, чеснок)
- Назовите слова, начинающиеся со звука [щ] (щека, щипцы, щука)