Конспект урока по математике в 1 классе.
Автор: Кулакова Ольга Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №61» г.Владивостока.
Пояснительная записка
Урок математики по теме «Задача» проводился в 1-м классе по учебнику « Математика. 1 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова (Образовательная система «Школа России»).
Данный урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Этот урок является продолжением формирования сознательного и прочного, доведённого до автоматизма, усвоения таблиц сложения и вычитания чисел в пределах 10; соответствующих случаев состава этих чисел. На этом уроке дети впервые знакомятся с термином задача и ее составляющими (условие, вопрос, решение, ответ). Форма этого урока – комбинированный. Эта одна из наиболее интересных форм урока, особенно при изучение новых тем т. к. она развивает мотивационную основу обучения, которая определяет успешность последующего обучения, интерес к учению детей 1 класса.
Тема урока: Знакомство с задачей.
Цели урока: Познакомиться с понятием задача и её составными частями.
Задачи урока: 1) Познакомить с отличительными элементами задачи, уметь
выделять задачи из предложенных текстов;
2) Развивать математическую речь;
3) Воспитывать интерес учиться, правильно идентифицировать себя с позиции школьника.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Формы организации: Фронтальный, индивидуальный, работа в паре, в группе.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.?
Оборудование: УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. под редакцией М.И. Моро, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация «Задача», предметные картинки(поезд с примерами, смайлики), веера цифр, набор для устного счёта.?
Планируемые результаты:
Предметные.
- уметь различать структуру текстовой задачи, правило оформления решения задачи в тетради.
- Уметь различать условие задачи, вопрос.
- Уметь выделять задачи из предложенных текстов.
Метапредметные.
Личностные:
- положительное отношение к изучению предмета математики;
- оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- умение высказывать своё предположение
- умение отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные :
-формирование умения осуществлять анализ, сравнение объекта;
- умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные:
- участие в работе парами и группами;
- умение понимать задаваемые вопросы;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
№ | Этапы занятия | Планируемые результаты(личностные, метапредметные, пред-метные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий |
1 | Мотивационно-организационный момент. Рефлексия | Личностные: Понимание значения знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | Громко прозвенел звонок Начинаем наш урок. Наши ушки на макушке Слушаем внимательно Работаем старательно Все запоминаем Ни минуты не теряем Девиз нашего урока: Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудится, Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает. Мы будем учиться сегодня решать, Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать. Но для начала как всегда нужна зарядка для ума. Над развитием каких умений мы будем работать с вами сегодня Кто запомнил? создание эмоционального настроя на изучение нового материала. Ребята нам пришло письмо. (Помогите нам ребята Нас заколдовал злой волшебник. Мы не помним в каком математическом городе мы живем.. С уважением жители математического городка.) Чтобы помочь жителям этого города Нам нужно выполнить задания. И тогда мы узнаем как называется математический город. | Эмоциональный настрой (Уметь сравнивать, исследовать, рассуждать, решать) | И К Т и мультимедийная система Слайд №1 Слайд №2 |
2 | Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Личностные: осознание своих возможностей в учении Регулятивные: удерживание учебной задачи, контроль со стороны учителя Коммуникативные: рассуждение, высказывание и доказывание своё мнение. Предметные: нахождение неизвестного слагаемого | Индивидуальная работа Вместо звёздочек поставь нужную цифру. - Как найти неизвестное слагаемое? 1+2=* 4+2=* 5+2=* 3=*+2 6=*+2 7=*+2 3-2=* 6-2=* 7-2=* ( пока дети работают у доски, остальные на месте работают) Организация фронтальной деятельности учащихся: Устный счёт 1)8-1 1+7 5+1 9+1 3-1 4+1 6-1 7+1 10-1 Мы с вами отгадали первый слог названия математического города.(За) 2) (игра «Cоставь поезд»),расположи вагоны с примерами в порядке возрастания. 2+3 5-2 3-2 2+0 3+1 Мы отгадали следующий слог математического города (ча) 3)Расшифруй 8-7 _у 3+1 _н 1+2 _ц 6+2 _м 1+6 _и 4+1 _ы Вот мы и разгадали последний слог названия города (да) Составьте слово( дети составляют слово задача) Жители страны вам благодарны. | 3 ученика у доски заполняют пропуски, проверяют с помощью сигнальных карточек, читая выражения разными способами? Работа с веером цифр. Решают примеры и располагают вагончики с примерами в порядке возрастания | Слайд №4 Слайд №5 |
