Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.
Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.
Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.
Учащиеся должны иметь представление: о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка; о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.
-части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
-изученные орфограммы.
-производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж и число имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;
-озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;
-писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | НРК | Характеристика деятельности учащихся | Понятия | Планируемые результаты (УУД) | Страницы учебника, Р.Т. |
1. | Раздел: «Повторяем-узнаём новое»-22 часа Речевое общение. Речь устная и письменная. Требования к устной и письменной речи. | 1 | | | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации. | Тема, основная мысль текста | Умение грамотно оформлять предложение на письме, находить орфограммы в словах и подбирать верный способ их проверки; коммуникативные умения ведения устной речи и оформления её на письме. Понимание значения языка как средства установления контакта, общения между людьми, понимание практической ценности получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи. | Стр.3-4; Р.Т.упр.1, 2. |
2. | Определение отличия диалога и спора. | 1 | | 1 | Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное. | | Коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных требований к ведению диалога, умение сравнивать речь, соответствующую и несоответствующую номам общения; умение находить на письме орфограммы | Стр. 6. |
3. | Цель речевого общения. Тематическая беседа. | 1 | | | Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. | | . | |
4. | Цели общения героев произведений и возможности достижения поставленной цели. | 1 | | | Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения описательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. | Вежливость, учтивость | | |
5. 5а | Правила общения. Правила общения. | 1 1 | | | Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации. | | Умение составить текст по алгоритму; умение сравнивать тексты разных типов; коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных правил общения; умение разобрать слово по составу и как часть речи | |
6. | Речевая культура. Обращение. Речевой этикет. | 1 | | | Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе. | Обращение | Навык ведения диалога, умение соотносить особенности речи с речевой ситуацией; представление различий о научной, официально-деловой и разговорной речи; умение ставить знаки препинания при обращении | |
7. | Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома). | 1 | | | Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. | | | |
8. | Деловая речь, или официальная. Сравнение её с речью разговорной. | 1 | | | Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста). | | Коммуникативные умения строить текст в зависимости от речевой ситуации; понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи; первоначальный навык составления текстов разных жанров; умение находить в тексте и проверять изученные орфограммы. | |
9. | План как вид деловой речи. | 1 | | | | | | |
10. | Научная речь, её отличие от художественной речи. | 1 | | | Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. | Научная речь, художественная речь | | |
11. | Средства создания образности и выразительности в художественной речи | 1 | | 1 | | Эпитет, сравнение, метафора | Коммуникативные умения строить текст в зависимости от речевой ситуации, знание средств создания образности выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение, метафора); отработка УУД сравнения, умение создать элементарный текст в жанре художественной речи; УУД-использование алгоритма для проверки непроизносимых согласных. | |
12. | Метафора. Синонимы. | 1 | | | | Метафора, синоним | | |
13. | Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. | 1 | | | Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста. | Опорные слова, абзац | Коммуникативные умения создавать тексты разных типов в зависимости от коммуникативных задач; знание особенностей текста-описания, текста -сообщения и текста-рассуждения; умение применять необходимые алгоритмы для проверки изученных ранее орфограмм. | |
14. | Активизация знаний о типах текста. | 1 | | | Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. | | | |
15. | Развитие речи. Изложение по тексту упр. 38. Технология произведения. | 1 | | | Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание рассуждение. | | | |
16. | Составление текста-описания по заданной теме. | 1 | | | | | | |
17. | Изложение по рассказу В. Осеевой -упр. 41. | 1 | | | Грамотно оформлять собственные речевые произведения | | | |
18. | Пропедевтические наблюдения над отражением личности автора в его произведении. | 1 | | | | | | |
19. | Систематизация знаний по вопросам раздела «Проверь себя» | 1 | | | | | Систематизация знаний по изученной теме, закрепление коммуникативных навыков анализа текста разных типов, умение отвечать на вопросы по теме. | |
