ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Конспект занятия.
Тема. Школа, школьные принадлежности.
Провела: Учитель Коньшина В.В.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о школе и школьных принадлежностях.
Задачи:
- учить детей давать полные ответы на вопросы учителя-дефектолога;
- обогащать словарный запас по данной теме, образовывать притяжательные прилагательные множественного числа;
- развивать логическое мышление;
- развивать связную речь;
- учить составлять творческий рассказ;
- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Методы и приемы: создание ситуации успеха, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, работа в паре, индивидуальная работа детей, контроль и самоконтроль, рефлексия.
Ход занятия:
Игра на сосредоточение «Лишнее слово». Дефектолог предлагает детям прослушать слова и выделить лишнее, объяснить, почему оно лишнее.
Карандаш, ручка, указка, фломастеры.
Сумка, ранец, мешок, пакет.
Пила, отвертка, молоток, пенал.
Диван, кресло, табуретка, парта.
Беседа о школе и школьных принадлежностях.
Дефектолог: – Как можно назвать это, одним словом? (Школьные принадлежности).
Дефектолог:– Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о школе и о школьных принадлежностях.
– Посмотрите на доску, какие ещё школьные принадлежности вы видите? (Кисточка, краски, тетрадь, альбом, учебники, линейка, ластик, пластилин, звонок, мел.)
- А что это за здание? (школа)
– Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученик, ученица, школьник, школьница)
– А как называют детей, которые учатся в одном классе? (Одноклассники, одноклассницы.)
– А кто учат детей в школе? (Учат детей в школе учитель, учительница.)
– За чем дети сидят в школе? (Дети сидят в школе за партами.)
Игра «Какой, какая, какие». Дефектолог спрашивает, например, «Звонок из металла — звонок какой?» (металлический), «Тетрадь из бумаги — какая?» (бумажная) и другие.
– Звонок из металла – звонок, какой? (Металлический). А ещё какой? (Звонкий, звонящий, блестящий.).
- Тетрадь из бумаги, – какая? (Бумажная) А ещё какая? (Зеленая, тонкая, в клеточку, в линеечку.)
- А карандаш, какой? (Деревянный, острый, тупой, толстый, тонкий, цветной, простой, разноцветный, двухсторонний, если карандаш совсем маленький, то это карандашик.)
- А пенал, какой? (Пластмассовый, деревянный, вместительный.) Ручка из пластмассы – пластмассовая, а ещё какая? (Красная, зеленая, синяя, толстая, тонкая.)
- Ластик из резины – ластик, какой? (Резиновый, жесткий, мягкий.)
- Портфель из кожи, – какой портфель? (Кожаный.)
Упражнение «Нелепицы».
Дефектолог: – Молодцы, ребята вы хорошо составляете предложения, но есть дети которые не умеют составлять предложения, вот послушайте и исправьте предложение «Нелепицы».
- Кисточка рисовала Лену. (Лена рисовала кисточкой.)
- Учебник учиться по Васе. (Вася учиться по учебнику.)
- Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель.)
- Ручка написала письмо Тане. (Таня ручкой написала письмо.)
- Азбука читает Олю. (Оля читает азбуку.)
Физминутка.
– Молодцы, ребята умницы. А теперь все встали, проверю, как вы знаете буквы и какие внимательные, если покажу букву «А» – нужно тихо стоять, если «У» – нужно приседать, а если «Ы» – хлопать в ладоши.
Отдохнули, сели.
Составление рассказа. Дефектолог предлагает детям составить рассказ, например, «Почему Ваня опоздал в школу».
Дефектолог: – Посмотрите на экран. Как вы думаете что произошло с мальчиком Ваней? (Он опоздал в школу, учитель ругает). А хотите узнать, почему так произошло?
Сейчас будем составлять рассказ «Почему Ваня опоздал в школу».
Я вам расскажу начало рассказа, а дальше вы продолжите.
Вечером папа принес Ване новую компьютерную игру и сказал: «Поиграешь завтра, потому что сегодня уже поздно, а сейчас ты должен собрать портфель и лечь спать…».
Когда родители уснули...
Посмотрите ребята, что же было дальше, когда уснули родители.
О чем рассказывает первая картина? (Ваня потихоньку включил компьютер и решил немного поиграть, но он так увлекся, засиделся, и не заметил, как наступила поздняя ночь).
Хорошо ребята посмотрите на вторую картинку, что было дальше. О чем нам рассказывает вторая картинка? (Ваня ложился спать, он даже не вспомнил, что нужно ему собрать портфель).
Смотрим на третью картинку.
Утром зазвенел будильник, Ваня проснулся и увидел, что вечером он не собрал портфель. Ваня долго собирал свои школьные вещи, когда пришел в школу, уже шел урок. А когда учительница ругала Ваню, он подумал…
Ребята о чем он подумал? (Что вовремя надо собирать портфель, слушать родителей.)
Мы к каждой картинке придумали предложения, у нас получился рассказ.
А теперь ещё раз послушаем начало рассказа, а продолжит...
А весь рассказ расскажет ...
Рефлексия.
– Молодцы. Что вы сегодня нового узнали? О чём говорили? Что вам было трудно выполнять?
Ответы детей.