СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «НЕ с именами прилагательными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными;
  • Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами;

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

  • Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:  Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного  написания НЕ с качественными именами прилагательными;  закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме. Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации. Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению русского языка; формировать правильное отношение к слову.  

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме»

Урок по теме «НЕ с именами прилагательными» в 6 классе. Слайд

Цели урока:

  • Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными;

  • Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами;

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

  • Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока: 
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного  написания НЕ с качественными именами прилагательными;  закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению русского языка; формировать правильное отношение к слову.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник.

Ход урока.

I. Организация класса.

-Здравствуйте!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу отличного настроения и активной работы на уроке.

- Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. Слайд 1

- Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

- Вы с ним согласны?

 - Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу.

II. Актуализация знаний.

-Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? (Морфология)

- О какой части речи говорили мы с вами на предыдущих уроках? (Имя прилагательное)

- Что же нового вы узнали в этом году про эту часть речи?

- У вас у каждого на столах лежат листы. Вот сейчас вам, с товарищем по парте, предстоит всё это кратко изобразить в вашем кластере, и затем мы все вместе проверим. И если чего-то не хватает, допишем. Слайд 2

III. Постановка учебной цели.

- Ребята, посмотрите на доску, там записаны слова: Слайд3

весёлый

тёмый

озлобленный

широкий

маленький

глупый


печальный,

светлый,

добродушный,

узкий,

большой,

умный.



- Подберите к ним прилагательные-антонимы.

- Правильно, скажите, а можем ли мы образовать от них прилагательные антонимы при помощи приставки НЕ? А знаете ли вы, как будут писаться слова, образованные при помощи приставки НЕ?

- Попробуйте сформулировать тему урока. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

- Давайте запишем число, классная работа. Тема урока «Не с прилагательными». Слайд4

Цель нашего урока: Слайд5

- научиться правильно, применять правило правописания не с именами прилагательными;

- закрепить правила правописания не с другими частями речи;

- развивать мыслительные процессы, память, внимание;

- развивать творческие способности.

IV. Объяснение нового материала

- Скажите, пожалуйста, о правописании НЕ с какими частями речи вам уже известно?

а) Работа по карточкам. (Устно.)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами.

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

  1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

  2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

  3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

  4. (Не) быть гордым и грубым.

  5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

  6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

  7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

  8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

  9.  Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

  10. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

1) Словарный диктант. Слайд6

Давайте напишем словарный диктант и вспомним, как пишется Не с существительными.

Ненастье, несчастье, неправда, непогода, невежда, недруг, не друг, а враг, неряха, необразованность, нерешительность, небылица.

Самопроверка. Слайд7

Оценивание Слайд8

Вопрос классу.

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

V. Работа по теме урока

- Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные. Как будут писаться эти прилагательные? Почему?

Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.

- Итак, одно мы правило установили. С какой частью речи связано имя прилагательное? Какое предположение вы можете сделать, полагаясь на эту взаимосвязь?

(Имя прилагательное связано с именем существительным, соответственно, можно предположить, что при написании НЕ с прилагательным мы можем воспользоваться уже известными правилами).

- Назовите, какие это правила кратко? (Слитное написание. Раздельное написание. Не употребляется без НЕ. Противопоставление с союзом А. Явное отрицание. Замена синонимом).

Алгоритм Слайд9

VI. Первичная проверка понимания материала.

1)Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте) Слайд10

Найдите, в каких словах не хватает частицы не, и выпишите их в два столбика.

Не с существительными, Не с прилагательными.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха, 
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне 
Есть страна без частицы не.

VII. Закрепление изученного материала.

Проверка

  • Совсем невежливый мальчик

  • Ничуть не глубокая яма

  • Это не русский человек

  • Небольшая, но сладкая ягода

  • Не был

  • Неинтересная история




  1. Исправь ошибки.  Слайд11

Совсем не вежливый мальчик

Ничуть неглубокая яма

Это нерусский человек

Не большая, но сладкая ягода

Небыл

Не интересная история

2)Раскройте скобки, обозначьте орфограмму Слайд12

(Не)большая программа

Далеко (не)спокойный

(Не)редкий, а частый лес

Ничуть (не)легкая ноша

(Не)разлучные друзья

Очень (не)большая поляна

Проверь себя: Слайд13

Небольшая программа

Далеко не спокойный

Не редкий, а частый лес

Ничуть не легкая ноша

Неразлучные друзья

Очень небольшая поляна

Таблица Слайд14

-Ребята, посмотрите, что нового вы видите в этой таблице?