20. | Контрольная работа (входная) | 1 | | | | | | |
21. | Коррекция знаний. | 1 | | | | | | |
22. | Раздел: «Язык как средство общения»- 40 ч. Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения. | 1 | | 1 | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. | | Знание основных единиц языка. Понимание преимуществ фонетического (звукового) языка перед другими средствами общения (пиктография), общение с помощью жестов, мимики и т. д. | |
23. | Систематизация знаний об основных языковых единицах. | 1 | | | Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. | | | |
24. | Роль письменности в истории человечества. | 1 | | | Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. | Славянская письменность | Знания о соотношении звука и буквы как основа орфографической грамотности; понимание эстетической ценности хорошо звучащей речи. | |
25. | Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах. | 1 | | | Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты) | | | |
26. | Повторение основных орфограмм. | 1 | | | Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки. | | Умение найти в словах изученные орфограммы и выбрать нужный алгоритм для их проверки; общеучебное действие самоконтроля. | |
27. | Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков, жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | | Находить в слове нужную орфограмму | | | |
28. | Повторение правил употребления прописной буквы. Правила переноса. | 1 | | | Находить в слове нужную орфограмму | | | |
29. | Закрепление и отработка устойчивого навыка определения вида орфограммы | 1 | | | | | | |
30. | Повторение основных орфограмм. Контрольное списывание. | 1 | | | | | | |
31. | Написание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | | Находить в слове нужную орфограмму | | | |
32. | Языковые средства в общении (обобщение). | 1 | | | | | | |
33. | Контрольная работа. Выполнение работы «Проверь себя» | 1 | | | | | | |
34. | Коррекция знаний. | 1 | | | | | | |
35. | Предложение. Повторение знаний о предложении. | 1 | | | Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. | | Умение расставить знаки препинания в конце предложений и при однородных членах предложения; умение выбрать коммуникативно обусловленный тип предложения в зависимости от цели высказывания и правильно его построить; воспитание потребности обращаться к словарям русского языка (к толковому словарю). | |
36. | Повествовательные и побудительные предложения. | 1 | | | Определять особенности и назначение каждого типа предложений. | | | |
37. | Главные члены предложения. Словарный диктант. | 1 | | 1 | Выделять главные и второстепенные члены предложения | | | |
38. | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. | 1 | | | Выделять главные и второстепенные члены предложения | Грамматическая основа | Умение находить в предложении подлежащее, выраженное именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения; навык нахождения орфограмм и применение нужного алгоритма их проверки. | |
39. | Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | | | | | | |
40. | Нахождение главных членов предложения. Самодиктант. | 1 | | | Распространять предложения второстепенными членами. | | | |
41. | Роль второстепенных членов предложения. | 1 | | | | | | |
42. | Связь слов в предложении. | 1 | | | | | | |
43. | Контрольный диктант. | 1 | | | | | | |
44. | Предложения с однородными членами. Отработка навыка нахождения однородных членов предложения. | 1 | | | Находить однородные члены | | Умение находить в предложении однородные члены, умение ставить знаки препинания при однородных членах; коммуникативный навык использования и конструирования предложений с однородными членами. | |
45. | Составление предложений с однородными членами. | 1 | | | Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами | | | |
II четверть |
46. | Смысловая ёмкость предложений с однородными членами | 1 | | | | | | |
47. | Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. | 1 | | | | | | |
48. | Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения. | 1 | | | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Составлять элементарные сложные предложения. | Сложное предложение | Умение различать простое и сложное предложения; умение различать сложное предложение и простое с однородными членами; умение ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении | |
49. | Выявление различий сложного предложения и простого предложения с однородными членами. | 1 | | | Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. | | | |
50. | Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием. | 1 | | | Выделять словосочетания из предложении на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. | | Понимание различий между словом, предложением и словосочетанием; умение находить в предложении словосочетания, ставить вопрос от слова к слову; формирование навыка культуры речи, грамотного использования словосочетаний в речи. | Стр. 77; |
