Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад) №10 «Аленушка» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
Конспект занятия
средней группы № 2 «Сказка»
Тема: «Путешествие в «Страну Знаний»
Воспитатель: Шаповалова Н.В.
2020г.
Задачи:
Закрепить у детей навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, соотнесение цифр 1-5 с количеством и порядком предметов.
Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. Закрепить понятия (широкий, узкий, длинный, короткий). Повторить времена года и их признаки. Повторить героев сказок К.И.Чуковского.
Развивать связную речь, мелкую и крупную моторику, память, внимание, слуховое восприятие, координацию движений. Повышать познавательную активность детей.
Материал: Картинки с название остановок, сюжетные картинки "Времена года", мнемотаблицы «Признаки осени», набор цифр (от 1 до 5), герои из сказок «Заюшкина избушка» и К.И.Чуковского, избушки лубяная и ледяная, домики с окошками геометрических фигур, запись Е.Железновой «Автобус», руль, игрушка Ежик, музыкальные инструменты: бубен, барабан, дудочка.
Раздаточный материал: Набор цифр от 1 до 5, карточки с предметами, набор геометрических фигур (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник), набор картинок «Части суток»
Ход занятия
Дети стоят на ковре в кругу.
Воспитатель: Ребята, давайте друг с другом поздороваемся и пожелаем хорошего дня.
Упражнение «Утро в детском саду»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!!!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: На чём любите путешествовать?
Дети: Автобус, поезд, машина.
Воспитатель: А трудностей не боитесь?
Дети: Нет
Воспитатель: Тогда в путь! Отправляемся мы с вами в сказочную «Страну Знаний» и посетим все ее королевство. Готовы?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Страна Знаний находится очень далеко, что пешком туда не просто так дойти, сейчас я загадаю загадку, а вы должны отгадать, на каком транспорте мы туда поедим.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином (Автобус)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Вы согласны?
Дети: Да
Песенка с движением Е.Железновой «Автобус»
(дети выполняют движения согласно текста)
Воспитатель: А вот и «Страна Знаний», а теперь мы с вами прогуляемся пешком по «Стране Знаний» и посетим различные станции.
Воспитатель: А вот и первая остановка «Природная».
Здесь нас ждут загадки о временах года. Постарайтесь их отгадать.
Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Давайте вспомним признаки осени и зимы.
Работа по мнемотаблицам «Признаки осени»
А какие признаки зимы вы знаете?
- Какое небо зимой? (зимой небо серое, хмурое)
- Какое солнце зимой? (зимой солнце светит, но не греет)
- Какие бывают осадки? (зимой часто идет снег и дождь)
- Какие стоят деревья? (деревья стоят голые)
- Что зимой происходит с птицами? (птицам трудно искать себе еду, поэтому вешаю кормушки)
- Какие зимние забавы вы знаете? (игра в снежки, катание на санках, лыжах, лепить снеговика)
Воспитатель: И у каждого времени года есть свои признаки и приметы. Предлагаю поиграть в игру.
Игра «В какое время года?»
- В какое время года все купаются и загорают?
- В какое время года птички улетают на юг?
- В какое время года расцветают подснежники?
- В какое время года играют в снежки?
- В какое время года тает снег?
- В какое время года с деревьев опадают листья?
- В какое время года появляются проталины?
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете времена года. А наше путешествие продолжается. Вторая остановка «Граммотейка». Ребята, смотрите, кто нас встречает?
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Ребята, ёжик предлагает нам поиграть с ним.
Словесная игра «Скажи наоборот».
Сахар сладкий, а перец…… (горький).
Летом листья зеленые, а осенью…… (желтые).
Дорога широкая, а тропинка…... (узкая).
Зимой дни короткие, а весной ….. (длинные).
Чай горячий, а мороженное ……(холодное).
Заяц добрый, а волк …… (злой).
Ночью темно, а днем …… (светло).
Дерево высокое, а куст ….. (низкий).
Дедушка старый, а внук ….. (молодой).
Воспитатель: А еще, ёжик хотел узнать, знаете ли вы песенку комара (з-з-з), комарика (зь-зь-зь), песенку жука (ж-ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш), песенку воды (с-с-с)?
Воспитатель: А сейчас мы это проверим, проведем игру со звуками.
Игра со звуками.
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны похлопать в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
Песенку воды (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
Очень хорошо.
Игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Я сейчас вам буду читать фразы, а вы должны ее закончить.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за ... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке ... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые ... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее ... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало ... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ... (лисица)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Воспитатель: Отлично справились с заданием! А наше путешествие продолжается
И третья остановка «Математическая»
А чтобы попасть нам на следующую остановку, начинаем мы считать:
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать, (дети шагают)
Отдыхать умеем тоже (останавливаются)
Руки за спину положим,
Голову подымим выше и легонечко подышим.
Дети закрывают глазки и дышат.
