«Путешествие по стране добра и зла»
Цель: в процессе творческого познания окружающего мира, интеллектуального поиска продолжить формирование детского коллектива. Заставить ребёнка задуматься о мнимой и настоящей человечности, о связи между добром и милосердием.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня я вас приглашаю на откровенный разговор по теме «Добро и Зло».
2. Выяснение эмоционального настроя класса.
(Работа с карточками. «Эмоциональные состояния людей: радость, гнев, тоска и т.д.»)
3. Основная часть.
- С какими понятиями и словами ассоциируются слова Добро и Зло?
- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?
- Послушайте притчу о звёздах.
- Сидели два узника в тюрьме, один видел сквозь решетку звезды, а другой – грязь.
- А почему? (Ответы детей)
- А почему говорят: «Добро порождает добро, а зло порождает зло?».
- Как выглядит добро? А как зло?
- Нарисуйте, что вы представили и напишите, как вы понимаете, что такое добро, зло.
Рассмотреть ситуацию.
Один мальчик считал себя очень вежливым и добрым.
- Действительно ли он добрый?
По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому 8 лет. У одного было в руках 5 предметов: один портфель, три книжки, один большой свёрток. Одна из книг упала.
- У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик. – У вас было три книги, плюс один портфель, плюс пакет. Итого 5 вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий и с трудом поднял упавшую книгу. – Однако есть правила, которых ты ещё не усвоил.
- О каком правиле подозревал прохожий?
- Можно ли сказать, что мальчик вежливый?
- Чтобы вы сделали на его месте?
Стихотворения:
С.Маршака “Ежели вы вежливы”.
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» — говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.
Жил в стихах моих когда-то
Вовка – добрая душа.
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид.
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком.
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты.
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Знайте все, что он недобрый:
Злее волка, злее кобры.
“Берегись, не то убью!” –
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом:
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, чуть дыша,
Лишь бы только не услышать:
“Вовка – добрая душа!”
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй.
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
- Никогда не стесняйтесь доброты и добрых, вежливых слов, ведь вежливые, добрые слова сказать нетрудно.
На добрые слова не надо скупиться.
(Подвести итог)
Дети читают пословицы:
- С кем ещё можно дружить? (С природой, с животными)
- Да, ребята, животные – это братья наши меньшие, и они не могут за себя постоять, они слабы перед человеком, т.к. человек – разумное существо и обхитрить ему беззащитную зверюшку не сложно.
4. Итог урока.
- Да, человек должен хотеть быть добрым и даже можно приучить себя добрым поступкам, но этого недостаточно.
- Какое ещё качество необходимо человеку? (Совесть).
- Да, добро без совести невозможно.
- А что является лучшим лекарством от обиды? (Прощение).
- Стремитесь к Добру. И недостаточно называться человеком, нужно им быть! Хотя бывает и нелегко сохранить честь, совесть, достоинство.
- Что такое Добро?
- Спасибо всем за откровенный разговор.