51. | Распространение предложения с помощью словосочетаний. | 1 | | 1 | Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. | | | |
52. | Систематизация знаний учащихся. Диктант | 1 | | | Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием. | | | Стр.79; |
53. | Коррекция знаний учащихся | 1 | | | | | | |
54. | Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова. | 1 | | | Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической). | | Умение выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности; знание понятий синонимов, антонимов, омонимов, умение работать с толковым словарём. | Стр.116; Р.Т. |
55. | Знакомство с различными видами лингвистических словарей. | 1 | | | Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. объяснять их устройство и назначение. | Этимологический словарь, фразеологический словарь | | |
56.. | Слово как языковый знак. | 1 | | | | | | Стр.84; |
57. | Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | 1 | | | Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | | | Стр.86; |
58. | Антонимы, синонимы, омонимы. | 1 | | | | | | |
59. | Многозначные слова. | 1 | | 1 | | | | Стр. 90; |
60. | Диктант с творческим заданием. | 1 | | | | | | |
61. | Коррекция знаний уч-ся. Многозначные слова. | 1 | | | | | | |
62. | Раздел» «Состав слова»-15 ч Повторение и систематизация основных орфограмм корня. | 1 | | | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. | | Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; кмение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях. | Стр. 94; |
63. | Значение приставок в словах. | 1 | | | Определять значение, которое привносит каждая морфема. | | | |
64. | Разделительный ъ и ь. Диктант. | 1 | | | | | | Стр. 97; |
65. | Отработка навыка в раличении ъ и ь. | 1 | | | | | | |
66. | Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | | 1 | Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание. | | | |
67. | Правописание суффиксов –ек, -ик. Сочинение | 1 | | | Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами ( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов). | | | Стр. 101; |
68. | Корень слова. Контрольное списывание. | 1 | | | | | | |
69. | Однокоренные слова. | 1 | | | | | | |
70. | Закрепление орфографических навыков при написании корней слова. | 1 | | 1 | Объяснять написание слов с точки зрения орфографии | | | |
71. | Коррекция знаний. Корень слова. | 1 | | | | | | |
72. | Повторение и систематизация основных орфограмм корня. | 1 | | | | | | |
73. | Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. | 1 | | | | | | Стр. 108; |
74. | Нахождение сложных слов. | 1 | | | | | | |
75. | Контрольная работа | 1 | | | | | | |
76. | Коррекция знаний. Корень слова. | 1 | | | | | | |
77. | Раздел: «Слово как часть речи»- 93 ч Уточнение представления о разных подходах к анализу слова. | 1 | | | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. | | Понимание основных принципов выделения частей речи; умение определять имя существительное., имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические признаки. | |
78. | Ознакомление с общими и частными грамматическими значениями. Словарный диктант. | 1 | | | Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. | | | Стр. 115 |
79. | Грамматическое значение частей речи. | 1 | 3-я четверть | | | Грамматическое значение | | |
80. | Закрепление умения распределять слова по частям речи. | 1 | | | | | | |
81. | Проверочная работа по разделу «Части речи» | 1 | | | | | | |
82. | Вторая часть учебника. Раздел: «Части речи» Имя существительное. «Повторяем, что знаем» Общее значение предметности существительных, вопросы. | 1 | | | Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. | существительное | Умение определять одушевлённость. Неодушевлённость, род, число и падеж имён существительных; умение составить текст-повествование на основе личного опыта; общеучебное умение сравнивать грамматические признаки имён существительных. | Часть 2. |
83. | Повторение падежей имён существительных | 1 | | | Применять алгоритм определения падежа имени существительного | | | |
84. | Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного | 1 | | 1 | | | | |
85. | Обобщение сведений об имени существительном. | 1 | | | | | | Стр. 14; |
86. | Определение падежа у несклоняемых имен существительных. | 1 | | | Определять падеж у несклоняемых имён существительных. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи | Несклоняемые имена существительные | | |
87. | Склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | | | | Падеж имени существительного, склонение | Умение определить склонение имени существительного, умение подобрать слово-помощник с ударным окончанием. | |
88. | Три склонения имён существительных. | 1 | | | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | | | |
89. | Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных. | 1 | | | Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. | | | |
90. | Нахождение наиболее сложных для написания падежных окончаний. | 1 | | | Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. | | Умение верно писать падежные окончания имён существительных 1-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями. | |
