СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты занятий "Знакомство с оригами"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты занятий для внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий "Знакомство с оригами"»

Занятие 1 "Знакомство с оригами"

Цель занятия: познакомить детей с японским искусством оригами.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учеников с краткой историей оригами.

- Учить составлять связный рассказ по опорным словам.

- Учить классифицировать предметы по разным признакам

Развивающие:

- Развивать речь учащихся.

- Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

- Развивать творческое и логическое мышление детей.

- Развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

- Формировать интерес детей к искусству оригами.

- Воспитывать умение вести себя в коллективе.

Ход занятия:

1. Стадия вызова (прием «Ключевые слова»)

Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами.

- Что вы знаете об оригами? (...)

- Попробуйте в парах составить рассказ об оригами

по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения. (...)

- Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)

2. Стадия осмысления

Послушайте мой рассказ об искусстве оригами:



Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад.

Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.

Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.

А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.

- Совпадает ли этот рассказ с теми рассказами, которые вы составили?

- Что в них общего?

- Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?

Теперь подойдите к нашей выставке. На выставке представлены:

- искусственный цветок из пластмассы,

- объемный тюльпан, выполненный в технике оригами,

- аппликация цветка, выполненного в технике оригами,

- игрушечный кораблик из пластмассы,

- аппликация «Кораблик»,

- объемные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный кораблик,

- пластмассовая игрушка-животное,

- объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами,

- геометрическая аппликация животного.

- На какие группы можно разделить эти предметы?

- Цветы, кораблики, животные.

- Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.

- Предметы плоские и объёмные.

- и т.д.

- Сегодня мы с вами говорим об оригами. Найдите на выставке изделия, выполненные в технике оригами.

- Обоснуйте свой выбор. (Скорее всего дети назовут объемные игрушки из бумаги. Надо обратить их внимание на аппликацию цветка, выполненную в технике оригами)

Правила безопасности труда

при работе c ручным инструментом.

1. Опасности в работе:

травма руки ножницами;

травма глаз.

2. Что нужно сделать до начала работы:

положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы:

быть внимательным;

класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

4. Что нужно сделать по окончании работы:

убрать рабочее место.

3. Стадия рефлексии

- Давайте вернемся к ключевым словам, с которых мы начали разговор об искусстве оригами. Как мы можем дополнить этот список?

Итоги занятия:

- О чём мы узнали сегодня на занятии?

- Что вам понравилось на занятии?



Литература:

1. Барсанова Т.А. Уроки труда в школе радости. 2 класс. Санкт-Петербург, «Образование», 1999

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург, «Речь», 2003















































Занятие 2

Тема занятия: знакомство с понятием «базовые формы».

После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами – часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание “начинаем с формы “квадрат”", вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает.

базовые формы оригами:


1. Совсем простые треугольник и прямоугольник:


2. Блин или блинчик:


Схема:

3. Водяная бомбочка:


Схема:

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб
Змей:

Ромб:

А вот схема для них. На четвёртом этапе получаем змея, на пятом змей трансформируется в ромб:

6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2:
Рыба-1:

Рыба-2:
И рыбная схема. На четвёртом этапе рыба в первой инкарнации, на пятом – во второй:

8. Квадрат, он же двойной квадрат:

Схема:

9, 10. Птица-1 и птица-2:
Птица-1:

Птица-2:

Обе птицы берут начало из базовой формы квадрат (двойной квадрат). Такая вот рекурсия получается, базовая форма, базирующаяся на более базовой форме. На третьем этапе схемы получается первая птица, на четвертом – вторая. Схема:

11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2:
Лягушка-1:

Лягушка-2:

О тцом обеих лягушек снова-таки служит базовая форма “квадрат”. Такая вот популярная фигура: хочешь – лягушки, хочешь – птицы. То ли еще будет! На пятом этапе схемы первый вариант лягушки, на шестом – второй:


















13. Дверь:

Схема:

14, 15. Катамаран, вертушка:
Катамаран:

Вертушка:

В основе обеих фигур лежит базовая складка “дверь”. Схема начинается именно с неё. На четвёртой итерации получается катамаран, на шестой же он превращается в вертушку:

16, 17. Узор и стол:
Узор:

Стол:

И узор, и стол мы получаем из катамарана, такое вот это универсальное средство. Схема начинается именно с этой базовой схемы, на втором этапе катамаран чудесным образом становится узором, а на последнем трансформируется в стол:

Вот такие вот базовые фигуры в искусстве оригами. Разумеется, от трактовки к трактовке могут варьироваться названия, этапы получения, но суть остаётся нерушимой: это основные складки, на которых базируются все сложные фигуры. Старательно потренируйтесь “на кошках”, прежде чем переходить к “серьёзным” занятиям.



























Занятие 3

Тема занятия: изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Базовая форма «двойной квадрат».















Занятие 4

Тема занятия: знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Давайте познакомимся с основами основ искусства оригами, с самого начала пути будущего мастера – с азбуки условных знаков и обозначений.

1. Линии и стрелки

Изображение

Обозначение

Пример

Линия складки “долиной”, “на себя”

Стрелка складки “долиной”, “на себя”

Линия складки “горой”, “от себя”

Стрелка складки “горой”, “от себя”

Перегнуть на себя – согнуть и разогнуть, сделав складку “долиной”

Получившаяся в результате перегиба линия

Невидимая или воображаемая линия

2. Уточняющие знаки

Изображение

Обозначение

Пример

Совместить указанные точки

Раздвинуть бумажные слои

Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол (90 гр.)

3. Операции с фигурой

Изображение

Обозначение

Пример

Повернуть фигуру на 180 гр.

Перевернуть фигуру другой стороной

4. Комбинированные операции

Изображение

Обозначение

Пример

Складка “гармошкой”

Проделать указанную операцию несколько раз

Свернуть

Сложить несколько раз

Достать, открыть, вывернуть, развернуть

Нажать, затолкнуть

5. Знаки оформления

Изображение

Обозначение

Номер операции

Стороны бумаги: цветная и нет

Увеличение масштабирования

Смотрите продолжение схемы на др. странице

6. Другие знаки

Изображение

Обозначение

Линия для разреза

Дунуть, надуть





Занятие 5

Тема занятия: инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Вывернутые складки

Внутренняя вывернутая складка Внешняя вывернутая складка





Складки "гармошкой"

Внутрение складки "гармошкой"





















Внешнняя складка "гармошкой"

Расплющивание

Лепестки





"Заячье ухо"

Двойное заячье ухо



Утапливание











Головы птиц