Тема: «Путешествие по сказкам»
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках; создать радостное настроение при общении с взрослыми и сверстниками. Поддерживать интерес к русской народной сказке.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение детей узнавать и называть сказки по литературным фрагментам, загадкам, иллюстрациям, ключевым словам. Закрепить умение детей строить простые предложения, используя описательные прилагательные.
Развивающие: Развивать и активизировать в речи детей название знакомых сказок, имена сказочных героев, образных выражений, сравнений; Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок по описанию. Развивать интонационную выразительность речи детей, память, мыслительную операцию. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.
Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, произведениям устного народного творчества. Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Приемы руководства деятельностью детей:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент.
Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: сказочный персонаж "Колобок"
Приемы организации практической деятельности детей: оказывание помощи сказочным персонажам в сказках
Приемы поддержания интереса у детей: путешествие по станциям
Приемы оценки и самооценки: поощрение, самоанализ отдельных моментов занятия.
Предварительная работа: Чтение сказок «Курочка Ряба», «Репка». Драматизация знакомых сказок с различными видами театра, рассматривание книг и иллюстраций, разгадывание загадок. Чтение сказки «Колобок», рассматривание колобка, иллюстрации к сказке, игра с кукольным театром по сценарию сказки
Создание среды для организации и проведения занятия:
Оборудование: Сказка «Репка»- настольный театр, коробка, конверт с письмом; сказка «Курочка Ряба»- резиновый театр, сказка «Колобок» - театр бибабо, домик – 3 шт. Выставка книг и иллюстраций к сказкам, игрушка Колобок. Мяч.
Словарная работа:
Упражнять детей в подборе слов противоположных по смыслу. 2. Учить правильно строить предложения. Расширять словарь детей.
Планируемые результаты:
Личностные (повышение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками).
Познавательные (закрепление умения выявлять, анализировать, воспроизводить по памяти).
Речевые (соблюдение норм речевого поведения в типичных ситуациях общения, использование различных видов диалога)
Критерии оценки деятельности детей в занятия:
Обогащать активный и пассивный словарь детей по теме «Сказки».
Направления развития | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное | Рассматривание книг | Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес. |
Социально - коммуникативное | Помощь сказочным героям | Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции. |
Речевое | Дидактическая игра с мячом | Развивать интонационную выразительность речи детей, память, мыслительную операцию. Закрепить умение детей строить простые предложения, используя описательные прилагательные Развивать и активизировать в речи детей название знакомых сказок, имена сказочных героев, образных выражений, сравнений; |
Художественно-эстетическое | Путешествие по сказкам, отгадывание загадок, | Совершенствовать умение детей узнавать и называть сказки по литературным фрагментам, загадкам, иллюстрациям, ключевым словам. Воспитывать интерес к родному языку, произведениям устного народного творчества. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок по описанию. |
Физическое | Физминутка «Репка» | |
План занятия
1.Вводная часть: Создание игровой ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. 2. Основная часть: Рассматривание книг Игра с мячом Останока сказка "Репка" Физминутка Остановка сказка "Курочка ряба" остановка сказка "Колобок" 3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей. Подведение итогов занятия: Длительность занятия | 3мин 10мин 2 мин. 15мин. |
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Части занятия | Содержание | Области |