91. | Отработка навыка написания окончаний имён существительных 1-го склонения в предложном падеже. | 1 | | | Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | | | |
92. | Отработка двух способов определения верного написания окончаний имён существительных | 1 | | | | | | |
93. | Окончания имён существительных 2-го склонения в разных падежах. Контрольное списывание. | 1 | | 1 | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | | Умение верно писать падежные окончания имён существительных 2-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями. | |
94. | Способы проверки правописания окончаний имён существительных 2-го склонения. | 1 | | | | | | Стр.33; |
95. | Варианты падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. | 1 | | | | | | Стр. 35; |
96. | Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах | 1 | | | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | | Умение верно писать падежные окончания имён существительных 3-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями, умение найти известные орфограммы | |
97. | Определение падежа имён существительных 3-го склонения. | 1 | | 1 | | | | |
98. | Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений. Словарный диктант | 1 | | | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | | Умение верно писать падежные окончания имён существительных 1-го. 2-го и 3-го склонений; умение объяснять выбор окончаний имени существительного; представление о выдающихся людях своей страны (С.Я. Лемешев) | |
99. | Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений | 1 | | | | | | |
100. | Изложение по тексту упр. 62.. | 1 | | | | | | |
101. | Варианты падежных окончаний имён существительных. | 1 | | | Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. | | | Стр.42. |
102. | Проверочный диктант. | 1 | | | | | | |
103. | Коррекция знаний. Три склонения имён существительных. | 1 | | | | | | |
104. | Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе | 1 | | 1 | | | Умение верно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе, навык верного образования и использования в речи падежных форм имён существительных при наличии вариантов падежных окончаний; представление о выдающихся людях своей страны. (А. Барто) | |
105. | Отработка навыка образования формы именительного падежа множественного числа. | 1 | | | | | | |
106. | Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. | 1 | | | | | | |
107. | Изложение по упр. 76. | 1 | | | | | | |
108. | Коррекция знаний. Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | | | | | | |
109. | Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных» | 1 | | | | | | |
110. | Коррекция знаний. Склонение имён существительных. | 1 | | 1 | | | | |
111. | Имя прилагательное. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи | 1 | | | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. | Согласование, прилагательное | Умение определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; навык написания падежных окончаний имён прилагательных во всех формах; умение сделать анализ имени прилагательного как части речи; представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; умение грамматически верно использовать имена прилагательные в речи. | |
112. | Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа. | 1 | | | Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. | | | Стр.61.; |
113. | Работа над проверкой безударных гласных в окончаниях имён прилагательных единственного числа. | 1 | | | Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. | Окончания-омонимы | | |
114. | Наблюдение над окончаниями имён прилагательных множественного числа. Диктант. | 1 | | | Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж. | | | |
115. | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | | | | | | |
116. | Использование имён прилагательных в текстах разных типов. | 1 | | | Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания. | Художественная речь | | |
117. | Устное изложение с грамматическим заданием - упр. 109. | 1 | | | | | | |
118. | Проверка уровня знаний грамматических признаков имени прилагательного. Проверочная работа «Проверь себя». | 1 | | | | | | |
119. | Коррекция знаний. Склонение имён прилагательных. | 1 | | | | | | |
120. | Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. | 1 | | | Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. | Местоимение | Умение определить лицо, число и падеж личного местоимения; навык склонения личных местоимений; представление об особенностях изменения личных местоимений по числам (значение числа); умение верно использовать местоимения в речи. | |
121. | Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. | 1 | | | | | | Стр. 77; |
122. | Склонение личных местоимений. | 1 | | | Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. | | | Стр. 80; |
123. | Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица. | 1 | | | | | | |
124. | Контрольная работа по разделу «Проверь себя» | 1 | | | | | | |
125. | Коррекция знаний. Склонение местоимений. | 1 | | | | | | |