3 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности. | Познавательные: анализирование и выделение существенной информации Коммуникативные: получение возможности научиться высказывать своё мнение Регулятивные: записывание решения в тетрадях Предметные: решение задач в одно действие | Что такое задача? Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить. Формулировка задания, побуждение к рассуждению и высказыванию своего мнения через презентацию. *Послушайте 2 рассказа и сравните их. 1.На базе купили 2 свёклы и 1 кочан капусты. Сколько всего купили овощей? 2. На базе купили 2 свёклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные. *Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «математика», а какой – в учебник «окружающий мир»? *Кто скажет как называется первый рассказ на языке математики? *Кто уже догадался о чём пойдёт речь на уроке? ….. *Что известно в задаче?(это условие) *Что нужно узнать? (это вопрос ) *Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него.(2+1=3 это решение) (3 овоща это ответ) Работа по учебнику. Стр.88 №1 Учитель читает задачу. Ребята, что я прочитала?(задачу) Назовите условие задачи. Назовите вопрос задачи. Назовите решение задачи. Назовите ответ задачи. | Дети смотрят презентацию и слушают учителя? Отвечают на вопросы, осуществляют анализ объектов, используя наглядный материал для решения учебной задачи. Читают задачу хором с учителем, называют части задачи. | Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 |
| Физкультминутка. | Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем | Организация физкультминутки. Раз, два, три, четыре,пять Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей. | Осуществляют профилактику утомления | |
4 | Этап первичной проверки понимания изученного | Личностные: решение житейских ситуации, требующих знаний структурных компонентов задачи и умения решать задачу Регулятивные: действие с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов математической символики Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра Предметные: Учатся различать части задачи и решать её, начать знакомство с разнообразием задач | Самостоятельная работа учащихся в группах Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами 1)Белка нашла грибы. 2)Ёжик собрал 4 листика, потом ещё 2. Скоро зима. 3)Заяй съел 2 морковки, а белочка 1. Они друзья. 4)На ветке сидели 3 сороки и 2 вороны. Сколько птичек было на ветке всего? | Дети обсуждают и составляют задачу в группах. При проверке каждая обыгрывают части задачи | Слайд №11 |
5 | Этап закрепления изученного | Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий. Работа в тетради на печатной основе. Работа в парах. № 3 (с. 88) Самостоятельно решите задачу и определите её части. Взаимопроверка. Логическая задачи (работа по учебнику) № 7 (с.89). Прочитай задание. Является ли данный текст задачей. Кого из мальчиков как зовут?(справа на лево: Дима, Саша, Толя) | Решают задачи и вписывают решение. Проверка по вариантам Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют предложенный текст | Слайд №12 |
6 | Этап подведения итогов учебного занятия , рефлексия. | Личностные: осознание мотивации учебной деятельности и накопление опыта в решении задач. Коммуникативные: формулирование собственной позиции и мнения Познавательные : определение и называние структурных компонентов задачи, запись решения задач в тетрадь. Регулятивные: самооценка деятельности на уроке | Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы. Ребята кто скажет жителям какого математического города мы сегодня помогли? А что такое задача? А из каких частей состоит задача? - Какие математические термины вы сегодня узнали? Рефлексия: - Как вы поняли новую тему. Оцените свои знания с помощью смайликов. | Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | Сссслайд№13 и 14 |