1. Вводная часть. Создание игровой ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели. | Ход занятия Воспитатель: -Мы все за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Справа друг и слева друг– улыбнёмся всем вокруг. Воспитатель: -Много сказок есть на свете Сказки очень любят дети Все хотят в них побывать И, конечно, поиграть! Воспитатель: Предлагаю нам сегодня отправиться в путешествие в страну сказок на нашем волшебном поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькие вагончики. Согласны? Дети: Да Воспитатель:А пока мы ждем поезд, давайте поиграем. Я буду говорить слово, а вы противоположное по значению. (Воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди). 1. Летом тепло, а зимой – ( холодно) 2. Сахар сладкий, а лимон – (кислый) 3. Днем светло, а ночью - (темно) 4. Я высокая, а Таня – (низкая) 5.Мама молодая, а бабушка – (старенькая) 6. Волк злой, а зайчик – (добрый) 7. Слон большой, а мышка- (маленькая) Воспитатель: Хорошо, молодцы. Вот и паровоз подъехал, прицепляйтесь вагончики. Ребята, посмотрите, какой у нас поезд получился! А он длинный или короткий? (Ответы детей). Поехали. (Дети едут за воспитателем, имитируя движение поезда). | Социально - коммуникативное Художественно-эстетическое |
2.Основная часть. Показ, комментирование. Обыгрывание сказочных персонажей Физминутка | 1 остановка Воспитатель: Вот и первая остановка она называется «Книжная». (На книжных полках стоят книжки со сказками и иллюстрациями к сказкам)Воспитатель: А какие сказки вы здесь узнали? ( Индивидуальные ответы детей. Воспитатель показывает на книгу или иллюстрацию к сказке, и задаёт вопрос определённому ребёнку)Воспитатель : «Ой-ой-ой, мне кажется, кто-то плачет!». (воспитатель выносит Колобка). Колобок : «Я по коробу скребён, по сусекам метён, в печке печён: я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл! Поставила меня бабушка на окошко остынуть, мне надоело, я и укатился! А теперь и заблудился!» Воспитатель : «Ну что же, ребятки, поможем Колобку найти бабушку и дедушку?» - ответы детей Воспитатель: Садимся в волшебный поезд и отправляемся в путь. 2 остановка (На столе сказочный домик, конверт и коробка с героями сказки «Репка») Воспитатель: «Остановка «Сказочная». Садитесь ребятки на ковер. Дети, посмотрите, в этом домике живёт какая-то сказка, а в конверте, наверно, подсказка».( Воспитатель открывает конверт): «А здесь загадка. Если вы отгадаете загадку, то мы узнаем, какая сказка здесь живёт». Загадка: Ее тянут бабка с внучкой, Кошка, дед и мышка с Жучкой? Дети: Репка Воспитатель: «Дети, в этой сказке есть бабушка и дедушка?» Дети: да. Воспитатель: Правильно, мы попали в сказку "Репка". Что же случилось с героями сказки, они забыли, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить. Воспитатель: Кто посадил репку? Дети: Дед Воспитатель: Кого позвал Дед? Дети: Бабку Воспитатель: Кого позвала Бабка? Дети: Внучку Воспитатель: Кого позвала Внучка? Дети: Жучку Воспитатель: Кого позвала Жучка? Дети: Кошку Воспитатель: Кого позвала Кошка? Дети: Мышку Дети расставляют героев сказки по порядку. Воспитатель: Вот теперь все хорошо. Колобок тебе понравилась сказка? Колобок: Да, но это не мои бабушка и дедушка. Воспитатель: Не расстраивайся колобок, мы сейчас поиграем. Вставайте ребята в круг. Физминутка «Посадили репку в огороде» Мы шагаем друг за другом. Лесом и зеленым лугом. (ходьба) Перед нами огород. (руки вытянуть вперед) Дед на помощь нас зовет. (махи руками) Вот мы репку посадили. (наклониться) посадили. (наклониться) И водой её полили. (имитация движения) Вырастала репка, хороша и крепка. (развести руки в стороны) А теперь её потянем. (имитация движения) И из репы кашу сварим. (имитация движения) И будем от репки здоровые и крепкие. показать силу) (Дети прощаются с героями сказки). Воспитатель : Нам пора отправляться в дорогу, искать колобку его бабушку и дедушку. Прицепляйтесь, вагончики к поезду. (Дети строятся в поезд и двигаются дальше). 3 остановка Воспитатель: остановка «Избушка»Дети подходят к столу, на нем стоят резиновые фигурки деда и бабки. Воспитатель: Колобок посмотри, это не твоя сказка? Колобок: не знаю Воспитатель (куклам) : А вы из какой сказки? Бабушка и дедушка : Отгадайте загадку и узнаете. Бабушка и дедушка загадывают загадку Загадка: Как то мышка –невеличка на пол сбросила яичко. Плачет баба, плачет дед. Что за сказка? Дай ответ. Дети: Курочка Ряба (Воспитатель ставит на стол курочку) Воспитатель: У кого жила курочка Ряба? - Что снесла курочка Ряба? - Какое яичко снесла курочка? (Воспитатель ставит на стол яичко) - Что делал дед? - Что делала баба? - Кто же разбил яйцо? (Воспитатель достает мышку) - Как мышка разбила яйцо? -Как курочка Ряба утешала деда и бабу? (Воспитатель ставит простое яичко) Воспитатель: Колобок, кажется и эта сказка не твоя. Ну тогда скажем героям «До свидания» и поедем дальше. Вставайте , ребятки. Поезд отправляется. 