126. | Глагол «Повторяем, что знаем» Сочинение | 1 | | 1 | Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. | глагол | Умение определять время, число и (в прошедшем времени) род глагола; умение поставить глагол в начальную форму. | |
127. | Контрольный диктант | 1 | | | | | | |
128. | Коррекция знаний. Изменение глагола по временам. | 1 | | | Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. | Прошедшее время, настоящее время, будущее время глаголов | | |
129. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 1 | | | . Называть основные способы определения спряжения глаголов | | Умение образовывать спрягаемые личные формы глаголов в настоящем и будущем времени; навык написания мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа. | |
IV четверть |
130. | Спряжение глаголов. | 1 | | | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов. | спряжение | | |
131. | Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени. | 1 | | | Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | | | |
132. | Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа. | 1 | | | Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа | | | Стр. 96; |
133. | Личные окончания глаголов первого и второго спряжения. | 1 | | 1 | | | Умение определять спряжение глагола; навык верного написания безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени. | |
134. | Закрепление знаний личных окончаний глаголов первого и второго спряжения. | 1 | | | Различать способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. | | | |
135. | Определение написания безударного окончания глагола. | 1 | | | Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | | | |
136. | Правописание глаголов 3-го лица единственного числа | 1 | | | | | | |
137. | Контрольное списывание. Работа с глаголами. | 1 | | | | | | |
138. | Наблюдение над личными окончаниями глаголов будущего времени. | 1 | | | Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | | | |
139. | Неопределённая форма глагола. | 1 | | 1 | | Неопределённая форма | | |
140. | Правописание глаголов на –тся и-ться. | 1 | | | Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться. | | Навык верного написания –тся и –ться в глаголах; написания безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени. | Стр. 107-108; |
141. | Обобщение случаев постановки мягкого знака в глагольных формах | 1 | | | | | | |
142. | Глаголы-исключения. Словарный диктант. | 1 | | | Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени. | Глаголы-исключения | Применять различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключеиня от похожих однокоренных глаголов. | |
143. | Написание окончаний в глаголах-исключениях первого и второго спряжения. | 1 | | | Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени. | | Умение дать характеристику глаголу как части речи; навык написания безударных личных окончаний глагола; представление о языке как об орудии воздействия на общество и человека. | |
144. | Отработка навыка написания безударных личных окончаний глагола | 1 | | | | | | |
145. | Глагол (обобщение). Способы определения спряжения глагола. | 1 | | | | | | |
146. | Систематизация знаний о глаголе | 1 | | 1 | | | | Стр. 113; |
147. | Глагол. Повторение. | 1 | | | | | | |
148. | Контрольная работа по заданиям раздела «Проверь себя» | 1 | | | | | | Стр. 114; |
149. | Коррекция знаний. Глагол. | 1 | | | | | | |
150. | Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. | 1 | | | Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов | | | Стр. 115-116; |
151. | Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. | 1 | | | | | | |
152. | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. | 1 | | | | | | |
153. | Употребление числительных в речи | 1 | | | | | | |
154. | Наречие. Вопросы к наречиям. | 1 | | | Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость) | | | |
155. | Неизменяемость наречий. | 1 | | | | | | |
156. | Роль наречий в речи. | 1 | | | Распространять предложения наречиями. | | | |
157. | Повторение. Классификация слов в русском языке | 1 | | | Оценивать свои успехи в учебной деятельности | | | |
158. | Служебные части речи. Предлоги. Союзы. | 1 | | | | | . | |
159. | Общее представление, значение и роль в предложении. | 1 | | | Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи. | | | |
160. | Повторение частей речи | 1 | | 1 | | | | |
161. | Повторение состава слова | 1 | | | | | Навык звуко-буквенного, морфологического анализа, разбора слова по составу; навык нахождения главных и второстепенных членов предложения; умение создать текст разного типа; орфографическая зоркость. | |
162. | Повторение изученных орфограмм | 1 | | | Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. | | | |
163. | Повторение алгоритмов проверки окончаний слов разных частей речи. | 1 | | | | | | |
164. | Контрольный диктант. | 1 | | | | | | |
165. | Коррекция знаний. Повторение. | 1 | | | Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий | | | |
166. | Типы текстов. | 1 | | | | | | |
167-170. | Повторение изученных орфограмм | 4 | | | | | | |