Тема: Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.
Цель: 1. Ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения, которые помогают успокоить и ободрить младшего.
2.Формировать внимательное отношение к младшим незнакомым; формировать дружеское отношение к ним.
Инструменты и оборудование: Богуславская Н. Е. , Купина Н. А. Весёлый этикет.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
– Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?
– Ребята, какой разговор называют вежливым?
– Что нужно делать, чтобы речь была культурной, и поведение было культурным?
– Молодцы!
3. Изучение нового материала.
– Я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушаете и ответите на мои вопросы.
Нюша и Маша играют во дворе. Вдруг Нюша оборачивается:
– Маша, послушай, кажется, кто-то плачет.
Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слёзы. Нюша и Маша подбегают к малышке.
Нюша: Что случилось? Почему ты плачешь?
Маша: Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?
Девочка: Моя мама потерялась. Она только что было здесь, и вот её нет. А я Оля.
Нюша: Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придёт за своей дочкой. Знаешь, мой брат Федя всегда сочиняет весёлые стишки. Давайте и мы попробуем. Потанцуй вместе с нами. И не плачь! Ты уже большая девочка.
Девочки танцуют, а Нюша приговаривает:
– Ты не бойся и не плачь
Миленькая Олечка.
Будем вместе маму ждать
И станцуем полечку.
Оля улыбнулась, слёзы сразу высохли. А вот и Олина мама. Она спешит к дочке.
– Оля, ты здесь! Я же просила тебя постоять у булочной. Спасибо, девочки, что побыли с моей малышкой. Как я вам благодарна!
– Как вы думаете, хорошо ли поступила Нюша и Маша? За что их можно похвалить? (за доброту, чуткость, находчивость) А как похвалила девочек Олина мама?
– Давайте вспомним, какими словами старшие девочки старались успокоить и развеселить маленькую Олю?
– Стишки, которыми Нюша развлекала Олю, она, наверное, сочинила сама. А какими смешными стишками или песенкой вы могли бы утешить малыша? А мы послушаем и похвалим сочинителей
– А сейчас порешаем этические задачи.
1) Если ты услышишь, что в коляске плачет ребёнок, а рядом никого нет, что ты сделаешь?
2) Если ты захочешь успокоить заплакавшего малыша, который умеет разговаривать, что ты ему скажешь?
– Ребята, какие игры для маленьких вы помните?
– Никогда не обижайте тех, кто младше вас.
4. Подведение итогов урока.
Тема: Разговор с незнакомым на улице.
Цель: 1. Ввести в речевой обиход вежливые формы обращения к незнакомому человеку.
2.Разобрать типовые ситуации, в которых возникает необходимость беседы с незнакомыми людьми.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Все мы живём в окружении людей, знакомых и незнакомых. Встречаемся с ними на улице, во дворе, в транспорте, в магазине и т.д. Иногда возникает ситуация, когда необходимо что-то узнать.
В нашем языке нет устойчивых общепринятых форм обращения к взрослому незнакомому. Такие формы как «господин», «сударь», «сударыня» пока не укоренились. Обращения «дядя», «тётя» возможны в детской речи воспитанников детского сада.
Как же тогда обратится к незнакомому человеку, когда что-то нужно узнать? Ребята, случалось ли кому-нибудь из вас обращаться на улице к незнакомым людям? Как вы это делали?
3. Изучение нового материала.
– Сегодня я вам прочитаю рассказ о Феде. Возможно, в нём мы найдём ответ на вопрос.
Федя и Юра играют на площадке в бадминтон. Юра беспокоится:
– Федя, наверное, мне пора домой. Папа позволил гулять до шести. А сейчас сколько?
– Спросим у кого-нибудь, Юра. Вот у этой бабушки…Я подбегу…
По дорожке шла немолодая женщина в чёрной шляпке и перчатках. Она вела на поводке кудрявого пуделя.
Федя с разбегу задел пожилую женщину и выпалил:
– Ой, тю…те…ба…извините, ща скоко время?
– Что ты сказал? – не поняла женщина. Она вздрогнула от неожиданности.
– Время, грю, скоко, а?
Женщина посмотрела на часы:
– Сейчас.
Но Федя уже не слушал её. Он разговаривал с пуделем, а чтобы было удобнее, стал на четвереньки - но к носу.