VIII. Рефлексия. Тест. Слайд15,16

Цель – проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

 1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

а) если слово не употребляется без НЕ

б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом

в) если в предложении есть противопоставление с союзом А

 2. Слово не употребляется без НЕ в предложении

а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.

б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

в) День выдался (не)жаркий.

 3. Слово с НЕ можно заменить синонимом в предложении:

а) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

б) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

в) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

 4. Слово с НЕ пишется слитно в предложении:

а) (Не)приятельская армия отступила.

б) Эта книга далеко (не)проста.

в) Нам продали (не)вкусное мороженое.

 5. Слово с НЕ пишется раздельно

а) Посетитель был вовсе (не)скучен.

б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.

 6. Допущена ошибка в написании НЕ в предложении

а) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

б) Океан был совсем не спокойным.

в) В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Ключ Слайд17

№задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

1,2

1,2

1,3

1,3

1,2

1,3


 IX. Домашнее задание: Слайд18


Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку не с прилагательными»

“ Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”  Франс Анатоль

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”

Франс Анатоль

являются ми

являются

ми

печальный, светлый, добродушный, узкий, большой, умный  весёлый, тёмный, озлобленный, широкий, маленький, глупый

печальный,

светлый,

добродушный,

узкий,

большой,

умный

весёлый,

тёмный,

озлобленный,

широкий,

маленький,

глупый

Цель урока: - научиться правильно, применять правило правописания не с именами прилагательными; - закрепить правила правописания  не  с другими частями речи; - развивать мыслительные процессы, память, внимание; - развивать творческие способности.

Цель урока:

- научиться правильно, применять правило правописания не с именами прилагательными;

- закрепить правила правописания  не  с другими частями речи;

- развивать мыслительные процессы, память, внимание;

- развивать творческие способности.

Самопроверка.  Ненастье, несчастье, неправда, непогода, невежда, недруг, не друг, а враг, неряха, необразованность, нерешительность, небылица.

Самопроверка.

Ненастье, несчастье, неправда, непогода, невежда, недруг, не друг, а враг, неряха, необразованность, нерешительность, небылица.

Алгоритм «Написание НЕ с именами прилагательными». Доказать, что данное слово является именем прилагательным  Посмотреть, употребляется ли данное слово без НЕ Да Нет  Есть ли противопоставление с союзом А ? Пишу слитно Нет Да Есть ли перед прилагательным слова  ДАЛЕКО, ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО Пишу раздельно Нет Да Пишу слитно Пишу раздельно Проверяю: пробую заменить синонимом без НЕ

Алгоритм «Написание НЕ с именами прилагательными».

Доказать, что данное слово является именем прилагательным

Посмотреть, употребляется ли данное слово без НЕ

Да

Нет

Есть ли противопоставление с союзом А ?

Пишу слитно

Нет

Да

Есть ли перед прилагательным слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО

Пишу раздельно

Нет

Да

Пишу слитно

Пишу раздельно

Проверяю: пробую заменить синонимом без НЕ

Выпишите все слова с не в два столбика. Не  с существительными, Не  с прилагательными.   Побывал я однажды в стране,  Где исчезла частица  не  Посмотрел я вокруг с доуменьем:  Что за лепое положение!  Но кругом было тихо-тихо,  И кругом была разбериха,   И на взрачной клумбе у будки  Голубые цвели забудки.  И погода стояла настная  И гуляла собака счастная  И, виляя хвостом уклюже,  Пробегала пролазные лужи.  Мне навстречу без всякого страха  Шел умытый причесанный ряха.  А за ряхой по травке свежей  Шел суразный дотепа и вежа.  И навстречу всем утром рано  Улыбалась Царевна-Смеяна.  Очень жаль ,что только во сне   Есть страна без частицы  не .    