В это время воспитатель выкладывает три дорожки разного цвета и размера.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот тропинки которые ведут на станцию Математики. Какие разные тропинки. Посмотрите, чем они отличаются. Воспитатель задаёт вопросы: Черная - какая тропинка (длинная, узкая), а зеленая - (короткая, широкая), красная (средняя). По какой тропинке пойдём мы, чтобы быстрее попасть в королевство? (по широкой, короткой)
Дети проходят и садятся за столы.
Воспитатель: Послушайте загадки:
1.Мамы деток разбудили, дети личико умыли! Застелив свои кроватки, будут в детский сад шагать. Все ответят дружно, наступило…. УТРО
2. Солнышко уже давно смотрит ласково в окно. Поиграли, почитали и немножечко устали. На прогулку мы идем. Происходит это …. ДНЕМ
3.Наигралась детвора, расставаться нам пора. Вот уже и мы с тобой возвращаемся домой. Огни мелькают словно свечи, все ответят это…. ВЕЧЕР
4. На дворе уже темно, спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь, наступила, значит…. НОЧЬ
Перед вами лежат картинки с изображением частей суток, давайте выложим их в правильном порядке?
(Дети выполняют задания)
Игра «Сосчитай на слух и покажи карточку»
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат карточки с кружочками. У меня на столе лежат музыкальные инструменты, я буду играть на инструментах, а вы будете считать на слух и показывать определенную карточку. Например, если я постучу 3 раза, значит нужно показать карточку, на которой изображено 3 круга.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Ребята, у вас на столе лежат картинки, на которых изображены предметы и цифры. Вам нужно соотнести цифру с количеством предметов, изображенных на картинках.
(Дети считают предметы и подбирают необходимые цифры.)
Воспитатель: А сейчас, я вам ребята, предлагаю поиграть.
Подвижная игра «Найди свой домик»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает домики с окошками разной формы и предлагает разложить их на ковре.
Затем дети делятся на 4 команды (у членов команды свои геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники или прямоугольники, соответствующие формам окошек домиков).
По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе, по второму сигналу находят свои «домики»: т.е., у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат,— к квадрату и т.д. Затем дети обосновывают свой выбор.
Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз воспитатель меняет местами «домики», а команды обмениваются геометрическими фигурами.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, четвертая остановка «Физкультурная»
Мы прибыли на остановку «Физкультурную». Здесь мы с вами разомнемся:
Физкультминутка.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
Раз – подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – нам в путь пора опять.
Воспитатель: Отдохнули. Тогда продолжим путешествие, следующая пятая остановка «Сказочная». Мы прибыли с вами на остановку «Сказочную» присаживайтесь на стульчики.
Ребята, здесь живут герои сказки, а какой вы узнаете, посмотрев на эти две избушки. (на мольберте изображения лубяного и ледяного домиков)
Из какой сказки эти домики?
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Давайте вспомним героев этой сказки.
(Дети называют поочередно героев сказки, изображения поочередно появляются на мольберте).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны отгадать из какой это сказки:
1. «Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало
Наступила темнота,
Не ходи за ворота
Кто на улицу попал
Заблудился и пропал»
(Краденое солнце)
2. «Она по полю шла, и денежку нашла
Пошла на базар и купила самовар»
( Муха-Цокотуха)
Кто может вспомнить отрывок из этой сказки? (ответы детей)
Кто спас муху? (ответы детей)
3. « Он по Африке идет, на всю Африку поет:
Я кровожадный, я беспощадный
Я разбойник и злодей
Подавайте мне маленьких и очень маленьких детей»
( Бармалей)
Какой Бармалей ? (ответы детей) Что случилось с ним в сказке? (ответы детей)
4. «Он великий умывальник,
Умывальников начальник
И мочалок командир»
( Мойдодыр)
Кто это? (ответы детей) Из какой сказки? (ответы детей)
5. «Бедная баба одна
И плачет и плачет она
Села бы баба за стол
Да стол за ворота ушел...
(Федорино горе)
Про кого эта сказка? (ответы детей) Почему убежала посуда от Федоры? (ответы детей)
6. «Приходи к нему лечиться
И корова и волчица
Он под деревом сидит
всех излечит, исцелит»
(Айболит)
Какой был доктор? (ответы детей) Откуда пришло письмо? (ответы детей) Что случилось со зверятами? (ответы детей)
В: Молодцы, ребята! А кто эти замечательные сказки написал?
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель: Ну и последнее на сегодня задание. Вам, ребята, надо отгадать, из какой сказки предмет.
На экране появляются предметы: Самовар (Федорино горе, Муха-Цокотуха), полотенце (Мойдодыр), телефон (Телефон), сапожки ( Муха- Цокотуха), тарелка (Федорино горе).
Итог занятия.
Воспитатель: Вот автобус и привез нас в детский сад. Сегодня мы с вами путешествовали по «Стране Знаний». А что вам понравилось больше всего?
Какие задания вам понравилось выполнять?