4 остановка (Поезд останавливается, ребятки выходят из вагончиков и подходят к домику). Воспитатель: Остановка называется «Сказочный домик». Нас встречают дедушка и бабушка. Но почему они такие грустные? Бабка : по амбару помела, по сусекам поскребла, в масле изжарила, на окошко поставила, а Колобок взял и укатился! Воспитатель: вот бабушка и дедушка нашли мы вашего Колобка. Воспитатель: дети, расскажите колобку что бы с ним приключилось, если бы он нас не встретил. Воспитатель: Кто встретился Колобку первым на лесной тропинке? Дети : зайчик- побегайчик, волчок- серый бочок, мишка косолапый. Воспитатель: Последним ему повстречалась кто? (лисичка сестричка, что она сделала с колобком –дети : съела (обманула, перехитрила) Колобок, больше не убегай от бабушки и от дедушки. Взрослых надо слушаться. Колобок : спасибо вам, ребятки, теперь я буду слушаться бабушку и дедушку. До свидания, приезжайте ещё к нам в гости! (Воспитатель одевает на руку куклу бибабо Бабку). Бабка : Ребята, а я вам печенье испекла, угощайтесь. (дети благодарят и прощаются с героями сказки). Воспитатель: А нам пора отправляться обратно в детский сад. (Все садятся в поезд и возвращаются в детский сад). | Речевое Художественно эстетическое |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов занятия | Рефлексия. Воспитатель:В конце занятия воспитатель спрашивает у детей: 1. Понравилось вам путешествие? 2. Какому герою мы помогли? 3. В каких сказках побывали? Дети дают полные ответы. Воспитатель всех хвалит за помощь и предлагает попить чай с печеньем. | Социально - коммуникативное |
Длительность занятия: 15 минут.
Самоанализ занятия
В младшей группе на тему «Путешествие по сказкам»
План – конспект художественно эстетического характера. При планировании занятия исходила из особенностей детей данного возраста.
Цель:Закрепить знания детей о русских народных сказках; создать радостное настроение при общении с взрослыми и сверстниками. Поддерживать интерес к русской народной сказке. Задачи: Образовательные: Совершенствовать умение детей узнавать и называть сказки по литературным фрагментам, загадкам, иллюстрациям, ключевым словам. Закрепить умение детей строить простые предложения, используя описательные прилагательные. Развивающие: Развивать и активизировать в речи детей название знакомых сказок, имена сказочных героев, образных выражений, сравнений; Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок по описанию. Развивать интонационную выразительность речи детей, память, мыслительную операцию. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации. Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, произведениям устного народного творчества. Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Материал для был подобран н доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята отвечали на поставленные вопросы. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты рефлексии.
Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой. Занятие плавно переходило из одной части в другую.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: дополнять, расширять и применять в сходной ситуации полученные ранее знания детей.
В процессе занятия я применяла следующие методы работы:
Методы:
Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение); Наглядно-демонстрационный (театр); Игровой (игры с мячом); Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности);
В процессе занятия применялись следующие технологии:
-игровая деятельность;
-обучение в диалоге со взрослым;
-технология развивающего обучения;
-здоровьесберегающие технологии.
Вводная часть занятия предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Занятие было направлено на решение проблемно — игровой ситуации.
Основная часть занятия- это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую работу, выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть занятия были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка.
Смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости ребят.
В заключительной части занятия подвела итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки детьми своих возможностей.
Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки УУД (учебной универсальной деятельности), которые послужат в дальнейшем основой для формирования УУД(учебной универсальной деятельности). Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.