Выпишите все слова с не в два столбика.

Не  с существительными, Не  с прилагательными.

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица  не Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха,  И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна-Смеяна. Очень жаль ,что только во сне  Есть страна без частицы  не .

 

 

Исправь ошибки  Проверка

Исправь ошибки

Проверка

  • Совсем невежливый мальчик
  • Ничуть не глубокая яма
  • Это не русский человек
  • Небольшая , но сладкая ягода
  • Не был
  • Неинтересная история
  • Совсем не вежливый мальчик
  • Ничуть неглубокая яма
  • Это нерусский человек
  • Не большая , но сладкая ягода
  • Небыл
  • Не интересная история
Раскройте скобки, обозначьте орфограмму

Раскройте скобки, обозначьте орфограмму

  • (Не)большая программа
  • Далеко (не)спокойный
  • (Не)редкий, а частый лес
  • Ничуть (не)легкая ноша
  • (Не)разлучные друзья
  • Очень (не)большая поляна
Проверяю себя

Проверяю себя

  • Небольшая программа
  • Далеко не спокойный
  • Не редкий, а частый лес
  • Ничуть не легкая ноша
  • Неразлучные друзья
  • Очень небольшая поляна
Правописание НЕ с прилагательными Пишется слитно Пишется раздельно 1. Слово не употребляется без НЕ В предложении есть противопоставление Есть слова вовсе, далеко, отнюдь и слова с ни- Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные Со значением отрицания 2. Можно подобрать синонимом 6. Прилагательные в  сравнительной или  превосходной степени  (не громче, не красивейший); 7. С кратким прилагательным  ( не могуч).  3. Нет противопоставления

Правописание НЕ с прилагательными

Пишется слитно

Пишется раздельно

1. Слово не употребляется без НЕ

  • В предложении есть противопоставление
  • Есть слова вовсе, далеко, отнюдь и слова с ни-
  • Относительные прилагательные
  • Притяжательные прилагательные
  • Со значением отрицания

2. Можно подобрать синонимом

6. Прилагательные в

сравнительной или

превосходной степени

(не громче, не красивейший);

7. С кратким прилагательным

( не могуч).

3. Нет противопоставления

Рефлексия    Тест.

Рефлексия

Тест.

  •   1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
  • а) если слово не употребляется без НЕ
  • б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом
  • в) если в предложении есть противопоставление с союзом А
  •   2. Слово не употребляется без НЕ в предложении
  • а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.
  • б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  • в) День выдался (не)жаркий.
  •   3. Слово с НЕ можно заменить синонимом в предложении:
  • а) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  • б) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  • в) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
  4. Слово с НЕ пишется слитно в предложении: а) (Не)приятельская армия отступила. б) Эта книга далеко (не)проста. в) Нам продали (не)вкусное мороженое.    5. Слово с НЕ пишется раздельно а) Посетитель был вовсе (не)скучен. б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку. в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.    6. Допущена ошибка в написании НЕ в предложении а) Не широкая речонка поблескивала на горизонте. б) Океан был совсем не спокойным. в) В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
  •   4. Слово с НЕ пишется слитно в предложении:
  • а) (Не)приятельская армия отступила.
  • б) Эта книга далеко (не)проста.
  • в) Нам продали (не)вкусное мороженое.
  •   5. Слово с НЕ пишется раздельно
  • а) Посетитель был вовсе (не)скучен.
  • б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  • в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.
  •   6. Допущена ошибка в написании НЕ в предложении
  • а) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  • б) Океан был совсем не спокойным.
  • в) В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
Ключ: 1 - 1,2 2 - 1,2 3 - 1,3 4 - 1,3 5 - 1,2 6 - 1,3

Ключ:

1 - 1,2

2 - 1,2

3 - 1,3

4 - 1,3

5 - 1,2

6 - 1,3

§54.Упражнение №309.

§54.Упражнение №309.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!