– Ав, ав, ав, - пролаял пудель.
– Да? А я думал ав, ав, ав, ав, ав, ав, ав, - ответил Федя.
В это время на площадке появился дедушка. Он сказал:
– Здравствуйте, Надежда Петровна! Вы, вижу, познакомились с моим непоседливым внуком.
Надежда Петровна воскликнула:
– Какие странные манеры, немедленно примите меры!
Дедушка позвал Федю и Юру:
– Вот, что, друзья, если вы хотите задать вопрос незнакомому человеку, нужно не спеша подойти и обратиться к нему со словами: Будьте добры, скажите, пожалуйста…
Федя и Юра подошли к Надежде Петровне. Федя спросил:
– Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час?
– Шесть часов, - ответила Надежда Петровна, а пудель стал на задние лапы и пролаял – ровно шесть раз.
– Спасибо, - сказали мальчики.
– Правильно ли вёл себя Федя по отношению к незнакомому человеку? В чём проявлялась его невежливость?
– Да, он не сумел сформулировать свой вопрос, обратиться, говорил скороговоркой, невнятно, а когда Надежда Петровна стала ему отвечать, не слушал её, а начал играть с собакой.
– Какие слова нужно произнести, чтобы узнать время у незнакомого человека?
– Как нужно его выслушать и что обязательно сказать в ответ?
4. Решение этикетных задач.
– Попробуем, как у нас получатся разговоры с незнакомыми людьми.
1) Галя, например, - старушка, идущая по улице. Женя подойди к ней и узнай время. Как ты обратишься к незнакомой женщине, как задашь свой вопрос? Не забудь поблагодарить.
2) Подойди к незнакомому прохожему и спроси, как пройти к кукольному театру.
3) Спроси у незнакомой женщины в трамвае, когда будет нужная остановка («Куранты»).
4) Подойди к незнакомому мальчику и спроси, где находится музей (библиотека).
5.Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
– Понаблюдайте, как люди на улице обращаются друг к другу, проанализируйте (правильно ли они это делают).
Тема: Урок мудрости (уважение к старшим, обращение к старшим).
Цель: 1. Закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое выражение с выражением радости.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, я вам прочитаю текст, а вы внимательно послушайте.
Нюша с бабушкой пошли в зоопарк. По дороге они встретили бабушкину приятельницу. Бабушка очень обрадовалась:
– Аннушка! Как я рада! Сколько лет, сколько зим!
– И я рада тебя видеть. А это кто? Внучка? Здравствуй – здравствуй! Меня зовут Анна Ивановна. А тебя как зовут?
– Здравствуйте Анна Ивановна. Бабушка рассказывала, что вы вместе учились, а потом вместе работали. Я Нюша. А ещё у меня есть брат. Его зовут Федя.
– Очень хорошо, что мы встретились, - сказала бабушка.
– Погода очень хорошая. Давайте вместе пойдём в зоопарк.
3. Изучение нового материала.
– Как вы думаете, почему бабушка обратилась к взрослой женщине по имени – Аннушка?
– Да, они вместе учились, значит, знакомы с детства или с юности. К близким друзьям взрослые нередко обращаются по имени.
– А как обратилась к бабушкиной приятельнице Нюша?
– Как вы думаете, вежлива ли была Нюша? Почему?
– Да, она обратилась к взрослой женщине по имени и отчеству, поздоровалась, назвала своё имя, т.е. выполнила правила знакомства.
– А к кому из взрослых вы обратитесь по имени и отчеству? (к соседям, друзьям родителей, воспитателям, учителям). Помните, к знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству.
– Из чего видно, что бабушка и её приятельница были рады встрече? Повторите слова радости, которые они использовали. Что принято говорить при встрече с человеком, которого давно не видели?
4. Решение этических задач.
1) Пусть Саша будет детским врачом – Александрой…, а Галя придёт к ней на приём. Поговорите между собой.
2) Женя, как твоё отчество? Значит, ты будешь Евгений…- Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машинку (книжку). Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
3) Пусть Никита будет Никитой…, отцом Димы. А ты, женя, пришёл к Диме в гости. Ты должен обратиться к Никите… и попросить его помочь тебе и Диме разобраться в инструкции к конструктору.